НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Jaguar F-Type. Гордость Британии

20 июня 2013 09:00
Мы протестировали самый значимый, самый яркий и самый крутой Jaguar за последние полвека на превосходных дорожках испанской провинции Наварра и остались в восторге!

Северо-восток Испании, автодром Наварра. Мы сидим в конференц-зале и пытаемся не уснуть во время долгой технической лекции. Хотя кое-кто уже довольно посапывает с авторучкой в руках, и в этом виноват не только ранний перелёт, но и монотонное повествование. Словно в институте! А каждые 15 минут ораторов прерывает рёв мотора и красноречивый визг шин – это на кольце развлекается первая группа. И что вы думаете? Британцы не только не выражают недовольства вынужденной паузой, а расцветают, будто каждый выиграл по миллиону евро в казино! «О, да, мы долго работали над выпускной системой, перебрав 85 вариантов!» – улыбается Марк Гэллери, указывая на висящий на стене глушитель. «Нравится?» – реагирует Уэйн Дэрли, завидев нашу благосклонную реакцию. Ещё бы! Ведь это Jaguar F-Type – без тени сомнений, лучшая машина легендарной марки за последние полвека.

В стандартное оснащение Jaguar F-Type входят биксеноновые фары, фронтальные и боковые подушки безопасности, 18-дюймовые колёсные диски, электроприводы рулевой колонки и передних сидений, комбинированная обивка «кожа-замша», климат-контроль и руль с «лепестками» переключения передач. Доплата за окраску «металлик» – 27 тысяч рублей

Не подумайте, мы вовсе не пытаемся принизить современные модели Jaguar или какую-нибудь экзотику вроде фантастического купе XJ220. Просто столь единодушная реакция всей команды, которая создавала F-Type, говорит об одном – они сами в восторге от того, что получилось. И это дорогого стоит, ведь у руля проекта F-Type стояли люди, отдавшие «Ягуару» не одно десятилетие! А некоторые из них прежде работали в BMW и Porsche. Стоило задать вопрос Кевану Ричардсону об активном заднем редукторе, как он тут же схватил меня под руку и повёл к узлу в разрезе. «Вот, смотри, электромотор зажимает фрикционы. Причём дифференциал работает превентивно, не дожидаясь разницы угловой скорости вращения приводных валов – он анализирует кучу параметров с множества датчиков». Парировали и попытку коллеги узнать, почему F-Type не оснащён системой «воздушный шарф», как некоторые другие родстеры. «А зачем она нужна?» – искренне удивились британцы – «Разве вам показалось недостаточным отопление с помощью выдвижных дефлекторов?»

В кокпите Jaguar F-Type ничего не отвлекает от главного - управления автомобилем. Бронзовые подрулевые «лепестки» – признак версий S. Память электросидений можно заказать только пакетом со складывающимися боковыми зеркалами с автозатемнением (стоит он 49 тысяч рублей). А система Configurable Dynamics, которая управляет настройками автомобиля, спортивный выпуск и функция Dynamic Launch входят в базовое оснащение F-Type V6 S и V8 S. «Музыка» Meridian доступна за доплату в 41 тысячу рублей.

Нет-нет, всё прекрасно! Эта находка дизайнеров интерьера не только позволила сделать переднюю панель максимально «чистой» и привлечь внимание, навевая ассоциации с всплывающей над водой мордой бегемота, но и весьма эффективно работает. Просто едва ли кто-то ожидал, что Испания встретит пасмурным небом и стрелкой термометра, которая еле-еле заползала за отметку 10 градусов по Цельсию. Сказывается близость к Пиренеям. И деревушки туда же – будто и не страна, охваченная огнём кризиса. Аккуратные красивые домики, хорошие дороги – словно оказался в предгорьях Альп. Но есть одно отличие – стоит сбросить скорость перед въездом в населённый пункт, как... люди недоумевают и машут руками. Давай, мол, зажги! Это и детвора, и молодёжь, и даже пожилые женщины! Разве можно такое увидеть в консервативной и холодной Швейцарии?

Спортивные сиденья хорошо фиксируют тело, а водитель сидит на 20 мм ниже, чем в модели XKR-S. Центральные вентиляционные дефлекторы «всплывают» либо автоматически, по команде климат-контроля, либо по желанию водителя или пассажира через меню

В чём причина столь благожелательного отношения публики? Как минимум в дизайне. Конечно, это дело вкуса, но в эффектности облика «Ф-Тайпу» не откажешь! Команда во главе с Яном Каллумом поработала от души. Наглая, глазастая, хитрая кошачья морда так и говорит: «Поиграй со мной, хозяин!» А сзади – современный «ремикс» на E-Type. Разумеется, речь не о хитах шведского исполнителя. Низкая корма, узкие вытянутые фонари и два патрубка выпускной системы по центру – цитаты легендарных купе и родстера Jaguar полувековой давности. Туда же и длинный капот с волнующим горбом посередине, под которым скрывается компрессорная трёхлитровая «шестёрка» мощностью 340 лошадиных сил.


Конечно, 340 «лошадок» мало для того, чтобы считать такой F-Type настоящим спорткаром – до «сотни» в симбиозе с восьмидиапазонным «автоматом» Quickshift со сближенными передаточными числами (им оснащаются все версии F-Type) 1600-килограммовый родстер разгоняется за 5,3 секунды. Иные «заряженные» хэтчбеки ныне шустрее! Так что базовую модификацию можно назвать скорее прогулочной. Идеальный вариант для тех, кому нужна яркая внешность, отсутствие крыши над головой, но при этом не хочется мириться с бескомпромиссным характером. Этакий Jaguar-light. К тому же, даже за рулём такого F-Type получаешь удовольствие на извилистых дорожках. Да, «баранка» великовата в диаметре и чересчур «лёгка», чувствуется увод «жирных» 18-дюймовых шин, но породистое поведение налицо! Да и не трясёт особо на участках с щербатым асфальтом.


Так что на трек Наварра мы прибыли в хорошем расположении духа. И даже не простуженными, хотя крышу не поднимали ни разу – с ветрозащитным экраном при наличии головного убора можно смело «дубасить» до 150 км/ч. Потом, правда, начинает сильно свистеть воздух – хоть уши затыкай. Но на автодроме это не стало проблемой – ездили мы в шлемах. Короткий брифинг, я сажусь за руль следующего по статусу и возможностям «Ягуара» – 380-сильного F-Type V6 S. Справа – инструктор. «Каска» у него своя собственная, именная, стильно украшенная британским флагом. Значит, будет весело!

Jaguar F-Type V6 S можно опознать по 19-дюймовым колёсам и шильдикам S на решётке радиатора и корме. Диаметр передних тормозных дисков увеличен с 354 до 380 мм, задние остаются без изменений – 325 мм. Дверные ручки выдвигаются при разблокировке замков. Неудобно, зато стильно и не портит дизайн кузова

Начинаем неспешно – трасса длиной 3933 оказалась весьма коварной, поэтому ознакомительные круги пришлись очень кстати. Самые сложные места – торможение перед первым поворотом, к которому ведёт длинная прямая со скоростным изломом (тут успеваешь переключиться на шестую передачу!) и двойная левая закручивающаяся дуга ближе ко второму сектору, где крайне важно наступить на горло собственной песне, выждать и зайти в финальную часть максимально поздно. Наставник понял, что я не пытаюсь его убить, разрешил мне перевести все системы в режим Dynamic – подвеску, коробку передач, двигатель и рулевое управление – и жестом показал: «Поехали!»

Система Configurable Dynamics входит в стандартное оснащение версий V6 S и V8 S и позволяет изменить настройки работы коробки передач, подвески, рулевого управления, а также скорость откликов на действия акселератором. Кроме того, на дисплей можно вывести график нажатия на педали газа и тормоза, продольных и поперечных ускорений, секундомер. Жаль, что «Ф-Тайпу» достался всё тот же мультимедийный комплекс с сенсорным экраном – ахиллесова пята «Ягуаров». Далеки от идеала и быстродействие, и разрешение

Ох, это совсем другой коленкор! Если после 340-сильной версии мне показалось странным, что для нас арендовали гоночный трек, то F-Type V6 S здесь расцветает и не кажется чужеземцем, несмотря на чуть большую массу (1614 кг). Реакции на действия опциональным рулём, обтянутым алькантарой, быстрые и точные, 19-дюймовые колёса с широкими шинами Pirelli P Zero вгрызаются в асфальт, отклики на газ шустрее, а, главное, пропало ощущение «разбавленности» – Jaguar словно напрягает все мышцы и всегда готов к прыжку!


Более мощные тормоза без устали замедляют родстер перед «шпильками», коробка с увеличенным передаточным числом главной пары сочно рявкает перегазовками в ответ на нажатие левого подрулевого рычажка, а самоблокирующийся дифференциал (стандартное оснащение для F-Type V6 S) вкупе с более либеральным «ошейником» системы стабилизации позволяет даже повилять «хвостом» на выходе из поворота. Причём «автомат» не переходит «вверх» самостоятельно в ручном режиме! И в целом эта коробка настроена настолько хорошо, что душа не требует даже старой-доброй «механики». Главное – не допускать скольжения передних колёс, возникающего при превышении скорости на входе или ошибках в траектории, и тогда Jaguar круг за кругом будет дарить исключительно улыбку на лице. Десятиминутная сессия пролетела незаметно – ещё бы парочку таких!

Заднее антикрыло поднимается автоматически на скорости 97 км/ч и опускается обратно на 64 км/ч. Но, разумеется, его можно поднять и принудительно, кнопкой на центральном тоннеле. К слову, выдвижное антикрыло снижает подъёмную силу на 120 кг при движении на максимальной скорости

Конечно, бескомпромиссные Porsche Boxster/Cayman и «911-й» с их острыми повадками и ударно-быстрыми переключениями «робота» PDK на треке более способны, чем британский родстер. Но Jaguar F-Type S очаровывает своим характером. Я тут же вспомнил флагманское купе XKR-S, которое тестировал, будучи членом жюри премии «Спорткар года» в прошлом году – тогда оно покорило скоростью в сочетании с послушным нравом, Jaguar вовлекает водителя в эту игру, живёт в его руках и при этом не пугает звериным нравом, если не перегибать палку. Но не стоит доходить до фамильярности – эти «кошки» при отключенной системе DSC тут же покажут острые клыки!


А какой звук! На трассе в шлеме невозможно было прочувствовать все ноты, издаваемые выпускной системой, но с автодрома Circuit de Navarra мы отправились в горы уже за рулём F-Type V6 S. Она оснащается активным «выхлопом» со специальным клапаном, который открывается при быстром разгоне. Тут-то компрессорная форсированная «шестёрка» и проявила себя во всей красе – от одной «шпильки» к другой низкий и хищный родстер бросался под потрясающий аккомпанемент двух выхлопных патрубков. Утробное рычание на низах сменяется громким рёвом по мере того, как стрелка тахометра устремляется к отметке «7», а под сброс газа Jaguar бормочет, клокочет и выдаёт такие трели, будто за ним рвётся пространство! Вррроооаааааа, бр-бр-бр-бух! Что? Аудиосистема фирмы Meridian? Нет, не слушали...

Jaguar F-Type отнюдь не маленький, несмотря на свои два места – длина составляет 4470 мм. Кроме того, это самый «распластанный» серийный Jaguar на настоящий момент (ширина – 1923 мм, высота – 1296 мм). Передняя и задняя колеи – 1585 и 1627 мм, соответственно

Впрочем, лгу, слушали, пока стояли на обочине и пропускали пёстрый караван велосипедистов, спускающихся с гор – в тех краях проводили гонку. К слову, для F-Type предлагается два варианта системы Meridian – мощностью 380 Вт (10 динамиков) и 770 Вт (12 динамиков). Вряд ли нужно говорить, что «продвинутая» версия играет ярче и насыщеннее. Но нам пришлась по душе совсем другая музыка, так что без сожаления жму кнопку пуска двигателя и двигаю рычаг КПП на себя – традиционная рукоятка заменила в салоне F-Type уже ставшую традиционной в современных «Ягуарах» круглую шайбу. Зачем? Оказалось, что многие любители спортивных машин любят пользоваться именно рычагом вместо подрулевых «лепестков».

Извилистые дорожки F-Type по душе! Подвески здесь двурычажные спереди и сзади, поворотные кулаки на 25% жёстче, чем у купе XKR, а комплексная работа позволила увеличить торсионную жёсткость передней части кузова на 30%. Плюс модернизированная версия Jaguar Adaptive Dynamics, которая способна изменять параметры демпфирования амортизаторов до 500 раз в секунду (она анализирует 13 входящих сигналов)

Дорожки – класс! Jaguar забирался всё выше в горы, а звук выхлопа, отражаясь от скал, становился ещё более возбуждающим. Начал накрапывать дождик, который на перевале сменился... самым настоящим снегом. Плюс два градуса по Цельсию! И пусть спортивные Pirelli всё же пытаются цепляться за влажный и холодный асфальт, а F-Type V6 S до последнего сохраняет послушность, лишь изредка поскальзываясь то передней осью на входе, то задней – на выходе. Но лучше чуть сбавить темп – исчерченные металлические рельсы отбойников красноречиво на это намекают. И вот тогда кокпит уже открыт для стихии! К счастью, крышу можно поднять всего за 12 секунд на скорости до 50 км/ч. Внутри становится значительно тише, но это лишает изрядной доли аудиального удовольствия.

Была проведена масштабная работа и по снижению массы Jaguar F-Type. Отказ от гидроприводов крыши (только электро!) позволил сэкономить 12 кг, ещё 35 «срезали» с кузова после оптимизации, лобовое стекло, система защиты при перевороте и передний бампер и опоры двигателя позволили снять 17 кг, а ещё 39 кг в общую копилку внесли сиденья и ковровое покрытие пола. Сыграл свою роль и алюминиевый передний подрамник – минус 5 кило по сравнению со стальным аналогом. На счету силовой установки – 8 кг. Впрочем, F-Type сложно назвать лёгким – снаряжённая масса в зависимости от версии колеблется от 1597 до 1665 кг. Зато развесовка по осям у шестицилиндровых модификаций – 50/50

F-Type V6 S – это уже настоящий, матёрый, злой Jaguar. И пусть разница в 40 «лошадок» и всего лишь 10 ньютон-метров крутящего момента кажется небольшой, на деле F-Type V6 S воспринимается истинным спорткаром, уместным не только на парковке возле модного бутика или ночного клуба, но и способным с гордостью пронести логотип с прыгающим ягуаром по гоночному треку или горному серпантину. Так что, если захотите приобрести настоящий Jaguar, то лучше не пожалеть дополнительных 600 тысяч рублей за версию V6 S – он стоит от 4 430 000 рублей вместо 3 830 000 за базовую модификацию. В стоимость входят уже упомянутые 19-дюймовые колёса, адаптивная подвеска, дифференциал повышенного трения в задней оси, более производительная тормозная система и, конечно, источник главного кайфа – громкий выхлоп с заслонками. Дополнительные бонусы – разгон до «сотни» за 4,9 секунды и максимальная скорость 275 км/ч (против 260 у обычного F-Type).

Основными рынками для Jaguar F-Type будут США, Великобритания и Германия, причём ягуаровцы ожидают, что все три версии будут пользоваться примерно равным спросом. Всё-таки, характеры у них очень сильно различаются.

Ягуаровцы ставят F-Type по ощущению спортивного духа в автомобиле в один ряд с такими грандами, как Porsche 911, Audi R8 и Aston Martin V8 Vantage. И после поездки на версии V6 S это не выглядело преувеличением. Но настоящий сюрприз ждал утром, когда нам предстояло опробовать флагманский вариант F-Type V8 S. Будет ли он лучше, чем 380-сильный V6 S? О, да! Выхлопных патрубка здесь четыре – по два по краям – и изрыгают они не иначе как расплавленную лаву! Дыхание компрессорного пятилитрового V8 более глубокое и грубое, а на низах он приятно булькает, отсылая к американским «мускул-карам». Но напрямую сравнивать звучание V6 S и V8 S нельзя – у менее мощной версии оно насыщено высокими частотами и больше напоминает гоночные моторы, а V8 S – это брутальная сила в чистом виде. Тут уж кому что по душе...

Топ-модификация F-Type V8 S выделяется заметнее – сразу бросаются в глаза четыре выхлопных патрубка и 20-дюймовые колёса. Кроме того, задние тормозные диски увеличены с 325 до 376 мм. Суппорты, как и у V6 S могут быть либо чёрными, либо красными

Но по возможностям машины несопоставимы – 495-сильный V8 как из пушки выстреливает F-Type V8 S, несмотря на лишние 51 кг массы (1665 кг), а широченные 20-дюймовые покрышки то и дело полосуют асфальт чёрными лентами, не в силах справиться с напором 625 Н∙м! Более того, из-за иного распределения по осям (51/49 вместо 50/50 у шестицилиндровых версий) корма тут чуть легче, что в сочетании с такой мощностью превращает езду на F-Type V8 S в невероятно увлекательное действо. Слишком рано и сильно нажал на газ на выходе? Мощный мотор тут же срывает задние колёса! Система стабилизации в режиме Dynamic не душит этот порыв и позволяет машине поскользить, а активный дифференциал со степенью блокировки до 100% буквально творит чудеса, перенаправляя излишки тяги на внешнее колесо. Кайф!

Jaguar F-Type V8 S можно по праву называть суперкаром – до «сотни» он разгоняется за 4,3 секунды, а максимальная скорость ограничена 300 км/ч

Конечно, и с этим зверем можно остаться один на один, лишив его электронных оков. Но узкие горные дороги – не лучшее место, чтобы испытывать судьбу за рулём почти 500-сильного родстера стоимостью 5 630 000 рублей. Тем более, режим Dynamic позволяет получать удовольствие и адреналин, не переходя за грань разумного. Признаться, мы так увлеклись, что спалили полный бак бензина ещё до окончания маршрута! В итоге последние 50 километров пришлось буквально гладить правую педаль и активно использовать высшие ступени «автомата». Доехали, лишний раз подивившись тому, что даже F-Type V8 S на 20-дюймовых дисках не вытрясает всю душу – спасибо адаптивной подвеске.

Продажи Jaguar F-Type уже стартовали – цены варьируют от 3,83 миллиона рублей за 340-сильный F-Type до 5,63 миллиона за V8 S. В промежутке – F-Type V6 S за 4,43 миллиона

Лучшего момента для дебюта родстера F-Type и не придумаешь – Jaguar нынче на подъёме, мировые продажи в прошлом году выросли на 31%. Британцы уже внедрили систему полного привода на модели XF и XJ, готовятся представить свой первый кроссовер и не забывают про «заряженные» R-версии. А F-Type стал квинтэссенцией, послом бренда, хранителем ДНК Jaguar, впервые за долгие полвека вернув марку в самое яблочко сегмента спорткаров с полноразмерным двухместным родстером классической компоновки. Его задача – завоевание не рынков, а сердец. Он должен привлечь под знамёна Jaguar новых, более молодых покупателей, которым придётся по душе «крутая» внешность, мощный звук и живой характер «Ф-Тайпа», и способен доказать, что Jaguar тоже может быть пределом мечтаний. А главное преимущество в том, что F-Type не давит своей технократичностью, не навязывает стиль вождения, и не пугает заумными «фишками». Здесь всё решает тот, кто за рулём. И мы будем ждать очередного свидания с F-Type – буквально вчера на Северной петле Нюрбургринга шпионы заметили закрытое купе, дебют планируется на осенний автосалон во Франкфурте. Не за горами и мощная модификация с буквой R. Значит, до скорой встречи!

Техника

Кузов Jaguar F-Type полностью сделан из различных алюминиевых сплавов (наполовину – из переработанного вторичного сырья) и «в металле» весит 261 кг. В производстве используются штампованные (141 шт.), литые детали (18 шт.) и части, выполненные методом экструзии (25 шт.). Почти все соединения – на заклёпках или клее. Жёсткость на скручивание – 18 000 Н∙м/град (лучший показатель за всю историю открытых Jaguar!), что на 2000 Н∙м/град превосходит параметр Porsche Boxster. Jaguar заявляет, что капот F-Type – самая крупная деталь в автоиндустрии, выполненная из одного листа алюминия (сплав АС170). А фигуристые навесные панели сделаны из сплава АС600, который позволяет «гнуть» металл с радиусом всего 8 мм. Крышка багажника – пластиковая
Флагманский двигатель для Jaguar F-Type – пятилитровый V8 с компрессором, который развивает 495 л.с. при 6500 об/мин и 625 Н∙м крутящего момента в диапазоне 2500-5500 об/мин. От моторов Jaguar XKR или XFR он отличается только иной программой управления. Справа – активный дифференциал, им комплектуется только F-Type V8 S. Степень блокировки (до 100%) управляется электроникой на основании показаний с множества датчиков (угла поворота руля, скорости, боковых и продольных ускорений). Этот редуктор тяжелее обычного «самоблока» версии V6 S (блокировка до 60%), но он не в силах компенсировать большую массу V-образной «восьмёрки», поэтому развесовка самого мощного F-Type изменилась с 50/50 на 51/49

История

Кого считать историческим предком Jaguar F-Type? Конечно, родстер E-Type (справа на переднем плане)! А тот, в свою очередь, обязан своим рождением двум гоночным «Ягуарам» – D-Type и C-Type
Jaguar C-Type, по сути, являлся гоночной версией модели XK120 и отличался от него лёгким алюминиевым кузовом на трубчатой раме. А рядная «шестёрка» объёмом 3,4 литра была форсирована до 208 лошадиных сил. C-Type оказался очень успешным спорткаром и дважды выиграл марафон «24 часа Ле-Мана» – причём в 1951 году с первой же попытки! Вторая победа пришла в 1953-м, после чего британцы переключились на разработку преемника C-Type. Всего с 1951-го по 1953-й произвели 55 экземпляров Jaguar C-Type и, разумеется, эти автомобили сейчас представляют коллекционную ценность – самый дорогой C-Type, которым владел Фил Хилл (чемпион Формулы-1 1961 года) был продан на аукционе за 2,5 миллиона долларов
Jaguar D-Type мог похвастать не только весьма экстравагантной внешностью и кузовом типа монокок, но и выдающимися гоночными талантами – машина выиграла три «Ле-Мана» подряд (1955, 1956, 1957)! Правда, первая победа была омрачена страшной аварией Пьера Левега из команды Mercedes-Benz (которую невольно спровоцировал как раз пилот Jaguar), после чего немцы надолго ушли из автоспорта. Поэтому неизвестно, как бы сложилось соперничество D-Type с 300 SLR. Завершили свою марафонскую программу и в Jaguar – оставшиеся 25 заготовок для D-Type было решено переделать в дорожные версии XKSS, но пожар на фабрике уничтожил часть автомобилей. Всего в итоге сделали 71 D-Type и 16 XKSS. А многие элементы конструкции перекочевали на следующую модель – E-Type
Jaguar E-Type имел ошеломительный успех, став одной из автомобильных икон 60-х годов прошлого столетия. Привлекательный дизайн, хорошая динамика и приемлемые цены обеспечили ему долгую любовь покупателей – с 1961-го по 1974-й было выпущено более 70 тысяч экземпляров! Уже тогда E-Type оснащался независимой задней подвеской и всеми дисковыми тормозами. И даже базовая версия с рядной «шестёркой» объёмом 3,8 литра могла разогнаться с места до 97 км/ч за 7,1 секунды и достичь 240 км/ч. На фото – Jaguar E-Type Convertible Series 1 (со стёклами на фарах и раздельным задним бампером). Кстати, E-Type два года назад отмечал своё 50-летие – на наших страницах вышел <a href="/article/33799-jaguar_e-type_sudba_primadonny/">исторический материал</a>, посвящённый юбиляру

Вадим Гагарин
Фото компании Jaguar