Российский авторынок продолжает оставаться в тяжелой ситуации: начиная с июня этого года продажи в России постоянно снижаются, а по итогам десяти месяцев в нашей стране было продано 1 991 312 новых автомобилей — это на 12,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, именно тогда, когда, казалось бы, шансы на быстрое восстановление почти исчерпаны, российскому авторынку бросили спасательный круг, и имя ему — утилизация.
Как свидетельствует статистика Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в октябре 2014 года в России составили 211 365 автомобилей. Это — на 9,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но то, что в другое время показалось бы катастрофой, в данных условиях представляется весьма неплохой ситуацией — ведь в сентябре 2014 года автомобильный рынок просел на 20,1%, а в августе — сразу на 25,8%!
«Нельзя сказать, что продажи в октябре были выдающимися, но это шаг вперед по сравнению с очень слабым результатом предыдущих месяцев, — поясняет председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Причиной относительного улучшения является комбинация эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства. Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным, но в настоящий момент несет в себе достаточный потенциал для улучшения статистики продаж в ноябре», — добавляет он.
Неудивительно, что новая программа утилизации, в которую включили и механизм trade-in, действительно пользуется популярностью у россиян. Так, с начала её действия в сентябре этого года было продано 100 тысяч новых автомобилей, а лишь за первую неделю ноября программой воспользовалось примерно 18 тысяч человек. А некоторые производители, такие, как АвтоВАЗ и Nissan, уже успели исчерпать выделенные квоты и не без поддержки властей получить новые и продлить программу.
Изменила программа утилизации и расклад сил в ТОП-10 самых продаваемых марок в России. Если по итогам сентября все без исключения производители показывали исключительно отрицательную динамику продаж, то в октябре две марки — Lada и Mitsubishi — прибавили по 1%, показав результат в 37 788 и 7 124 проданных авто, Skoda продала 7 440 автомобилей или на целых 5% больше, чем за тот же месяц годом ранее. Неплохой результат в условиях кризиса!
Но действительно похвалить стоит УАЗ. Пусть этот производитель и не вошел в десятку самых продаваемых марок в России, зато в октябре 2014 года продажи автомобилей из Ульяновска выросли аж на 75% до 6 843 автомобилей! Фантастика, которая легко объясняется... запуском обновленного UAZ Patriot (об этом автомобиле читайте в нашем материале «УАЗ: обновление или смерть»).
Интересно и то, что главные «неудачники» по продажам в октябре... практически не поменялись! Так, из входящих в ТОП-20 автобрендов больше всех в прошлом месяце пострадала марка BMW — продажи сократились на 39% по сравнению с октябрем 2013 года, до 2460 автомобилей. А ведь и сентябрь был для «баварцев» крайне неудачным — минус 46% или 2400 проданных автомобилей. Продолжилось падение продаж также у Chevrolet (-37% по сравнению с октябрем 2013 года или 9181 реализованных авто), Ford (-34%, 5288) и Opel (-29%, 4695). А марка одних из самых доступных автомобилей Daewoo вообще показала минус 69% и вылетела из 20 самых популярных в России!
Если же брать список самых любимых моделей россиян, то в октябре изменения в нем были минимальны. Первая троица в лице Lada Granta (16 807 проданных автомобилей), Hyundai Solaris (10 569) и Kia Rio (7100) осталась без изменений. Следом за ними идет набравшая популярность Lada Largus (6 561), а замыкает пятерку самых популярных автомобилей Renault Logan с результатом 6556 проданных машин.
В общем, существующее положение вещей дает хотя бы лёгкий, но повод для оптимизма: пусть не без помощи государства, но российский рынок начинает потихоньку восстанавливаться. Самое главное в данной ситуации — не обмануть себя напрасными надеждами: ведь, по мнению экспертов агентства «Автостат», дна российский рынок достигнет не сейчас, а в первом квартале 2015 года, когда программа утилизации закончится. И что будут делать автопроизводители тогда? Предоставим этот риторический вопрос им на размышление...
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ
Lada | 37 788 | 37 484 | 1% | 321 590 | 380 852 | -16% | ||||||||||||||||||||
Kia | 17 392 | 17 609 | -1% | 154 813 | 164 595 | -6% | ||||||||||||||||||||
Renault | 16 664 | 18 413 | -9% | 156 098 | 173 494 | -10% | ||||||||||||||||||||
Hyundai | 15 393 | 15 834 | -3% | 148 242 | 151 443 | -2% | ||||||||||||||||||||
Toyota | 12 877 | 12 831 | 0% | 128 466 | 127 977 | 0% | ||||||||||||||||||||
Nissan | 11 924 | 12 228 | -2% | 126 313 | 114 193 | 11% | ||||||||||||||||||||
VW | 9 322 | 12 625 | -26% | 103 119 | 129 847 | -21% | ||||||||||||||||||||
Chevrolet | 9 181 | 14 576 | -37% | 99 142 | 142 318 | -30% | ||||||||||||||||||||
Škoda | 7 440 | 7 055 | 5% | 70 619 | 71 553 | -1% | ||||||||||||||||||||
Mitsubishi | 7 124 | 7 029 | 1% | 59 586 | 63 269 | -6% | ||||||||||||||||||||
ГАЗ ком.авт. | 6 563 | 7 494 | -12% | 54 743 | 68 367 | -20% | ||||||||||||||||||||
УАЗ | 6 843 | 3 921 | 75% | 36 964 | 40 816 | -9% | ||||||||||||||||||||
Ford | 5 288 | 7 956 | -34% | 50 226 | 85 430 | -41% | ||||||||||||||||||||
Opel | 4 695 | 6 581 | -29% | 52 189 | 66 626 | -22% | ||||||||||||||||||||
Mercedes-Benz | 4 240 | 4 157 | 2% | 40 673 | 36 200 | 12% | ||||||||||||||||||||
Mazda | 3 839 | 3 691 | 4% | 39 119 | 35 153 | 11% | ||||||||||||||||||||
SsangYong | 2 815 | 2 668 | 6% | 20 279 | 28 406 | -29% | ||||||||||||||||||||
Audi | 2 624 | 3 115 | -16% | 28 348 | 30 097 | -6% | ||||||||||||||||||||
BMW | 2 460 | 4 052 | -39% | 28 777 | 33 744 | -15% | ||||||||||||||||||||
Lifan | 2 067 | 2 622 | -21% | 17 909 | 21 945 | -18% | ||||||||||||||||||||
Daewoo | 1 819 | 5 921 | -69% | 33 472 | 49 014 | -32% | ||||||||||||||||||||
Datsun | 1 779 | - | - | 2 299 | - | - | ||||||||||||||||||||
Land Rover | 1 728 | 1 972 | -12% | 17 147 | 16 746 | 2% | ||||||||||||||||||||
Lexus | 1 678 | 1 347 | 25% | 15 501 | 12 969 | 20% | ||||||||||||||||||||
Suzuki | 1 521 | 1 990 | -24% | 15 276 | 23 773 | -36% | ||||||||||||||||||||
Honda | 1 460 | 1 929 | -24% | 16 593 | 20 539 | -19% | ||||||||||||||||||||
Subaru | 1 430 | 1 360 | 5% | 13 022 | 13 764 | -5% | ||||||||||||||||||||
Peugeot | 1 388 | 2 718 | -49% | 17 475 | 28 639 | -39% | ||||||||||||||||||||
Geely | 1 364 | 2 513 | -46% | 14 519 | 22 074 | -34% | ||||||||||||||||||||
Citroёn | 1 311 | 2 400 | -45% | 16 299 | 24 131 | -32% | ||||||||||||||||||||
Great Wall | 1 191 | 1 677 | -29% | 12 965 | 16 631 | -22% | ||||||||||||||||||||
Chery | 1 184 | 1 618 | -27% | 13 801 | 16 486 | -16% | ||||||||||||||||||||
Mercedes-Benz ком.авт. | 1 178 | 489 | 141% | 6 795 | 3 911 | 74% | ||||||||||||||||||||
Volvo | 1 137 | 1 222 | -7% | 12 692 | 12 116 | 5% | ||||||||||||||||||||
VW ком.авт. | 973 | 1 310 | -26% | 10 381 | 12 882 | -19% | ||||||||||||||||||||
FIAT | 676 | 706 | -4% | 6 114 | 6 331 | -3% | ||||||||||||||||||||
Jeep | 654 | 483 | 35% | 6 422 | 3 921 | 64% | ||||||||||||||||||||
Infiniti | 649 | 624 | 4% | 6 570 | 7 067 | -7% | ||||||||||||||||||||
Porsche | 480 | 352 | 36% | 3 559 | 3 078 | 16% | ||||||||||||||||||||
MINI | 192 | 203 | -5% | 1 360 | 2 256 | -40% | ||||||||||||||||||||
Jaguar | 136 | 153 | -11% | 1 382 | 1 400 | -1% | ||||||||||||||||||||
Brilliance | 132 | - | - | 517 | - | - | ||||||||||||||||||||
Changan | 117 | - | - | 902 | - | - | ||||||||||||||||||||
Cadillac | 110 | 134 | -18% | 1 059 | 1 258 | -16% | ||||||||||||||||||||
Acura | 105 | - | - | 656 | - | - | ||||||||||||||||||||
BAW | 91 | 80 | 14% | 964 | 1 346 | -28% | ||||||||||||||||||||
Haima | 85 | 39 | 118% | 691 | 276 | 150% | ||||||||||||||||||||
SEAT | 78 | 155 | -50% | 1 324 | 3 094 | -57% | ||||||||||||||||||||
Isuzu | 70 | 36 | 94% | 466 | 167 | 179% | ||||||||||||||||||||
JAC | 51 | - | - | 349 | - | - | ||||||||||||||||||||
smart | 30 | 14 | 114% | 290 | 160 | 81% | ||||||||||||||||||||
Alfa Romeo | 12 | - | - | 75 | - | - | ||||||||||||||||||||
Chrysler | 11 | 4 | 175% | 102 | 145 | -30% | ||||||||||||||||||||
ТагАЗ | 4 | 9 | -56% | 129 | 348 | -63% | ||||||||||||||||||||
Foton | 2 | 0 | - | 61 | 6 | 917% | ||||||||||||||||||||
Vortex | 0 | 62 | - | 0 | 990 | - | ||||||||||||||||||||
ZAZ | 0 | 339 | - | 481 | 2 705 | -82% | ||||||||||||||||||||
BYD | 0 | 0 | - | 5 | 102 | -95% | ||||||||||||||||||||
Luxgen | 0 | 0 | - | 81 | 0 | - | ||||||||||||||||||||
Bogdan | - | 127 | - | 92 | 1 930 | -95% | ||||||||||||||||||||
Dodge | - | 10 | - | 26 | 184 | -86% | ||||||||||||||||||||
Иж | - | 31 | - | 19 | 678 | -97% | ||||||||||||||||||||
FAW | n/a | 513 | - | 2 164 | 3 739 | -42% | ||||||||||||||||||||
Total | 211 365 | 234 481 | -9.9% | 1 991 312 | 2 281 181 | -12.7% |
ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ
1 | Granta | Lada | 16 807 | 13 357 | 3 450 | 1 | Granta | Lada | 128 885 | 141 838 | (12 953) | |||||||||||||||||||||
2 | Solaris | Hyundai | 10 569 | 9 738 | 831 | 2 | Solaris | Hyundai | 95 008 | 95 495 | (487) | |||||||||||||||||||||
3 | New Rio | KIA | 7 100 | 8 155 | (1 055) | 3 | New Rio | KIA | 73 516 | 75 833 | (2 317) | |||||||||||||||||||||
4 | Largus | Lada | 6 561 | 5 765 | 796 | 4 | Duster | Renault | 62 567 | 68 163 | (5 596) | |||||||||||||||||||||
5 | Logan | Renault | 6 556 | 4 380 | 2 176 | 5 | Kalina | Lada | 54 684 | 53 532 | 1 152 | |||||||||||||||||||||
6 | Duster | Renault | 5 778 | 7 737 | (1 959) | 6 | Largus | Lada | 54 090 | 46 167 | 7 923 | |||||||||||||||||||||
7 | 4×4 | Lada | 5 158 | 5 330 | (172) | 7 | Polo | VW | 48 425 | 59 677 | (11 252) | |||||||||||||||||||||
8 | Almera | Nissan | 4 817 | 2 337 | 2 480 | 8 | Logan | Renault | 46 921 | 42 721 | 4 200 | |||||||||||||||||||||
9 | Kalina | Lada | 4 804 | 4 460 | 344 | 9 | Almera | Nissan | 38 759 | 10 183 | 28 576 | |||||||||||||||||||||
10 | Polo | VW | 3 867 | 6 309 | (2 442) | 10 | Priora | Lada | 38 643 | 48 497 | (9 854) | |||||||||||||||||||||
11 | Niva | Chevrolet | 3 741 | 4 490 | (749) | 11 | 4×4 | Lada | 34 542 | 43 430 | (8 888) | |||||||||||||||||||||
12 | Priora | Lada | 3 451 | 3 895 | (444) | 12 | Niva | Chevrolet | 32 616 | 43 064 | (10 448) | |||||||||||||||||||||
13 | Patriot | UAZ | 3 428 | 1 616 | 1 812 | 13 | Octavia A7 | Skoda | 30 166 | 6 523 | 23 643 | |||||||||||||||||||||
14 | Sportage | KIA | 3 319 | 2 693 | 626 | 14 | Sandero | Renault | 29 885 | 36 106 | (6 221) | |||||||||||||||||||||
15 | Outlander | Mitsubishi | 3 283 | 3 010 | 273 | 15 | RAV 4 | Toyota | 29 345 | 33 136 | (3 791) | |||||||||||||||||||||
16 | New Cee’d | KIA | 3 252 | 3 157 | 95 | 16 | ix35 | Hyundai | 28 028 | 26 922 | 1 106 | |||||||||||||||||||||
17 | Sandero | Renault | 3 157 | 3 616 | (459) | 17 | Camry | Toyota | 27 577 | 28 027 | (450) | |||||||||||||||||||||
18 | Rapid | Skoda | 3 099 | 0 | 3 099 | 18 | Cruze | Chevrolet | 24 930 | 46 468 | (21 538) | |||||||||||||||||||||
19 | Camry | Toyota | 2 869 | 1 935 | 934 | 19 | New Cee’d | KIA | 24 664 | 27 642 | (2 978) | |||||||||||||||||||||
20 | Octavia A7 | Skoda | 2 822 | 2 094 | 728 | 20 | Qashqai | Nissan | 24 200 | 29 907 | (5 707) | |||||||||||||||||||||
21 | ix35 | Hyundai | 2 698 | 2 668 | 30 | 21 | Sportage | KIA | 23 901 | 27 157 | (3 256) | |||||||||||||||||||||
22 | RAV 4 | Toyota | 2 599 | 3 155 | (556) | 22 | Corolla | Toyota | 23 782 | 24 355 | (573) | |||||||||||||||||||||
23 | Tiguan | VW | 2 560 | 1 989 | 571 | 23 | Focus | Ford | 22 526 | 54 713 | (32 187) | |||||||||||||||||||||
24 | CX-5 | Mazda | 2 124 | 1 977 | 147 | 24 | Outlander | Mitsubishi | 20 857 | 20 461 | 396 | |||||||||||||||||||||
25 | Cruze | Chevrolet | 2 034 | 3 808 | (1 774) | 25 | Astra | Opel | 19 623 | 33 995 | (14 372) |