Российский автовладелец твердо убежден: все, что касается двигателя и его ремонта — сказочно дорого. Если механик открыл капот и взялся, скажем, за гаечный ключ — жди финансовой дыры. Как всегда, правды в этом — ровно половина. Есть в моторном отсеке вполне бюджетные и даже бесплатные операции, а есть и действительно непотребно дорогие. Об одно из таких, финансово невыносимых, сегодня и поговорим. Встречайте, коленвал и его невзгоды — на Авто Mail.
Российские водители не любят ремонтировать моторы, поскольку это всегда очень дорогая и долгая процедура. Во-первых, восстановление двигателя внутреннего сгорания, помимо тривиальной сборки-разборки, предполагает целый ворох операций типа гильзования, нанесения хона, выведения плоскостей по блоку и головке блока цилиндров, а во-вторых, сами по себе запчасти обойдутся «в копеечку». Тривиальный набор «рассыпухи» — различные прокладки и сальники, гайки и болты, вкладыши, герметики и прочие мелочи — сегодня стоят около 20 000 рублей на самый простецкий и распространенный двигатель. Чего уж говорить о действительно дорогих деталях, среди которых на почетном возвышении стоит, его величество, коленвал. Он действительно большой и тяжелый, а еще — сказочно дорогой. Запросто может стоить как все остальное, вместе взятое. Впрочем, все в наших же руках: как сохранить коленчатый вал даже не очень больших пробегах?
Как работает коленвал
В первую очередь — теория. Когда в камере сгорания, где воздушно-топливная смесь вовремя «встретилась» с искрой от свечи, происходит взрыв, то поршень, устремляется вниз, толкая шатуном, своей, словно у гриба, ножкой тот самый коленчатый вал. Коленвал — кривой, ступенчатый, поэтому цилиндры, поочередно его толкая, придают ему вращение, которое через коробку переключения передач, читай, через череду шестерен, уходит на приводы, а далее — на колеса. ZF — знаменитая фирма коробок передач, дословно расшифровывается как «завод шестерен». На всякий случай.
Шатун соединен с коленвалом, естественно, не напрямую, а через прокладочку, именуемую вкладышем, сделанную именно для сокращения смертельного трения. По этой же причине, ради снижения трения, на постелях коленвала, ложбинках, где он расположен в блоке, так же лежат вкладыши. Не стоит забывать и про моторное масло, которое, во-первых, обязано в должном количестве поступать, а во-вторых, соответствовать требованиям и задачу свою по смазке выполнять.
Коленчатый вал — тяжеленная железка, из высококачественного сплава, закаленная и вообще-то очень прочная. Оттого и дорогая, к слову. Ее поломать или испортить — надо постараться. Но время, некорректная эксплуатация, разгильдяйство и просто некачественные расходные материалы дело свое делают. И «колено» начинает изнашиваться, причем — в геометрической прогрессии.
Почему коленчатый вал изнашивается
С теорией разобрались, переходим к практике. В идеальных условиях, взрыв воздушно топливной смеси происходит в нужное время, когда поршень находится в нужном месте, взрывная волна толкает его вниз, проворачивая коленвал, мотор работает так, как задумал инженер. Но то условия идеальные, которые случаются не слишком часто. Гораздо популярнее ситуация, когда бензин с воздухом в камерах взрываются не от искры, а от сжатия, то есть не вовремя — октановое число не то, что требуется. В этом случае возникает детонация, а львиная доля удара идет именно на коленвал.
Недостаток или низкое качество моторного масла тут же сказывается на самых тонких элементах — на шейках. Там, где колено лежит в «постелях» и соединено с шатунами: изнашивающиеся вкладыши начинают задирать и сам коленчатый вал. Появляется выработка, а иногда — и рытвины. Однажды, если вовремя не спохватиться, вкладыш провернет, а машина поедет на переборку уже не своим ходом, а на эвакуаторе. Стоимость такой работы впечатлит даже самых крепких духом: коленвал, скорее всего, пойдет либо под замену, либо под восстановление. И то, и другое — дорого.
Как восстановить коленвал
Как уже было сказано, беда кроется в провернутом вкладыше: он истерся, шейка коленвала истерлась, появился зазор. Что делать? В случае существенного, но еще обратимого износа, мастер отвезет коленчатый вал к токарю, который аккуратно снимет несколько микрон с заезженной «шейки», а сам механик положит в «постели» или под шатуны ремонтные вкладыши — они толще, следовательно, оригинальное «колено» еще послужит.
Но иногда шлифовать уже нечего, шейка стала слишком тонкой или слишком повреждена. В этом случае, если деталь редкая и дорогая, пытаются наваривать металл, чтобы потом обточить под размер. Иногда такой двигатель еще послужит, но чаще отправляется на доску бесплатных объявлений вместе с автомобилем. Все же читали эту строчку: «мотор перебран тысячу-две назад». Никто не будет вкладывать сотни тысяч перед продажей, сделают по нижнему ценовому сегменту, чтобы просто из двора уехала своим ходом. Дальнейшая судьба — потемки, в которые даже не всматриваются.
Коленвал — та деталь, которую имеет смысл искать на разборке: подержанный, он тоже еще проедет много сотен тысяч километров. Но только при одном условии: он целый, с правильной геометрией, не изношенный. То есть выбирать должен мастер, а не отчаявшийся владелец стоящей в сервисе машины. Про покупку нового коленчатого вала — просто промолчим: он стоит зачастую слишком дорого, чтобы саму эту возможность рассматривать.
Коленвал, «колено» — одна из самых надежных и ресурсных деталей двигателя внутреннего сгорания. При правильный и вдумчивой эксплуатации, он переживет и первую, и вторую переборку двигателя. Но важно соблюдать порядок обслуживания, регулярно менять моторное масло, и внимательно слушать двигатель, регулярно проводя диагностику. Заметив первые следы износа — молиться на ремонтные вкладыши. И помнить вечное, но всегда верное правило: превентивный ремонт всегда дешевле, чем «по факту». Этот навык крепко экономит деньги.