Оказывается, ни один известный у нас электромобиль или подзаряжаемый гибрид даже не входит в десятку лидеров по продажам, а так любимая многими Tesla занимает лишь 15 место в рейтинге самых популярных электромобилей в Китае (причем, это «дешевая» Tesla Model 3, а остальные американские модели даже не попали в топ-20).
Новые правила
Здесь надо сделать маленькое отступление. С 2019 года власти Китая заставят всех автопроизводителей продавать электромобили или гибриды, которые можно подзаряжать от электрической сети. Такие машины получат кодовое название NEV — New Energy Vehicles. Предполагается, что уже в конце 2019 года около 10% проданных легковых моделей будут иметь экологически чистые двигатели, в 2020 году их число вырастет до 12%, а к 2025 году цифра увеличится уже до 20%.
Эти проценты — цифра весьма условная. Китайские власти разработали хитрую систему «баллов», которые будут набирать автомобильные компании. Чем больше авто сможет проезжать на электричестве, тем больше очков: за гибриды с бензиновыми моторами дадут мало, а максимум можно будет получить за современные электрокары с автономным пробегом 300-400 и более километров.
Одновременно с этим в Китае начали отказываться от субсидий, которые ранее могли покрыть до трети от стоимости электромобилей. Так, власти прекратили поддерживать покупателей, которые выбирают машины с пробегом на электричестве менее 250 км, а субсидии для более «дальнобойных» машин сократились вдвое. В итоге уже в августе рынок подзаряжаемых гибридов в Китае упал на 12%. Электрокары продолжают расти, хотя они показали «всего» плюс 4%.
Самые популярные электромобили в Китае (по итогам продаж за 8 месяцев 2019)
BAIC EU-Series
Электрический седан EU5 с двигателем мощностью 215 л.с. способен проехать 416 км при полностью заряженных аккумуляторах. В Китае в 2019 году продано уже 65 593 такие модели, а в августе — более 7,5 тыс. В Поднебесной такая машина стоит 32,5 тыс. долларов.
BYD Yuan EV S2
BYD Yuan EV S2 занимает второе место по продажам в 2019 году — почти 43 тыс. автомобилей. Как раз накануне введения новых правил, производитель провел обновление машины: увеличена емкость аккумуляторов до 58 кВт∙ч, что позволило повысить автономность до 410 км. Двигателей две штуки — базовый имеет 93 л.с., но есть еще и 163-сильная версия. Цена в Китае — от 25 тысяч долларов.
Baojun E-Series
По результатам продаж за 8 месяцев модель занимает третье место, но в августе она стала лидером электрического рынка Китая! Более 8,6 тыс. проданных машин. Главное преимущество модели — невысокая цена (14,7 тыс. долларов). А благодаря недавнему обновлению и появлению новых аккумуляторов на 24 кВт∙ч E-Series способен по заявлению производителя проезжать на одной зарядке более 250 км. А, значит, покупатели по-прежнему могут покупать эти машины с субсидиями от государства.
BYD e5
За первую половину 2019 года BYD e-5 набрал неплохой ход, что позволило ему занять четвертое место по продажам (28,1 тыс.). Хотя в августе спрос на этот седан резко снизился — продано менее 2 тысяч машин.
BYD Tang PHEV
Будущее этой модели под вопросом — спрос на подзаряжаемые гибриды в Китае, видимо, будет снижаться. Хотя Tang PHEV пока еще держится молодцом. Причем, компания уже построила полностью электрическую версию своего кроссовера, которая получила два электромотора суммарной мощностью 245 л.с. (разгон 0-100 км/ч за 4,4 с). А батареи на 82,8 кВт∙ч должно хватить на 500 км пути. Правда, кроссовер недешев — от 38 до 53 тысяч долларов.
А где известные бренды?
Несмотря на то, что в сегменте «обычных» легковых автомобилей марка Volkswagen является в Китае несомненным лидером, среди электромобилей она пока ничем не выделяется. Гибридная версия Volkswagen Passat занимает лишь 13 место, причем в августе было продано менее 700 машин. Хотя мы понимаем — ситуация может резко измениться, когда на китайский рынок выйдут новые электромобили концерна: Volkswagen ID.3 и кроссовер ID.4 и пр. Чуть лучше сейчас дела у BMW 530Le, которая является самым продаваемым иностранным гибридом в Китае.
Молодые и наглые
Титул самого продаваемого стартапа в 2019 году принадлежит молодой марке Nio. Кроссовер ES6 только в августе нашел 2366 покупателей. Причем, Nio ES6 недешевый автомобиль — базовая версия кроссовера стоит в Китае 358 тысяч юаней, что в пересчете на рубли порядка 3,5 млн. А цена дорогой версии вообще 5,5 млн рублей!
Хотя цена оправдывается высокими технологиями — электрические двигатели на ES6 имеют суммарную мощность 544 л.с., с места до сотни эта машина может разогнаться за 4,7 с. Пробег на полностью заряженных аккумуляторах обещают 510 км.
В салоне тут все «как у Теслы», даже круче: большой планшет в центре, качественные материалы отделки, автопилот, есть даже «интеллектуальный» помощник водителя NOMI. При его активации из передней панели выезжает небольшой кругляш с «глазами», который выполняет голосовые команды, следит за пассажирами, погодой, настраивает радиостанции, включает музыку и контролирует другие системы машины.
Китай | Август | 2019 | % | |
1 | BAIC EU-Series | 7580 | 65593 | 8 |
2 | BYD Yuan / S2 EV | 5468 | 42988 | 5 |
3 | SAIC Baoj jn E-Senes EV | 8698 | 31900 | 4 |
4 | BYDeS | 1963 | 28184 | 4 |
5 | BYD Tang PHEV | 1658 | 27932 | 4 |
6 | CheryeQ | 2345 | 27032 | 3 |
7 | Geely Emgrand EV | 2330 | 26870 | 3 |
8 | SAIC Roe we Ei5 EV | 197 | 23320 | 3 |
9 | Great Wall Ora R1 EV | 1108 | 20866 | 3 |
10 | Changan Eado EV | 1075 | 18350 | 2 |
11 | JAC iEV E-Series | 228 | 17642 | 2 |
12 | BMW 530Le | 3001 | 16229 | 2 |
13 | VW Passat GTE PHEV | 673 | 15892 | 2 |
14 | BAIC EX-Series | 6568 | 15485 | 2 |
15 | Tesla Model 3 e) | 1500 | 14439 | 2 |
16 | SAIC Roewe Ei6 PHEV | 1240 | 14218 | 2 |
17 | BYD Qin Pro PHEV | 1159 | 14016 | 2 |
18 | BAIC EC-Series | 2692 | 13286 | 2 |
19 | BYD Qin Pro EV | 1470 | 12928 | 2 |
20 | Xiaopeng Xpeng G3 | 306 | 11417 | 1 |
Остальные | 31424 | 359113 | 45 | |
Всего | 80907 | 793355 | 100 |