НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Mazda Sport Cup – теперь и на трассе Формулы 1!

8 января 2015 10:01
«Сочи Автодром», ливень, сбой системы хронометража, штрафы, гонка в темноте и финиш за машиной безопасности – сценарий невероятно напряжённого финала Mazda Sport Cup 2014

Чем позже проходит Mazda Sport Cup, тем драматичнее он выдаётся? Похоже, что так! В прошлом году отборочный этап для представителей прессы состоялся только в сентябре, а в 2014-м казалось, что чемпионат и вовсе не состоится. Но у нас был повод подождать до ноября – и отбор, и финал прошли на самой современной трассе страны, «Сочи Автодроме», где ещё совсем недавно состоялся дебютный Гран-При России Формулы 1. К тому же, Mazda Sport Cup 2014 выдался на редкость непредсказуемым и насыщенным!

Пусть трасса «Сочи Автодром» не может похвастать захватывающей конфигурацией, но виды открываются потрясающие!

Впрочем, начиналось всё привычно – с отборочного этапа. Тест на реакцию, упражнение «планка» (стойка на локтях и мысках), но вместо слалома внедрили проверку знаний об автоспорте, компании Mazda и даже... истории России! Гонщики должны быть умными? Но это не внесло существенных корректив в расстановку сил – по-прежнему основные очки начисляли за время на круге. И без сюрпризов не обошлось. Во-первых, ехать предстояло по полной конфигурации длиной 5 848 метров. А, во-вторых, каждому участнику выделили всего... один круг!

Физические упражнения и тестирование знаний не вносят решающего расклада в расстановку сил – от участников по-прежнему требуется показать максимально хорошее время круга

Учить трассу по симуляторам было бесполезно – во всех ходовых местах стояли ретардеры из конусов, а ещё трасса оказалась непривычно широкой. Забегая вперёд, могу сказать, что именно этот фактор и стал залогом хорошего времени круга – в 90-градусные повороты можно было заезжать гораздо быстрее и по более пологим траекториям, чем мы привыкли на всех остальных российских трассах. А их в рамках Mazda Sport Cup мы повидали немало – в 2011 году чемпионат стартовал на «Нижегородском кольце», следующий этап я провёл на «Красном кольце» в далёком Красноярске, наш Дмитрий Ласьков год спустя колесил на родстере MX-5 Aori по Moscow Raceway, а прошлогодний полуфинал проходил на «Казань-Ринге».

Лучшим результатом в отборе на стандартном хэтчбеке Mazda 3 с двухлитровым 150-сильным мотором и автоматической коробкой стало время 3:43.850, что на 22 секунды медленнее подготовленного родстера MX-5 Aori на спортивных шинах, если сравнивать первые сессии

Ещё одно новшество касалось критериев отбора, за которые прежде не раз критиковали организаторов – шутка ли, в коллективе прошлогодних победителей в зачёте прессы оказалось сразу четыре быстрых гонщика! В этом году количество человек в команде было уменьшено до пяти, а на место в «ковше» Мазды MX-5 Aori могли претендовать только лучшие 12 пилотов отборочной части. Намеренно ухудшил свои показатели, чтобы попасть в сильный коллектив? Хитрость не сработает, поедешь на Мазде 3 с «автоматом»! Дальше – жеребьёвка. Карточку с номером команды тянет сначала первая шестёрка, потом вторая и так далее.

На трассе было установлено 4 ретардера, призванных снизить скорость на быстрых участках трассы. Прямики-то длинные, а бетонные отбойники совсем близко. Удивительно, но, несмотря на сложные условия в день проведения финала, ни один автомобиль не пострадал!

Каким же было моё удивление, когда за одним столиком собралась едва ли не вся прошлогодняя команда – компанию мне составили Александр Столяров («За Рулём. Регион»), Мария Арзамасова (FHM), Сергей Воронков (Major Auto Trans) и Илья Гуревич (РБК ТВ). Так что о названии долго думать не пришлось – «Дежавю»! Но быстрый Гуревич излишне перестраховался на отборочном круге и не попал в 12 лучших, так что ехать ему предстояло на Мазде 3. Хотя в нашем случае это скорее помогло повысить шансы на выход в финал.

Накалялись не только нервы участников, но и тормоза – быстрых поворотов на «Сочи Автодроме» мало, так что дискам и колодкам доставалось несладко. Впрочем, у самых опытных участников подобных проблем не возникало – дело было в более точных и плавных действиях рулём и газом, которые не провоцировали срабатывание DSC (системы стабилизации). Отключать электронный «ошейник» было строго запрещено

И вот почему – если прежде учитывались лучшие круги всех членов команды, то теперь регламент основательно перекроили: гонщики на MX-5 Aori ехали на скорость, а остальные на Маздах 3 – на экономию топлива! Скучно? Ничего подобного! Каждый участник должен был проехать определённый минимум кругов за регламентированный промежуток времени, так что «тошнить» 60 км/ч не удавалось. В ход пошли тактические ухищрения и в результате лучшими оказались те, кто отправился на последний круг перед взмахом клетчатого флага – возвращаться на пит-лейн можно было сколь угодно медленно.

Перед «экогонкой» каждую машину в присутствии главного судьи и представителя команды заливали под горлышко. После финиша – ещё одна заправка. На отборочном этапе наш средний расход после пересчёта составил 6,751 л/100 км, что почти на 0,8 л/100 км меньше, чем у ближайших соперников (7,5 л/100 км)

Опыт Ильи Гуревича нам очень помог в зачёте Club – вместе мы
участвовали в марафоне
«Самый экономичный автомобиль 2012 года» и тогда он стал самым «бережливым» водителем. Итогом стала уверенная победа в Сочи со средним расходом 6,751 л/100 км. Но, несмотря на этот факт и на мой лучший круг в категории Pro (я удачно пристроился за Владимиром Мельниковым, который до Mazda Sport Cup проехал здесь этап Российской серии кольцевых гонок, «подсмотрел» траектории и смог улучшить время), нам пришлось понервничать до самой церемонии награждения – Александр Столяров на MX-5 Aori зацепил 2 конуса и заработал 20 секунд штрафа. Однако соперники из коллектива «Ветерок» накосили ещё больше, так что в финал мы всё-таки прошли, пусть и со второй строчки!

Мы до последнего держали пальцы скрещенными, но не верили, что сможем пробиться в финал. И всё-таки судьба оказалась благосклонной, а попутно я поставил в коллекцию ещё одну стеклянную статуэтку, которую дают за лучшее время круга – такие же я привозил из Смоленска, Нижнего Новгорода, Красноярска и подмосковного Мячково

На следующий день к журналистам присоединились семь команд владельцев автомобилей Mazda и две команды из зачёта корпораций – они прошли отбор в Мячково и на «Нижегородском кольце». А квалификацией стала ещё одна гонка на экономичность, в которой принимали участие уже все пилоты. Но если представители СМИ могли спокойно катиться с небольшим средним расходом, то остальные восприняли это как своеобразную тренировку – трасса-то им не знакома! Так что первые два места на старте у пишущей и снимающей братии никого не удивили – разве что мы отдали поул-позицию конкурентам из коллектива «Даонивсеупоротые». Ничего, гонки длинные, догоним...

Ретардер, установленный после стартовой прямой, потребовал не только серьёзно увеличенного интервала между машинами на решётке, но и уточнения правил – обгонять можно только после него

Да-да, именно гонки! Финальная часть включала в себя два заезда по 75 минут, а итогом соревнования должна была стать сумма заработанных очков. Никакой экономии бензина и тайматака: приехал на финиш первым – получил максимум баллов. И для «Дежавю» всё складывалось очень хорошо – единственные соперники (каждая команда боролась в своём зачёте) ошиблись «гаражом», потеряли на этом много времени и тем самым подарили нам лидирующую позицию. Не повлияли на расстановку сил даже дождь и штраф «стоп-энд-гоу», который пришлось отстоять мне за превышение скорости на пит-лейн предыдущим членом команды – гонку «Дежавю» закончила на втором месте в абсолюте и на первом в своей категории. Победа?

Сложные условия отнюдь не охладили пыл участников – борьбы на трассе было много

Увы, нет. В произошедшее сначала не верил никто – каким-то непостижимым образом на самой современной трассе России, которая не так давно принимала Гран-При Формулы 1 судьи включили систему хронометража... в квалификационном режиме! То есть, в зачёт шёл лишь лучший круг! Чтобы избежать многочисленных протестов – каждая команда знала, на каком месте финишировала, но доказать это было невозможно – было принято соломоново решение аннулировать результаты первой гонки. А в перерыве разразился настоящий тропический ливень, словно намекая: «Я сейчас смою все следы, и мы начнём сначала».

Странно, что некоторые участники, которые неоднократно стартовали в Mazda Sport Cup, до сих пор получают предупреждения за движение по средней линии (там, где реклама Allianz) – ехать можно только по асфальтовой зоне пит-лейн

Пауза всё затягивалась – воды на трассе было слишком много, но не отменять же гонку. Ощущение, будто очутился на Гран-При Малайзии 2009 года или Гран-При Канады 2011-го – заезд остановлен, все смотрят на небо, нервничают и ждут, когда же рассеются тучи. А в Сочи, да ещё и в ноябре, темнеет очень быстро... И дело даже не в риске аквапланирования, а в видимости: я на собственной шкуре прочувствовал, что такое преследовать соперников, находясь в шлейфе брызг – едешь, как в тумане. К счастью, погода позволила продолжить борьбу – гонке быть!

Смена гонщиков – очень тонкий момент. Сначала нужно не проморгать табличку, которую показывает тренер команды (как и прежде, ими стали признанные мастера российского автоспорта, а на этой фотографии – очаровательная Наталья Гольцова). Потом – не превысить скорость на пит-лейн. А дальше – стартовать ровно через 3 минуты после того, как секундомер начнёт отсчёт (делается это после полной остановки автомобиля). Движение задним ходом – только за счёт мускульной силы экипажа

«Конусы, скорость на пит-лейн, белая линия на выезде из боксов», – эти слова я повторял будто мантру каждому члену нашей команды. «Никакого риска, просто старайся не слишком отстать от лидера», – это было адресовано уже Саше Столярову, который проявил себя в первой гонке и мы решили доверить ему стартовый отрезок. Но накал страстей достиг своего предела – на смену Саша приехал грустный и с приличным отставанием. «Чуть не развернуло, сбил конус», – вздохнул Столяров. Не беда! В финале место Сергея Воронкова, который был вынужден уехать, занял Михаил Кульдяев, а Илью Гуревича мы посадили в MX-5 Aori. И отыгрались!

Основная ошибка подавляющего большинства участников – слишком быстрый вход в поворот. В результате траектория получается менее пологой, что не позволяет рано начать ускоряться на скользком покрытии

С пит-лейн я выехал уже на втором месте, смог потихоньку оторваться от быстрого Михаила Конончука (Cars.ru) из команды главных соперников и обошёл лидера уже в кромешной темноте – приходилось даже включать дальний свет фар! Но череда ошибок на этом не закончилась, в том числе, и тактических. Я мог бы «просидеть» на трассе и пятый круг, но в боксы меня зазвали раньше – перестраховались, чтобы не получить штраф за лишнее нахождение на треке. Конончук просвистел мимо, а с пит-лейн тут же выехала машина безопасности. Всё, финиш за «сэйфти-каром», любые обгоны запрещены!

Увидеть табличку в пылу борьбы и в шлейфе брызг от впередиидущей машины – непростая задача. Но это единственный вариант коммуникации с командой, ибо радиосвязь запрещена

В теории оставался шанс опередить главных соперников на их смене (на это отводилось целых 3 минуты), но и здесь не повезло – в темноте Маша Арзамасова не заметила табличку с надписью «SC», которая предупреждает о нахождении на трассе машины безопасности и обогнала одного из гонщиков. А это серьёзное нарушение, за которое нам «впаяли» минутный штраф. Плюс по 50 секунд за каждый сбитый конус. Итого – печальное пятое место в абсолюте и второе в зачёте прессы.

В ноябре на «Сочи Автодроме» прошли первые занятия местной Академии водительского мастерства на родстерах Mazda MX-5 Aori – участниками стали молодые гонщики Краснодарского края. Выгодное географическое положение трассы позволяет использовать её для заездов круглый год, так что партнёрство будет взаимовыгодным — ожидается, что здесь будет проходить не только обучение начинающих пилотов, но и курсы вождения Mazda Sport Academy. Кстати, MX-5 Aori откатали уже 4 боевых года и сдаваться отнюдь не собираются!

А победила команда «Бдыщ», опередившая коллектив с прекрасным названием «Хочу в Сочи», которому теперь впору переименовываться в «Хочу в Екатеринбург», ибо им также достался приз – поездка на традиционную гонку Mazda Ice Race, запланированную на конец февраля. В зачёте корпораций выиграла команда Lenovo. Но у остальных ещё есть шанс попасть на Ice Race – для этого нужно стать чемпионом картинговой серии, организованной Mazda Karting Academy. Так что «упоротым» коллегам придётся крепко попотеть на льду уральского озера, соревнуясь с опытными соперниками.

Первый в истории Mazda Sport Cup ночной финиш стал украшением финала! Жаль, что борьба не продолжилась до клетчатого флага – последние 3 круга пелотом возил за собой «сэйфти-кар»

Но, несмотря на проигрыш, мы уезжали из Сочи в прекрасном настроении. Ещё бы – шикарный автодром, отбор стал более объективным, регламент – более интересным и хитрым, а работать над тактикой нужно вдумчиво и, главное, быстрее рассчитывать время нахождения гонщиков на трассе. Удалась и «экогонка». А каков ночной финиш с роскошными видами на подсвеченные олимпийские объекты! В общем, первый Mazda Sport Cup на трассе Формулы 1 прошёл успешно. И мы надеемся, что, несмотря на грянувший кризис, Mazda Sport Cup 2015 всё же состоится. Готовы ждать этого хоть до декабря!

Два круга по трассе «Сочи Автодром» (старт из боксов после штрафа «стоп-энд-гоу»):


Вадим Гагарин
Фотографии компании Mazda