В этой статье разберем основные причины, по которым двигатель плохо заводится на холодную, расскажем, как запускать и греть мотор зимой, и что делать, если машина плохо заводится.
В чем разница между запуском двигателя на холодную и на горячую
Различие между запуском двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на холодную и на горячую заключается в условиях работы и нагрузках, которые он испытывает.
Если машина заводится на горячую, двигатель уже находится в рабочем состоянии, все системы функционируют оптимально и масло сохраняет свою текучесть.
Запуск мотора на холодную происходит после длительного простоя автомобиля, когда двигатель полностью остыл до температуры окружающей среды. В холодное время года масло становится более вязким, а топливо испаряется медленнее. Это приводит к тому, что при первом запуске двигателю требуется больше времени и сил для достижения оптимальной рабочей температуры.
Почему бензиновый двигатель плохо запускается на холодную
Запуск бензинового двигателя при низких температурах может быть затруднен по нескольким причинам. Эта проблема особенно актуальна зимой, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Давайте разберемся, почему это происходит.
1. Слабый заряд аккумулятора
Плохой контакт, истекший срок эксплуатации или неправильное использование АКБ приводят к тому, что она плохо держит заряд и отдает меньший ток, чем нужно для пуска мотора.
2. Неподходящее масло
Слишком густое моторное масло осложняет запуск двигателя. Из-за этого возникает большая сила трения между деталями двигателя и стартеру тяжелее их провернуть.
3. Залитые свечи зажигания
Если попробовать несколько раз неудачно запустить двигатель, это приведет к тому, что зальет свечи. В таком случае нужно выкрутить их, хорошо просушить и прокалить те части электродов, где возникает искра.
4. Низкая компрессия
Если в цилиндрах низкая компрессия, то запустить двигатель будет сложно. Причинами снижения могут быть изнашивание цилиндров, закоксованность поршневых колец, прогар клапанов или повреждения двигателя.
5. Подсос воздуха
При повреждении воздушных патрубков возможен подсос лишнего воздуха. Из-за этого топливовоздушная смесь становится несбалансированной и топлива поступает в двигатель меньше, чем нужно для запуска.
6. Неисправные датчики
Неправильная работа или полный отказ датчиков приведет к тому, что запустить двигатель станет тяжело.
Почему дизельный двигатель плохо запускается на холодную
Дизельные двигатели славятся своей экономичностью и высокой мощностью, но при этом они часто сталкиваются с проблемой запуска в холодное время года. Эта проблема связана с несколькими факторами, которые влияют на работу двигателя.
1. Высокая вязкость топлива
При низких температурах дизель становится более густым. Это затрудняет его прокачку через топливные магистрали и форсунки. Из-за этого двигатель не получает достаточного количества топлива для нормального запуска.
2. ТНВД и форсунки
При неисправном топливном насосе высокого давления (ТНВД) и загрязненных или изношенных форсунках топливо поступает в цилиндр неравномерно, в меньшем количестве и при недостаточном давлении.
3. Проблемы со свечами накаливания
Свечи накаливания играют важную роль в процессе запуска дизельного двигателя. Они подогревают камеру сгорания перед запуском, чтобы обеспечить оптимальные условия для воспламенения топлива. Если свечи неисправны или недостаточно прогреты, это может привести к трудностям при запуске.
4. Конденсация воды в топливной системе
В холодное время года вода может конденсироваться в топливных магистралях и фильтрах, образуя ледяные пробки. Это препятствует нормальной подаче дизеля к двигателю.
5. Износ двигателя
С возрастом и износом двигателя могут возникать проблемы с компрессией, что также влияет на способность двигателя запускаться в холодную погоду.
Что делать, если машина плохо заводится на холодную
Если машина плохо заводится на холодную, можно попробовать следующее:
- Включите и выключите зажигание без запуска мотора несколько раз. За счет этого повысится давление в топливной рампе.
- Предварительно разогрейте аккумулятор. Для этого можно включить дальний свет фар на несколько секунд или поморгать ими.
- Отключите все электроприборы. Среди самых затратных — подсветка салона, подогрев сидений, аудиосистема, фары.
- На автомобиле с «механикой» установите рычаг в нейтральное положение и выжмите педаль сцепления. За счет этого стартеру легче будет раскрутить маховик и провернуть коленвал.
- Если машина не заводится с нескольких попыток, выжмите педаль газа до упора и включите стартер. Так вы продуете камеры сгорания от скопившегося в них топлива и не зальете свечи.
Если ни один из советов не помогает, лучше обратиться в автосервис для диагностики автомобиля.
Как заводить двигатель зимой
Заводить двигатель зимой немного сложнее, чем летом, особенно при сильных морозах. Вот несколько советов, чтобы облегчить этот процесс:
- Перед запуском двигателя моргните несколько раз дальним светом. Так вы прогреете аккумулятор и ему будет легче отдавать заряд.
- Поверните ключ зажигания и подождите несколько секунд, пока бензонасос накачает топливо. Затем нажмите педаль сцепления и запустите двигатель.
- Если у вас есть предпусковой подогреватель (например, Webasto), включайте его заранее, чтобы двигатель был теплым перед запуском.
- Не начинайте движение сразу после запуска. Дайте двигателю поработать на холостых оборотах хотя бы пять-десять минут, чтобы масло распределилось по всем узлам.
- Первые километры езды старайтесь двигаться медленно, избегая резких ускорений и торможений, чтобы дать всем системам автомобиля прийти в рабочее состояние.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете без проблем завести двигатель вашего автомобиля даже в самые холодные зимние дни.
Советы эксперта
Своим мнением о том, почему двигатель плохо заводится на холодную, поделился Андрей Савинов, менеджер IT-проектов компании «Тотек»:
«Проблемы с запуском бензинового или дизельного двигателя на холодную связаны с рядом факторов. Вот основные причины:
Некачественное топливо. И для бензина, и для дизеля низкое качество топлива может усложнить запуск, особенно при высокой влажности воздуха, когда в топливе могут образовываться водные эмульсии.
Неисправности свечей зажигания или накаливания. У бензиновых двигателей могут выйти из строя свечи зажигания, а у дизелей — свечи накаливания, которые обеспечивают предварительный подогрев топливовоздушной смеси.
Общее состояние двигателя. Сниженная компрессия из-за износа цилиндров и поршневой группы также может стать причиной сложностей с запуском.
Проблемы с аккумулятором. На холоде аккумулятор теряет емкость, что снижает мощность стартера. Это особенно заметно при температуре ниже –10 °C».