Volvo на самом деле основана в 1915 году Ассаром Габриельссоном и Густафом Ларсоном как дочерняя компания известного производителя подшипников SKF. В качестве автомобильной фирмы она выступает с августа 1926-го. Ну а полную финансовую независимость от SKF Volvo получила лишь в 1935 году, а пока...
В 10 часов утра 14 апреля 1927 года менеджер по продажам Хилмер Йуханссон выехал в первом серийном автомобиле ÖV4 за ворота завода Лундби в Гетеборге. На самом деле, он должен был выехать за день до этого. Однако, как сегодня принято говорить, что-то пошло не так. А именно, когда первый собранный ÖV4 уже был готов покинуть цех, инженер Эрик Карлберг включил первую передачу, начал отпускать сцепление, а машина тронулась назад...
Неполадка объяснялась просто: неправильно установили дифференциал заднего моста. На исправление ошибки ушел целый день. Тем не менее, именно тот Volvo ÖV4 стал первым построенным компанией серийным автомобилем. В дальнейшем, стоит признать, ядром производства Volvo оказались отнюдь не легковушки, а тяжелые грузовики, автобусы и строительная техника.
Обозначение ÖV4 расшифровывается как «Öppen Vagn 4 cylindrar», что по-шведски дословно означает «открытая перевозка 4 цилиндра». Модель ÖV4 часто упоминалась, как Jakob. Дело в том, что один из первых десяти предсерийных образцов был построен фирмой 25 июля 1926 года — в день Святого Якоба. Кстати, все 10 прототипов были собраны в Стокгольме на предприятии AB Galco, Hälsingegatan 41, где в то время работал Густав Ларсон — один из основателей фирмы и конструктор двигателя ÖV4. И лишь единственный автомобиль из той десятки удалось сохранить для потомков, сегодня он хранится в музее Volvo в Гетеборге.
Если двигатель спроектирован Густавом Ларсоном, то основные компоненты шасси, и не только, дело рук Яна Густава Смита — человека, который, проработав много лет в американской автомобильной промышленности, в 1924-м вернулся в Швецию. Дизайн первого Volvo, включая «перечеркнутую» решетку радиатора, а также логотип в виде стилизованного символа железа, создал шведский художник, скульптор и промышленный дизайнер Хелмер МасОлле.
Как говорят, летом 1927 года, когда был представлен Volvo PV 4 — крытая версия ÖV 4 — МасОлле, который оказался не в курсе, был в ярости. А напрасно, его дизайн оказался довольно неуклюжим, к тому же кабриолет — не самая лучшая идея для Швеции. Климат, знаете ли, диктует свое. Словом, уже к 1928 году была введена более сбалансированная и изящная конструкция. Кстати, версия Special с жестким верхом была оснащена бамперами, которые тогда еще не были стандартным оборудованием.
Легковушки — только начало
В период с 1927 по 1929 год выпущено 996 автомобилей, 694 из которых оказались крытыми версиями PV 4. Что же касается открытых кузовов, то не все из них родились кабриолетами. На базе как минимум 70 шасси были созданы открытые пикапы с грузовым отделением, расположенным сразу за передними сиденьями.
Ну а в остальном машины мало чем отличались друг от друга. Их объединял 4-цилиндровый бензиновый двигатель с боковым впрыском объемом 1944 см3 мощностью 28 л.с. при 2000 об/мин с максимальным крутящим моментом в 100 Нм. Трансмиссию предлагали механическую 3-ступенчатую. С ее помощью автомобиль (а вес открытой версии составлял 1170 кг) был способен разогнаться до максимальных 90 км/ч.
Итак, Volvo Group начала свою деятельность в 1927 году с легковушки. Однако международное признание пришло лишь после выпуска первого грузовика. Под обозначением LV40 его начали собирать 20 февраля 1928 года с использованием американских методов организации серийного производства и перспективного планирования. Это был 1,5-тонный грузовик с двигателем от легковой машины и новыми рамой, задним мостом, подвеской, простенькой деревянной кабиной и двумя размерами базы (3300 и 3700 мм).
Американский опыт неплохо лег на деловитый и дисциплинированный стиль работы аккуратных шведов. В итоге зародился так называемый «Вольво-метод» производства — символ высокого качества и надежности автомобилей и их узлов, изготовленных на конвейере. В 1929 году появился 2-х тонный вариант LV60 с рядным 6-цилиндровым 3-литровым двигателем Penta на 65 л.с. и гидроприводом всех четырех колесных тормозов.
Вскоре начался экспорт грузовиков в Европу, хотя эти автомобили всерьез заявили о себе за пределами Швеции лишь после Второй мировой войны. Первый автобус, B1, был запущен в 1934 году. К началу 1940-х к нему добавились авиационные двигатели, расширяя ассортимент выпускаемой продукции.
Гарантия от ДТП?!
А между тем, первые скромные прибыли у компании наметились еще с 1929 года. В 1930-м уже почти 3000 Volvo катаются по миру, оправдывая латинское название бренда «Я качусь». А первый «народный автомобиль» PV51 выходит в 1936 году. К тому моменту Volvo уже твердо ассоциируется с высоким качеством и репутацией производителя солидных автомобилей класса «бизнес» и «люкс». В конце 30-х на рынок выходит модель PV36 с обтекаемыми формами и модель PV654 в версии «люкс» с гидравлическими тормозами на всех колесах.
В годы Второй мировой Volvo, как и все, испытывала дефицит материалов и топлива, поэтому выпуск небольших экономичных автомобилей был оправданным. Продажи упали, что было частично компенсировано заказами для оборонной промышленности. А 6 сентября 1941 года Volvo поставила свой 50-тысячный автомобиль.
В 1944 году Volvo показывает новый народный автомобиль PV444 с уникальным сочетанием американского стиля, европейских размеров и низкой цены. Однако начать его производство удается лишь в 1947-м. Зато машина поставляется с передовой технологией — с ламинированным лобовым стеклом. Серьезный шаг в сфере безопасности.
В 50-е Volvo удивляет Швецию гарантией на любой ущерб, нанесенный автомобилю в результате столкновения в течение пяти лет эксплуатации. А 1958 год запомнился тем, что новая модель PV544 и легендарный Amazon оборудованы 3-точечными ремнями безопасности на передних сиденьях. Volvo стала первым производителем, предложившим такой уровень защиты в стандартном оснащении своих автомобилей. Тем своим изобретением они спасли, наверное, уже миллионы людей на Земле.
Специализация — безопасность
Ну а дальше инновации (многие по части безопасности) просто сыплются из Volvo как из рога изобилия: в 60-х на новой серии Volvo 140 впервые появляются подголовники на передних сиденьях, ремни безопасности для трех пассажиров на задних сиденьях и электрический обогрев заднего стекла. В 1966-м наиболее передовая модель бренда — Volvo 144 — обзаводится передними и задними дисковыми тормозами, раздельной рулевой колонкой и новым продвинутым замком 3-точечных ремней безопасности.
В начале 80-х Volvo модернизирует все бензиновые моторы с целью снижения расхода топлива и повышения мощности. Volvo 760 полностью соответствует современным требованиям не только в плане стиля и роскоши, но и безопасности вместе с экономичностью. Volvo внедряет двигатели с каталитическими нейтрализаторами и кислородными датчиками.
В 90-х технологический рост продолжается, что подтверждает появление в июне 1991-го Volvo 850 GLT. Ей удалось действительно удивить и специалистов, и покупателей. Пожалуй, 850-я становится основой для разработки большинства моделей компании 90-х. И кроме того, Volvo получает окончательное мировое признание как ведущий эксперт в сфере автомобильной безопасности.
Однако новой технологической эрой в компании все же считают модель S80, вышедшую в 1998 году. Здесь появились «шторки безопасности», система защиты от плетевых травм WHIPS, рядный шестицилиндровый двигатель, встроенный GSM-телефон и передовая технология компьютерного управления и много чего еще. Помимо всего прочего, итальянцы из журнала Automobilia присудили Volvo S80 звание «Самого красивого автомобиля в мире». Автомобиль и вправду оказался очень хорош, однако самой компании в плане финансового здоровья было уже не слишком вольготно. Инновации обходились не дешево.
Эпоха Ford (1999-2010)
Если еще в 80-х Volvo еще была способна поглощать некрупных игроков — например, приобретая у голландцев подразделение легковых автомобилей DAF (кстати, голландский Volvo 340 был одной из самых продаваемых моделей в Великобритании тех лет), то в конце 90-х пришло время самим искать помощи на стороне. И в 1999 году шведский концерн продает свое автомобильное подразделение Ford Motor Company за $ 6,45 млрд. Ford поместил Volvo «под стекло» — определил в состав Premier Automotive Group с прочими люксовыми брендами: Jaguar, Land Rover и Aston Martin.
В 2000 году на рынок выходят S60, обновленные V70, XC70, S40 и V40. Вскоре Volvo осваивает производство нового поколения экологически чистых дизельных двигателей. Внедрен ряд новых технологий. Например, функция помощи при экстренном торможении EBA, сокращающая тормозной путь автомобиля. Открыт новый центр по безопасности с уникальной лабораторией, которая и по сегодняшний день является ведущей в автомобильной отрасли по проведению краш-тестов.
На Мотор-Шоу в Женеве в 2003 году Volvo снова удивляет публику, представив концептуальную модель VCC (Versatility Concept Car) — премиальный универсал будущего. Многие предложенные в этой модели решения, особенно из тех, что касаются комфорта и защиты окружающей среды, успешно реализованы в нынешних моделях Volvo.
В 2006-м Volvo начали собирать в Китае. А на Мотор-Шоу во Франкфурте в 2007 году был впервые показан концептуальный гибрид ReCharge, позволяющий заряжать аккумуляторы от обычной электросети. Через год Volvo презентовала свои модификации DRIVe — компактные модели с уникально низкими параметрами расхода топлива и экологичными дизельными моторами. В Женеве прошла премьера второго поколения S80 с V-образным 8-цилиндровым двигателем.
Эпоха Geely (2010-настоящее время)
Однако в ходе мощного экономического кризиса 2008 года Volvo крепко досталось. Появились долги, не обошлось без значительных сокращений. И Ford задумался о том, не найти ли нового владельца для помешанного на безопасности шведского бренда. Покупателем выбрали Zhejiang Geely Holding Group — материнскую компанию китайского автопроизводителя Geely Automobile. И сделка была завершена в 2010 году.
Впрочем, корпорация Geely Holding Group остается лишь главным инвестором Volvo Cars, тогда как компания остается независимым автопроизводителем. Сегодня Volvo не только развернула массированное наступление на рынке кроссоверов, обновив модели XC90, XC60 и дополнив их малышкой XC40, но вовсю приступила к реализации широкомасштабной стратегии электрификации транспорта. Чем закончится эта борьба, безоговорочной победой всего хорошего над всем плохим или очередной перепродажей финансового портфеля бренда, пока не ясно. Но в ходе этой борьбы стараниями Volvo в автомобиле наверняка появятся новые элементы безопасности. За которые в итоге все скажут спасибо...