В этой статье расскажем, что такое стартер в автомобиле, как понять, что он не работает, причины, по которым он не крутит, и способы запуска двигателя в такой ситуации.
Что такое электростартер
Это устройство, которое запускает двигатель автомобиля. Стартер использует энергию аккумулятора для вращения коленчатого вала двигателя до тех пор, пока мотор не начнет работать сам.
Основные компоненты стартера:
- электродвигатель;
- обгонная муфта (бендикс);
- корпус;
- втягивающее реле.
Когда водитель поворачивает ключ зажигания, втягивающее реле подает питание на электродвигатель стартера. Бендикс входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя и начинает вращать коленчатый вал. Как только двигатель запустится, бендикс автоматически выходит из зацепления.
Таким образом, стартер играет ключевую роль в процессе запуска двигателя, обеспечивая начальное вращение.
Как понять, что стартер не крутит
Вот несколько признаков того, что проблема может быть связана со стартером:
- Нет реакции при повороте ключа зажигания. Когда вы поворачиваете ключ в положение «старт», ничего не происходит. Двигатель даже не пытается запуститься, а приборная панель остается без изменений.
- Щелчки при попытке завести машину. Вместо привычного звука работы стартера слышны только щелчки. Это может указывать на то, что аккумулятор разряжен или стартер неисправен.
- Медленное вращение стартера. Если стартер работает, но очень медленно, возможно проблема заключается в низком заряде аккумулятора или износе самого стартера.
- Запах гари под капотом. Если после попытки запустить двигатель появляется запах горелого, это может свидетельствовать о перегреве стартера или проблемах с проводкой.
- Необычные звуки при запуске. Скрежет, визг или другие странные шумы могут говорить о том, что стартер износился или имеет механические повреждения.
Если вы заметили хотя бы один из этих симптомов, стоит обратиться к специалисту для диагностики и ремонта стартера. Игнорирование проблемы может привести к более серьезным поломкам и затратам в будущем.
Причины, почему не крутит стартер
Есть несколько вариантов, по которым стартер может отказываться запускать двигатель машины. Часть из них можно устранить самостоятельно, в некоторых случаях придется обращаться в сервис.
1. Недостаточный заряд аккумулятора
Если аккумулятор разряжен или имеет недостаточный заряд, он не сможет подать достаточное напряжение для работы стартера. Это одна из самых распространенных проблем. В этом случае стартер будет крутит маховик или очень медленно, или вообще не сможет провернуть.
2. Окисление контактов
Окисленные или плохо закрепленные клеммы могут препятствовать передаче достаточного количества электричества к стартеру. Это также приводит к тому, что стартер не вращается. Такое может происходить из-за попадания влаги или слабого соединения клемм.
3. Поломка втягивающего реле
Оно отвечает за перемещение бендикса (шестерни стартера), который входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Поломка этого элемента может привести к проблемам с запуском двигателя. Чаще всего втягивающее реле выходит из строя из-за износа контактов или загрязнения и коррозии.
4. Износ щеточного узла
Износ щеточного узла является одной из наиболее частых причин поломки стартера. Он состоит из графитовых щеток, которые передают электрический ток на коллектор якоря стартера. Со временем они изнашиваются, это приводит к ухудшению контакта и снижению эффективности работы стартера.
5. Пробой обмоток статора или ротора
Пробой обмоток происходит, когда изоляция между витками обмотки разрушается, позволяя электрическому току проходить непосредственно через металл обмотки, минуя рабочую нагрузку. Эта неисправность может вызвать возгорание под капотом.
6. Отклеивание магнитов
Магниты обеспечивают создание необходимого магнитного поля для вращения ротора стартера. Если они отклеятся, это может привести к серьезным нарушениям в работе стартера и, соответственно, к трудностям с запуском двигателя.
7. Заклинивание обгонной муфты
Обгонная муфта предназначена для защиты стартера от повреждений после запуска двигателя и предотвращает его дальнейшее вращение вместе с двигателем. Если муфта заклинивает, это вызывает перегрев стартера и его поломку.
8. Износ втулок или подшипников ротора
Втулки служат опорой для вала и уменьшают трение при его вращении. Подшипники нужны для снижения трения и обеспечения точного положения вала ротора внутри стартера. Они бывают шариковыми, роликовыми или игольчатыми.
Эти компоненты играют ключевую роль в обеспечении плавного вращения ротора стартера. Их износ может привести к замедлению вращения стартера и его поломке или к повреждению ротора.
9. Поломка зубьев бендикса или венца маховика
Если зубья венца маховика повреждены или неправильно установлены, бендикс не сможет зацепиться за них, и стартер будет бесполезен. То же самое происходит, если зубья бендикса сломаны. Стартер будет прокручиваться, не давая нужного импульса маховику.
10. Механические проблемы двигателя
Иногда стартер не может провернуть коленчатый вал из-за механических проблем внутри двигателя, таких как заклинивший поршень, сломанные клапаны или деформированные элементы кривошипно-шатунного механизма.
11. Иммобилайзер не видит ключ
В ключе современных автомобилей есть чип, который подает сигнал иммобилайзеру. Они работают по принципу свой — чужой. Если машина не смогла прочитать сигнал от чипа или распознала его как неправильный, то она не даст стартеру крутиться.
Как запустить двигатель, если не крутит стартер
Эти методы могут помочь вам в экстренных ситуациях, однако всегда старайтесь поддерживать свой автомобиль в хорошем техническом состоянии, чтобы минимизировать вероятность возникновения подобных ситуаций.
Запуск с толкача
Этот метод подходит для автомобилей с механической коробкой передач. Для запуска двигателя с толкача необходимо:
- Установить нейтральную передачу.
- Включить зажигание.
- Начать толкать автомобиль, пока он не достигнет скорости около 15—20 км/ч.
- Во время движения включить вторую или третью передачу и плавно отпустить сцепление.
- Двигатель должен запуститься. После запуска необходимо немедленно нажать на педаль сцепления и перевести коробку передач в нейтральное положение.
Буксировка
Метод буксировки похож на запуск с толкача, но используется другой автомобиль для перемещения вашего транспортного средства. Этот метод также подходит для машин с механической коробкой передач.
Использование внешнего источника питания
Если причина невозможности запуска двигателя заключается в разряженной аккумуляторной батарее, можно воспользоваться внешним источником питания, таким как пусковое устройство или другой автомобиль. Для этого используются специальные кабели для подключения к аккумулятору другого автомобиля («прикуривательные» кабели). Процедура выглядит следующим образом:
- Подключите положительный кабель к положительной клемме разряженного аккумулятора, а затем к положительной клемме работающего аккумулятора.
- Подключите отрицательный кабель к отрицательной клемме работающего аккумулятора, а затем к металлической части двигателя автомобиля с разряженным аккумулятором (например, к блоку цилиндров).
- Запустите двигатель автомобиля-донорa и дайте ему поработать несколько минут.
- Попытайтесь запустить двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором. Если двигатель запустился, оставьте оба автомобиля подключенными еще на несколько минут, чтобы аккумулятор успел немного зарядиться.
- Отключите кабели в обратной последовательности: сначала отрицательный, затем положительный.
Прямой запуск двигателя
Этот метод применяется в крайнем случае, когда другие методы недоступны. Он подразумевает прямое подключение стартера к источнику питания в обход системы зажигания. Однако этот метод требует определенных технических знаний и осторожности, так как неправильное выполнение может привести к повреждению электрической системы автомобиля.
Запуск двигателя с помощью ручного стартера
Некоторые старые модели автомобилей оснащены ручным стартером. Чтобы запустить двигатель с его помощью, необходимо:
- Вставить ручку стартера в соответствующее отверстие на передней части двигателя.
- Повернуть ручку по часовой стрелке, прилагая усилие до тех пор, пока двигатель не запустится.
- После запуска немедленно вынуть ручку стартера, чтобы избежать травмирования.