Вот уже почти три года как российский авторынок перевернулся с ног на голову — большинство привычных производителей прекратили поставки своих автомобилей в нашу страну, а многие из них и вовсе ушли из России. Их места заняли «китайцы», причем, как относительно известные до 2022 года, так и совсем экзотические бренды.
Однако далеко не все готовы мириться с нынешними реалиями. К китайским автомобилям у многих автолюбителей и экспертов возникает немало вопросов, и вполне понятно желание некоторых любой ценой избежать владения «китайцем».
Параллельный импорт, к сожалению, надежд не оправдал, а с 1 октября, когда в очередной раз изменился порядок начисления утилизационного сбора, практически прекратил свое существование. Везти автомобили на продажу дилеры по льготной ставке больше не могут. А если включать в стоимость коммерческий «утиль», конечная цена станет совершенно неинтересной для потребителя, особенно сильно это ударило по массовому рынку. Однако у российских дилеров «в стоке» все еще остаются иномарки некитайских брендов. Про них мы еще расскажем отдельно.
В таких условиях на помощь приходит «вторичка». На рынке еще достаточно свежих автомобилей «мировых» марок с небольшим пробегом. В рамках нового цикла статей Авто Mail расскажет, что сейчас можно приобрести вместо китайских автомобилей. Сегодняшний материал посвящен подержанным автомобилям в ценовом диапазоне от 2 до 2,5 млн рублей. Пробег мы решили ограничить на отметке в 75 тысяч километров, а возраст — 2019-м годом.

Легковые автомобили
В качестве референс-автомобиля возьмем Geely Emgrand — третья генерация достаточно немаленького (около 4,6 м в длину) китайского седана дебютировала у себя на родине в 2021 году, а до нашей страны доехала в конце 2023-го. Что интересно, «Эмгранды» собирают на белорусском заводе «Белджи» в Минской области, но к нам машины идут напрямую из Поднебесной.
Седан оснащается полуторалитровым «атмосферником», выдающим 122 л.с. и агрегатирующимся с пятиступенчатой механической КПП или шестидиапазонным «автоматом». За два с половиной миллиона рублей можно поискать Emgrand в предмаксимальной комплектации Luxury с 16-дюймовыми литыми дисками, однозонным климат-контролем, полностью светодиодной оптикой, камерой заднего вида и другими опциями, но всего лишь с двумя подушками безопасности. Какие есть альтернативы?
Skoda Octavia или VW Jetta
Бестселлер концерна VAG, пожалуй, в дополнительном представлении не нуждается. Примерно за 2,5 млн рублей есть шанс найти Skoda Octavia последнего поколения А8 с пробегом до 75 тысяч километров, однако эта сумма считается, скорее «низом» рынка. Весьма вероятно, что автомобили там будут с нюансами. Поэтому предлагаем переключиться на предыдущее поколение — А7, представленное еще в 2013-м году и в 2017 подвергшееся небольшому обновлению.

Скорее всего, за два с половиной миллиона вы получите автомобиль с 1,6-литровым 110-сильным «атмосферником» или 1,4-литровым турбомотором мощностью 150 л.с. и пробегом до 75 тысяч километров. Безнаддувный агрегат оснащается только пятиступенчатой «механикой» или классическим шестиступенчатым «автоматом», тогда как турбированной версии положен семидиапазонный «робот».
Шестиступенчатая механическая КПП у Skoda Octavia с турбомоторами на нашем рынке — большая редкость, также как и полноприводная трансмиссия, положенная топ-версиям. Самые мощные модификации (1,8 л, 180 л.с. для поколения А7 и 2,0 л, 190 л.с. для А8) представлены в меньшем количестве, но стоит понимать, что самая мощная Octavia, продающаяся примерно по одной цене с базовой, может оказаться «с сюрпризом».
К сожалению, не все так просто. При просмотре объявлений можно увидеть множество автомобилей в простых комплектациях, как правило, с базовым силовым агрегатом и по «вкусным» ценам. Многие из них — белого цвета. Зачастую в ПТС в графе «собственник» можно увидеть юридическое лицо, а визуальное состояние машины далеко от идеала.
Перед вами автомобили из каршеринга, такси (наверняка, с откорректированным пробегом) или корпоративных парков. Да, Octavia — настоящая «рабочая лошадка». Логично предположить, что коммерческая эксплуатация автомобиля далека от щадящей. Стоить иметь это в виду. Поиск хорошей «Октавии» может превратиться в настоящий квест!

С Volkswagen Jetta ситуация несколько иная. Восьмое поколение популярнейшего седана немецкой марки продавалось в России не очень большими тиражами. Одной из причин принято считать более высокую по сравнению с «Октавией» цену — ведь Jetta в отличие от своей чешской сестры не была локализована у нас и поставлялась из Мексики, поэтому выбор седанов от VW сейчас откровенно небогатый.
Более того, многие из этих машин пригнаны из США и, соответственно, имеют аварийное прошлое. Кроме оранжевых рассеивателей в фарах и приборной панели в милях в час, машины для североамериканского рынка имеют VIN, начинающийся с цифры 3. У «официальных» седанов он начинается на букву W.
Kia Cerato или Hyundai Elantra
Более бюджетная альтернатива «немцам» — эта парочка от корейского концерна Hyundai-Kia. Четвертое поколение Kia Cerato появилось на нашем рынке в 2018 году, а в середине 2021-го пережило небольшой рестайлинг.

Имея на руках два с половиной миллиона рублей, можно рассчитывать на автомобиль, выпущенный в 2021—2022 годах, оснащенный знакомой по многим другим моделям корейского бренда связкой атмосферного двигателя (1,6 л 128 л.с. или 2,0 л, 150 л.с.) и шестиступенчатого «автомата». Трехпедальные версии также встречаются, но заметно реже. Экзотические для нас модификации с турбонаддувом и «роботом» в расчет не берем.

На самом деле, 2,5 млн рублей — практически верхняя ценовая отметка для Cerato. Чуть более возрастные экземпляры продаются иной раз и дешевле двух миллионов. Однако нужно быть начеку! Бывшие таксомоторы среди этих автомобилей тоже встречаются. Все вышесказанное относится и к Hyundai Elantra. Что касается «американцев», их тоже достаточно. У автомобилей российской сборки VIN начинается на XWE, а в случае с Kia определить экземпляр из-за океана еще проще — там седан носит название Forte.
Кроссоверы

Перейдем к кроссоверам. Когда речь идет о новых автомобилях примерно «за два с половиной», на ум сразу приходит «Большая тройка» (к сожалению, не та, о которой вы подумали) — Haval, Chery и Geely, а именно, бестселлеры Jolion, Tiggo 4 и дорестайлинговый Coolray под именем Belgee X50. А если все же не хочется «китайца»?
Nissan Qashqai
Японский среднеразмерный паркетник второго поколения выпускался на петербургском заводе Nissan до 2022 года. На рынке достаточно автомобилей не старше пяти лет с пробегом до 75 тысяч километров. Большинство — с двухлитровым 144-сильным «атмосферником» и вариатором, хотя попадаются и машины с шестиступенчатой «механикой». Изредка мелькают и турбированные 1,2-литровые модификации (115 л.с.). Привод — передний или полный.

Куда же без нюансов — Qashqai очень часто встречается в каршеринге (речь о самой популярной двухлитровой версии). Многие автомобили как раз сейчас списывают из флота сервисов краткосрочной аренды, поэтому нужно быть предельно внимательным при выборе.
Тем не менее, в диапазоне от двух до двух с половиной миллионов рублей есть что рассмотреть. Одна из причин, почему «Кашкай» несколько дешевле своих конкурентов — возраст, ведь второе поколение уже немолодое. Оно дебютировало еще в далеком 2013 году!
Kia Seltos или Hyundai Creta
Hyundai Creta некогда была одним из лидеров «кроссоверного» сегмента российского авторынка. В 2021 году она перешла в новое поколение, дизайн которого, к слову, мало кого оставил равнодушным (во всех смыслах). Более возрастные машины первой генерации с пробегом до 75 тысяч километров продаются приблизительно за два миллиона рублей.

Что касается «Креты» нового образца, она, ожидаемо, чуть дороже. Тем не менее, примерно за 2,3 млн рублей можно найти экземпляр с пробегом даже не до 75, а до 50 тысяч километров. Правда, он, скорее всего, будет с передним приводом. Полноприводные версии стоят около 2,5 млн рублей и даже дороже. На выбор два «атмосферника» — 1,6 и 2,0 (123 и 150 л.с.) и шестиступенчатая КПП (автоматическая или механическая).
Kia Seltos позиционировался чуть повыше «Креты» по иерархии и предлагал более богатый набор опций и широкий ассортимент силовых агрегатов. Так, например, одно время в арсенале Seltos был даже турбомотор, а также сразу три вида автоматических коробок одновременно: и классический «автомат» (с 1,6-литровым мотором), и «робот» (у модификации с турбонаддувом), и вариатор (с двухлитровым агрегатом).
1,7-литровый дизель официально к нам не поставлялся, но в продаже есть определенное количество таких «Селтосов», привезенных из Кореи. Еще можно встретить полуторалитровый «атмосферник» мощностью 115 л.с., который устанавливали на машины для рынка Китая.

Подавляющее большинство кроссоверов на нашей «вторичке» — дилерские безнаддувные версии мощностью 123 или 150 л.с. Причем, среди них достаточно и полноприводных автомобилей. Выбор, одним словом, есть.
В заключение можно сказать, что пока еще в России есть достаточно «свежих» альтернатив новым китайским автомобилям. Тем не менее, поиск нередко осложняется нюансами вроде аварийного или коммерческого прошлого и, куда же без этого, банальной нечестностью продавцов. Но это вовсе не означает, что хороший вариант найти нельзя. Кто ищет — тот всегда найдет.