Три стандартных Nissan Patrol продолжают прорубаться глубже на север – экспедиция «Патруль в Караул» в самом разгаре. Шестой день поездки застал экипажи в Сургуте.
День шестой. Сургут – Нягань
Еще с вечера мы сдали наших боевых коней местным дилерам, а рано утром отправились принимать проделанную работу. Машины помыли, проверили на наличие неисправностей, а главное, в багажники были инсталлированы 200-литровые бочки для топлива. Они нам очень скоро понадобятся – с заправками на зимниках, мягко говоря, сложновато. А тем более с 95м бензином, который трехтонные Патрули съедают с огромным аппетитом.
После монтажа топливных баков пространство в багажнике серьезно уменьшается, вещи приходится укладывать более вдумчиво. Но вот все работы закончены, экипажи в приподнятом расположении духа готовы стартовать дальше. Кроме того, здесь, в Сургуте, к нам присоединился генеральный продюсер LAV Productions Андрей Леонтьев, наш главный идейный вдохновитель. Компанию ему составил Александр, сотрудник оказавшего нам помощь дилерского центра Nissan.
Достигаем Ханты-Мансийска когда уже начинает темнеть, но еще успеваем заехать к знаменитым ханты—мансийским мамонтам и прочим железным зверям. Ночь настигает нас в местечке с забавным названием Нягань...
День седьмой. Нягань– Салехард
Впереди большой отрезок пути. Сталкиваемся с первой проблемой – 95-й бензин есть отнюдь не везде. В поселке, куда мы приезжаем на пустеющих баках, он отсутствует в принципе, поэтому приходится заливать 92-й. Причем, этим топливом мы заправляем не только баки машин, но и половину бочек, ведь предугадать, когда нам попадется следующая нормальная АЗС, просто невозможно. У местных между делом узнаем, что на самом деле 95-й бензин здесь есть, но он отпускается только по талонам. Забавно – земля, которая, по сути, стоит на нефти, по какой-то неведомой причине испытывает перебои с топливом.
Прислушиваемся к тому, как ведут себя Патрули, но и тут эти неприхотливые внедорожники не подводят нас, поглощая 92-й бензин с удовольствием. И, что приятно, в тех же количествах что и раньше.
В этот день мы, наконец, доезжаем до первого зимника. А для экипажа Патруля с номером «1» это вообще дебют – ранее ни мне, ни моему напарнику Андрею Бойко не доводилось забираться так глубоко на север. Что такое зимники, мы представляли лишь по отчетам и фотографиям, а потому ждали съезда с асфальта с интересом.
Первый зимник хорошо расчищен и дается легко, никаких сюрпризов. Двигаемся по нему до Салехарда. По дороге делаем остановку в Березово на ужин, и отправляемся к нашей конечной на сегодня точке. Но достичь ее удается лишь в 6 утра! Ночная дорога по заснеженному зимнику с многочисленными оврагами и колдобинами утомляет всех до предела, оставляя на нормальный цивилизованный сон в теплой гостиничной кровати всего пару часов.
День восьмой. Салехард – Надым
Утром проезжаем по Салехарду в поисках завтрака, а затем – красивых достопримечательностей. Попутно снова становимся героями местных новостей – журналисты одного телеканала снимают небольшую историю о нас.
Наконец, все слова сказаны, нужные картинки подхвачены, а мы снова едем навстречу неизведанному. Второй зимник – до Надыма. Он не такой ровный, как вчерашний, зато более живописный. Бескрайние снежные поля, яркое солнце – пейзаж за окном Патруля зачаровывает. А мощная «восьмерка» под капотом буквально приводит в восторг пилотов – в сочетании с широкой извилистой трассой она дает правильный эффект. В итоге часть пути мы идем на манер раллистов, благо, видимость прекрасная. Правда, не обходится без неожиданностей – идущий впереди Патруль Андрея Леонтьева садится в снег, провалившись в пустоту под укатанным верхним слоем зимника, и его приходится вытаскивать тросом.
Наша цель сегодня – найти остатки знаменитой 501-ой Сталинской стройки – самой северной железной дороги, которая возводилась при Иосифе Виссарионовиче, но так и не была завершена. Строилась дорога, естественно, силами зеков, в условиях крайнего севера. Еще остались кое-где сохранившиеся столбы с натянутыми на них проводами, рельсы, деревянные мосты, насыпи, а мы даже наткнулись на разваленную станцию и брошенную дрезину. На первый взгляд все выглядит очень красиво: искрящийся снег, потрясающие пейзажи. Однако если подумать, сколько тысяч людей сгинуло на этой стройке, которая так и не была завершена, то становится жутковато.
Снега очень много – любая попытка отойти от трассы в сторону завершается тем, что ты проваливаешься по пояс и дальше пробиваешь себе дорогу к желаемой точке на манер ледокола. Темнеет, и мы решаем двинуться навстречу местной экзотике – к самым настоящим оленеводам, в одно из многочисленных ямало-ненецких национальных поселений. Как можно было отказаться от ночевки в чуме? Нам обещают расчищенный зимник, по которому уже в полной темноте в свете люстр мы едем... впрочем, недалеко – Патруль Андрея Леонтьева, возглавляющего колонну, выезжает на необъятное заснеженное поле и плотно засаживается в глубокий снег – его попросту сносит с не очень уверенной колеи и машина правым боком сильно проваливается в сторону.
Звенящий 30-градусный мороз подстегивает активней махать лопатой. Подъехать близко не представляется возможным – снег по всему полю лежит глубоким слоем, а засадить еще одну машину не хочется. Сцепляем два троса, разворачиваем второй Патруль задом и начинаем вытягивать машину Андрея. На все эти манипуляции у нас уходит порядка двух часов, и вот, наконец, все три экипажа снова стоят на твердом снегу. Принимаем решение дальше путь не продолжать – все-таки не хочется всю ночь откапывать друг друга, и мы поворачиваем на Надым.
Уже в полной темноте двигаемся к месту нашего сегодняшнего финиша, по дороге нам опять попадаются части 501-й стройки, неимоверно красивая северная луна... а еще – олени. Они целыми компаниями бегают вдоль дороги и пугаются света фар. Один такой незадачливый олень вылетает прямо перед нашей машиной на дорогу и вместо того, чтобы убежать в сторону, минуты три несется прямо перед бампером. Зрелище забавное – подумалось, что до этого такая ситуация, когда беглец уходит от погони напрямик, а не в сторону, возможна только в мультфильмах. Оказывается, в реальности все точно также. Смеемся, снимаем видео – а то вдруг в Москве нам никто не поверит – и, наконец, наш преследуемый уходит в сторону, а мы добавляем газу. Все, сегодня самая последняя и главная задача – крепкий сон.
День девять. Надым – Новый Уренгой
Утром отправляемся в местный краеведческий музей. По слухам, у них в наличии должен был быть чум, пусть и не совсем настоящий – музейный. Здесь нам рассказывают и показывают, как и чем живет коренное население – а на сегодняшний день только в окрестностях Надыма таких кочевников насчитывают порядка 3,5 тысяч человек. Отдельная экспозиция в музее посвящена той самой 501-ой стройке. Здесь много интересного, есть и фотографии – правда, скорее всего, они относятся к 70-м годам, когда стройка уже несколько десятков лет была остановлена и забыта.
Наш пробег в этот день был совсем небольшой – мы взяли курс на Новый Уренгой, где постарались выспаться... А уже сегодня с утра мы простимся с цивилизацией и совершим наш финальный бросок до Караула. Прощайте, уютные и не очень гостиницы, магазины, заправки, кафе и интернет! Ближайшие трое суток мы будем оторваны от остатков привычной жизни, а нашим пристанищем, скорее всего, станут наши Патрули.
Полный вперед и ни шагу назад!
Текст и фото: Матвеева Анна, LAV Productions
Начало:
Продолжение: