НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Итоги «десятых»: штрафы для водителей выросли в три раза

25 декабря 2019 15:30
Мера ответственности за некоторые нарушения ПДД меняется едва ли не каждые несколько месяцев. Мы проанализировали, как изменились в России штрафы за последние годы и к каким последствиям это привело.

На первый взгляд, «десятые» годы изменили нашу повседневную жизнь за рулем не слишком кардинально. Но автомобилей вокруг становится больше, повышаются требования к их учету и безопасности. Неуклонно растут цены на сами автомобили, на их обслуживание, на топливо, услуги страховых компаний...

Неудивительно, что государство регулярно меняет и штрафы в сторону увеличения. На словах чиновники всегда декларируют верховенство идеи профилактики и предупреждения нарушений ПДД над наполняемостью бюджета поступлениями от штрафов. Но зачастую повышение штрафов выглядит не как осмысленная стратегия по снижению травматизма на дорогах, а как банальная индексация, направленная на создание так называемой штрафной экономики.

Падение курса рубля, которое мы наблюдали все последнее десятилетие, заставляет власти компенсировать прежний уровень штрафных поступлений в бюджеты регионов.

К тому же государственная машина придумывает все новые способы увеличить собираемость штрафов. Сегодня разговор идет уже о том, чтобы законодательно разрешить автоматическое списание штрафов за нарушения ПДД со счетов нарушителей.

Индексация штрафов — правда или миф?

Не желая оказаться пристрастными, мы решили принять теорию «индексации штрафов» за требующее проверки предположение. Мы сравнили штрафные санкций за наиболее популярные среди автовтовладельцев нарушения ПДД в 2009 и 2019 году. А заодно, исходя из опубликованной статистики ГИБДД, мы определили десять самых часто фиксируемых нарушений ПДД в России.


Нарушение
Штраф 2009 г., руб.
Штраф 2019 г., руб.
1Нарушение скоростного режима (ст. 12.9 чч. 1-4)от 100 до 2500от 500 до 5000
2Несоблюдение требований знаков и разметки (ст. 12.16)от 100от 500
3Проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика (ст. 12.12)7001000
4Нарушения правил стоянки и остановки (ст. 12.19 чч. 1-6)100-300500-5000
5Нарушение правил расположения ТС на проезжей части, встречного разъезда (ст. 12.15 ч. 1)5001500
6Управление без полиса ОСАГО (просроченный полис ст. 12.37 ч. 1)300500
7Нарушение ПДД пешеходом или иным лицом, участвующим в дорожном движении (ст. 12.29 ч. 1)100500
8Непредоставление преимущества пешеходам или иным участникам дорожного движения (ст. 12.14 ч. 3)100500
9Разворот, движение задним ходом, где запрещено (ст. 12.14 ч. 2)100500
10Нечитаемый, нестандартный госномер (ст. 12.2 ч. 1)100500

Из таблицы видно, что ответственность по многим наиболее часто фиксируемым нарушениям увеличилась в пять и более раз. И это при том, что доходы многих россиян в валютном эквиваленте за десять последних лет не увеличились, а напротив — снизились. Особенно это касается наиболее активной с экономической точки зрения категории граждан — участников дорожного движения.

Поводов для штрафа тоже стало больше

За десять прошедших лет КоАП прирос дополнительными статьями, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. В Кодексе появились ранее и вовсе невиданные цифры штрафов. Суммы в 3000, 5000 и даже 10 000 рублей — для КоАП уже пустяки.

Отказ от медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, помимо прочих санкций, грозит штрафом в 30 000 рублей. За некоторые нарушения в сфере грузоперевозок накажут штрафом до 150 000 рублей.

Данных за 2019 год еще нет, но по итогам 2018 года ГИБДД отчиталась о 129 млн постановлений, по которым собрано порядка 114 млрд рублей. Неуклонно растет и количество камер фиксации. Ежегодно их становится чуть ли не на 20% больше. При этом в обоснованиях к установке дополнительного оборудования вместо предполагаемого количества предотвращенных ДТП зачастую беззастенчиво указываются суммы, на которые возрастут «штрафные» сборы на данном участке дороги. И это, увы, уже норма.

Что же касается сокращения числа ДТП и, как следствие, снижения числа погибших и пострадавших в них людей, то это — единственное, что заставляет хоть как-то мириться с имеющейся штрафной практикой.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Начиная с 2012 года количество ДТП и пострадавших начало неуклонно снижаться. По итогам 2018 года ГИБДД смогла отчитаться о 168 тысячах ДТП и около 18 тыс. погибших в них.

За снижение числа пострадавших в ДТП стоит благодарить не только рост числа камер, которые, чего уж греха таить, в известной степени обеспечивают ту самую неотвратимость наказания за нарушения Правил. Факторов много. Это и возросшее качество дорог в мегаполисах, и снижение общей скорости потока из-за увеличения трафика. Но многие эксперты склоняются к выводу, что все-таки и правда чем выше штрафы — тем безопаснее дороги.