Уважаемые пользователи! С 20 декабря Форум Авто закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
няется пневмогидроусилитель (сокр. ПГУ) производства КАМАЗ или Knorr-Bremse (Германия).
ПГУ предназначен для уменьшения усилия нажатия педали сцепления. ПГУ эффективно работает при нали-
чии в пневмосистеме автобуса давления воздуха – (0,6…0,8) МПа.
Полный ход педали сцепления ограничивается
Внимание! Эксплуатация автобуса без ограничителя хода педали сцепления приведет к поломке сцепления.
При потере давления воздуха на входе в ПГУ возможность управления сцеплением сохраняется. Однако в
этом случае необходимо более высокое давление на педали сцепления, поскольку работает только гидравличе-
ский контур.
Заполнени
1. Подсоединить ПГУ к пневмосистеме сжатого воздуха с давлением (0,6…0,8) МПа.
2. Отвернуть крышку заливного бачка и залить бачок тормозной жидкостью до двух третьих его высоты.
3. На ПГУ сцеплен
свободный конец шланга в жидкость, налитую в прозрачный сосуд ёмкостью не менее 0,5 л, заполненный на 1/3.
4. Нажать (3…4) раза на педаль сцепления и, удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть перепуск-
ной клапан на (1/2…3/4) оборота, выпустив жидкость с пузырьками воздуха в сливную ёмкость.
5. После прекращени
вернуть перепускной клапан. После чего отпустить педаль.
6. Повторять операции 4 и 5 до тех пор, пока не прекратится выделение жидкости с пузырьками воздуха из
шланга. Во время прокачки необходимо доливать рабочую жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, не
допуская "сухого дна" в бачке.
а) ПГУ КАМАЗ б) ПГУ Knorr-Bremse
Рис. 3-3 Привод сцеплени
а) 1– ограничитель хода педали; 2- педаль; 3– пружина; 4-
упор педали; 5- вилка главного цилиндра; 6– контргайка; 7-
главный цилиндр; 8- пружина прижимная; 9- вал вилки; 10-
вилка толкателя ПГУ; 11- трубопровод к бачку; 12- рычаг
вилки сцепления; 13-контргайка; 14- толкатель ПГУ; 15-
ПГУ; 16- клапан перепускной; 17- штуцер пневмотрубки
б) 9- вал вилки
11- вилка толкателя ПГУ; 12- контргайка;
13- толкатель поршня ПГУ; 14- ПГУ; 15-
трубопровод пневматический; 16- трубопро-
вод гидравл
А- контрольный размер равный (186…189) мм
18
7. По завершению прокачки необходимо при нажатой педали сцепления завернуть перепускной клапан, за-
тем снять с его головки шланг и надеть защитный колпачок. Отпустить педаль.
8. Долить жидкость в бачок до уровня (15…20) мм ниже верхнего края бачка. Закрыть бачок крышкой с от-
ражателем.
В
жится воздух. Эту жидкость можно использовать только после фильтрации и отстаивания в течение суток.
После заполнения (прокачки) привода сцепления максимальный ход штока ПГУ (Knorr-Bremse) должен
быть не менее 14 мм.
Если для привода сцепления с ПГУ, указанным
выше способом, не удалось удалить воздух, то допол-
ните
1.Отсоединить гибкий шланг от бачка и слить из
него остатки тормозной жидкости. Снять с бачка
крышку.
2. Свободный конец шланга опустить в прозрач-
ную ёмкость с тормозно
чтобы шланг находился ниже уровня жидкости.
3. Снять с ПГУ колпачок и вывернуть перепускной
клапан. На резьбовую часть клапана надеть кольцо 7
(рис. 3-4) диаметром 6 мм и длиной (3...4) мм, изготов-
ленное из резинов
жить герметизирующей прокладкой. Затем ввернуть
перепускной клапан в ПГУ таким образом, чтобы уп-
лотняющее кольцо немного сжалось, но перепускной
клапан должен оставаться в открытом положении, т.е.
недовернут
4. На головку перепускного клапана надеть резиновый шланг 4, закрепив его проволочным хомутом 8.
5. К шлангу 4 подсоединить через разобщительный кран 3 ручной гидронасос 2 с заправочной ёмкостью 1.
6. Залить в заправочную ёмкость гидронасоса 1,5 л тормозной жидкости и открыть разобщительный кран 3.
Вращать рукоятку привода гидронасоса до тех пор, пока из шланга, опущенного в ёмкость, не перестанут
выходить пузырьки воздуха или эмульсия.
7. Закрыть
8. Открыть разобщительный кран 3 и, вращая рукоятку гидронасоса 2, довести уровень жидкости в бачке до
нормального уровня. Сразу после этого перекрыть разобщительный кран 3 и, не снимая уплотняющего резино-
вого кольца 7, завернуть перепускной клапан до упора. Затем отсоединить от клапана шланг 4 и снять резино-
вое кольцо 7.
9. Если после этого воздух продолжает оставаться в гидроприводе, то следует дополнительно прокачать
гидропр
Примечание. Вместо гидронасоса возможно применение другого приспособления, обеспечивающего герме-
тичную перекачку жидкости по гидропроводу.
Внимание! При замене ПГУ на новый или при установке ПГУ после ремонта, прокачка с помощью педали
привода сцепления может не дать положитель
пространства перед управляющим поршнем.
В этом случае прокачку следует производить с помощью насоса, как описано выше, либо давлением возду-
ха (490…590) кПа ((5…6) кгс/см2) через специальный адаптер в бачок главного цилиндра до появления жидко-
сти без пузырьков воздуха из клапана прокачки.
В
Замена рабочей жидкости производится в такой же последовательности, в какой проводится заполнение и
прокачка привода сцепления.
Регулировка привода выключения сцепления с ПГУ должна обеспечить свободный ход педали – (3…10) мм.
Свободный ход педали у сцепления с ПГУ Knorr-Bremse регулируется изменением длины толкателя поршня
главного цилиндра (см. ПАЗ-32053-07), у сцепления с ПГУ КАМАЗ дополнительно регулируется свободный
ход рычага вилки сцепления
У сцепления с ПГУ Knorr-Bremse регулировка свободного хода рычага вилки сцепления производится авто-
матически.
Регулировка свободного хода рычага вилки сцепления (только ПГУ-КАМАЗ):
1. Проверить свободный ход рычага вилки, покачивая рычаг в обе стороны до упора в крайние положения.
Сво
3. Снять прижимную пружину 8 рычага вилки сцепления.
4. Ослабить контргайку 13 штока ПГУ.
5. Изменить длину штока толкателя путём вращения вилки по резьбе штока.
6. Затянуть контргайку и установить прижимную пружину.
Рис. 3-4 Прокачка гидроприв
1- заправочная ёмкость; 2- гидронасос; 3- ра-
зобщительный кран; 4- шланг; 5- ПГУ; 6- клапан
перепускной; 7- кольцо; 8- хомут
19
После выполнения полной регулировки привода сцепления (при этом обязательно должен быть установлен
ограничител
Проверку свободного хода рычага вилки у сцепления с ПГУ-КАМАЗ следует производить через 8000 км.
Через каждые 16000 км у сцепления с ПГУ-КАМАЗ нужно проверять характеристику прижимной пружины
рычага вилки. Допустимое усилие от пружины при её растяжении до длины 130 мм должно быть не менее
(73,5…88,2) Н. При меньшем усилии прижимную пружину следует заменить.
При ремонте, во время установки рычага вилки сцепления, следует проверять совмещение рисок на торце
вала вилки выключен
положение рычага.
При ремонте, во время установки ПГУ Knorr-Bremse, следует обеспечить вращением вилки на штоке толка-
теля ПГУ расстояние от оси отверстия вилки до кольцевой проточки на толкателе поршня ПГУ равное
(186…189) мм. После выполнения этой регулировки следует затянуть контргайку толкателя ПГУ.
В случае затрудненно
робки передач ZF S5-42, а также при ремонте, связанном со снятием коробки передач, необходимо очистить
поверхность крышки от продуктов износа ведомого диска сцепления и заменить, или дополнить полость муфты
выжимного подшипника смазкой Optimal Olista LongTime 3 EP или Longterm 2plus.
няется пневмогидроусилитель (сокр. ПГУ) производства КАМАЗ или Knorr-Bremse (Германия).
ПГУ предназначен для уменьшения усилия нажатия педали сцепления. ПГУ эффективно работает при нали-
чии в пневмосистеме автобуса давления воздуха – (0,6…0,8) МПа.
Полный ход педали сцепления ограничивается
Внимание! Эксплуатация автобуса без ограничителя хода педали сцепления приведет к поломке сцепления.
При потере давления воздуха на входе в ПГУ возможность управления сцеплением сохраняется. Однако в
этом случае необходимо более высокое давление на педали сцепления, поскольку работает только гидравличе-
ский контур.
Заполнени
1. Подсоединить ПГУ к пневмосистеме сжатого воздуха с давлением (0,6…0,8) МПа.
2. Отвернуть крышку заливного бачка и залить бачок тормозной жидкостью до двух третьих его высоты.
3. На ПГУ сцеплен
свободный конец шланга в жидкость, налитую в прозрачный сосуд ёмкостью не менее 0,5 л, заполненный на 1/3.
4. Нажать (3…4) раза на педаль сцепления и, удерживая педаль в нажатом положении, отвернуть перепуск-
ной клапан на (1/2…3/4) оборота, выпустив жидкость с пузырьками воздуха в сливную ёмкость.
5. После прекращени
вернуть перепускной клапан. После чего отпустить педаль.
6. Повторять операции 4 и 5 до тех пор, пока не прекратится выделение жидкости с пузырьками воздуха из
шланга. Во время прокачки необходимо доливать рабочую жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, не
допуская "сухого дна" в бачке.
а) ПГУ КАМАЗ б) ПГУ Knorr-Bremse
Рис. 3-3 Привод сцеплени
а) 1– ограничитель хода педали; 2- педаль; 3– пружина; 4-
упор педали; 5- вилка главного цилиндра; 6– контргайка; 7-
главный цилиндр; 8- пружина прижимная; 9- вал вилки; 10-
вилка толкателя ПГУ; 11- трубопровод к бачку; 12- рычаг
вилки сцепления; 13-контргайка; 14- толкатель ПГУ; 15-
ПГУ; 16- клапан перепускной; 17- штуцер пневмотрубки
б) 9- вал вилки
11- вилка толкателя ПГУ; 12- контргайка;
13- толкатель поршня ПГУ; 14- ПГУ; 15-
трубопровод пневматический; 16- трубопро-
вод гидравл
А- контрольный размер равный (186…189) мм
18
7. По завершению прокачки необходимо при нажатой педали сцепления завернуть перепускной клапан, за-
тем снять с его головки шланг и надеть защитный колпачок. Отпустить педаль.
8. Долить жидкость в бачок до уровня (15…20) мм ниже верхнего края бачка. Закрыть бачок крышкой с от-
ражателем.
В
жится воздух. Эту жидкость можно использовать только после фильтрации и отстаивания в течение суток.
После заполнения (прокачки) привода сцепления максимальный ход штока ПГУ (Knorr-Bremse) должен
быть не менее 14 мм.
Если для привода сцепления с ПГУ, указанным
выше способом, не удалось удалить воздух, то допол-
ните
1.Отсоединить гибкий шланг от бачка и слить из
него остатки тормозной жидкости. Снять с бачка
крышку.
2. Свободный конец шланга опустить в прозрач-
ную ёмкость с тормозно
чтобы шланг находился ниже уровня жидкости.
3. Снять с ПГУ колпачок и вывернуть перепускной
клапан. На резьбовую часть клапана надеть кольцо 7
(рис. 3-4) диаметром 6 мм и длиной (3...4) мм, изготов-
ленное из резинов
жить герметизирующей прокладкой. Затем ввернуть
перепускной клапан в ПГУ таким образом, чтобы уп-
лотняющее кольцо немного сжалось, но перепускной
клапан должен оставаться в открытом положении, т.е.
недовернут
4. На головку перепускного клапана надеть резиновый шланг 4, закрепив его проволочным хомутом 8.
5. К шлангу 4 подсоединить через разобщительный кран 3 ручной гидронасос 2 с заправочной ёмкостью 1.
6. Залить в заправочную ёмкость гидронасоса 1,5 л тормозной жидкости и открыть разобщительный кран 3.
Вращать рукоятку привода гидронасоса до тех пор, пока из шланга, опущенного в ёмкость, не перестанут
выходить пузырьки воздуха или эмульсия.
7. Закрыть
8. Открыть разобщительный кран 3 и, вращая рукоятку гидронасоса 2, довести уровень жидкости в бачке до
нормального уровня. Сразу после этого перекрыть разобщительный кран 3 и, не снимая уплотняющего резино-
вого кольца 7, завернуть перепускной клапан до упора. Затем отсоединить от клапана шланг 4 и снять резино-
вое кольцо 7.
9. Если после этого воздух продолжает оставаться в гидроприводе, то следует дополнительно прокачать
гидропр
Примечание. Вместо гидронасоса возможно применение другого приспособления, обеспечивающего герме-
тичную перекачку жидкости по гидропроводу.
Внимание! При замене ПГУ на новый или при установке ПГУ после ремонта, прокачка с помощью педали
привода сцепления может не дать положитель
пространства перед управляющим поршнем.
В этом случае прокачку следует производить с помощью насоса, как описано выше, либо давлением возду-
ха (490…590) кПа ((5…6) кгс/см2) через специальный адаптер в бачок главного цилиндра до появления жидко-
сти без пузырьков воздуха из клапана прокачки.
В
Замена рабочей жидкости производится в такой же последовательности, в какой проводится заполнение и
прокачка привода сцепления.
Регулировка привода выключения сцепления с ПГУ должна обеспечить свободный ход педали – (3…10) мм.
Свободный ход педали у сцепления с ПГУ Knorr-Bremse регулируется изменением длины толкателя поршня
главного цилиндра (см. ПАЗ-32053-07), у сцепления с ПГУ КАМАЗ дополнительно регулируется свободный
ход рычага вилки сцепления
У сцепления с ПГУ Knorr-Bremse регулировка свободного хода рычага вилки сцепления производится авто-
матически.
Регулировка свободного хода рычага вилки сцепления (только ПГУ-КАМАЗ):
1. Проверить свободный ход рычага вилки, покачивая рычаг в обе стороны до упора в крайние положения.
Сво
3. Снять прижимную пружину 8 рычага вилки сцепления.
4. Ослабить контргайку 13 штока ПГУ.
5. Изменить длину штока толкателя путём вращения вилки по резьбе штока.
6. Затянуть контргайку и установить прижимную пружину.
Рис. 3-4 Прокачка гидроприв
1- заправочная ёмкость; 2- гидронасос; 3- ра-
зобщительный кран; 4- шланг; 5- ПГУ; 6- клапан
перепускной; 7- кольцо; 8- хомут
19
После выполнения полной регулировки привода сцепления (при этом обязательно должен быть установлен
ограничител
Проверку свободного хода рычага вилки у сцепления с ПГУ-КАМАЗ следует производить через 8000 км.
Через каждые 16000 км у сцепления с ПГУ-КАМАЗ нужно проверять характеристику прижимной пружины
рычага вилки. Допустимое усилие от пружины при её растяжении до длины 130 мм должно быть не менее
(73,5…88,2) Н. При меньшем усилии прижимную пружину следует заменить.
При ремонте, во время установки рычага вилки сцепления, следует проверять совмещение рисок на торце
вала вилки выключен
положение рычага.
При ремонте, во время установки ПГУ Knorr-Bremse, следует обеспечить вращением вилки на штоке толка-
теля ПГУ расстояние от оси отверстия вилки до кольцевой проточки на толкателе поршня ПГУ равное
(186…189) мм. После выполнения этой регулировки следует затянуть контргайку толкателя ПГУ.
В случае затрудненно
робки передач ZF S5-42, а также при ремонте, связанном со снятием коробки передач, необходимо очистить
поверхность крышки от продуктов износа ведомого диска сцепления и заменить, или дополнить полость муфты
выжимного подшипника смазкой Optimal Olista LongTime 3 EP или Longterm 2plus.
монтажкой помоги пгу может подшипник выж туго ходит или у пгу связь с атмосферой забило и он плохо сбрасывает