Как завести машину, если сел аккумулятор: простые решения, которые спасут день

Севшая АКБ — неприятная ситуация. В этой статье расскажем, как завести машину, если сел аккумулятор
Татьяна Потемкина
Автор Авто Mail
Девушка у автомобиля с открытым капотом, по телефону просит совета, как завести машину
Следите за признаками разрядки АКБ, чтобы вовремя зарядить или заменить батарею и избежать неприятных ситуаций на дорогеИсточник: Freepik

При запуске двигателя батарея дает электричество для начала работы. Если напряжение низкое или заряда нет, автомобиль не заведется. В этой статье разберем, как завести машину, если сел аккумулятор, и причины, по которым это может произойти, расскажем, что делать, чтобы АКБ не разряжалась. Поможет в этом эксперт Дмитрий Николаевич, продакт-менеджер ENERGON (бренд DELTA).

Признаки севшего аккумулятора

Севшая АКБ может подвести в самый неподходящий момент, но до этого машина обычно подает сигналы о проблемах. Если знать эти признаки, можно вовремя подготовиться к замене или подзарядке батареи. Вот основные из них:

  • Медленный запуск двигателя. Один из первых признаков разрядки АКБ выглядит так: двигатель крутится медленнее, чем обычно, и заводится с задержкой. Это указывает на то, что батарея уже не выдает необходимое напряжение.
  • Погасший или тусклый свет фар. Фары стали заметно тусклее при включении зажигания или начинают мерцать, это может указывать на низкий заряд батареи. Даже если фары работают нормально на ходу, их слабое свечение на старте — тревожный знак.
  • Щелчки при повороте ключа. При попытке завести машину слышен щелчок, но двигатель не запускается, это тоже свидетельствует о разрядке. Щелчки — это работа стартера, который не может получить достаточный заряд для запуска двигателя.
  • Нестабильная работа приборной панели и бортового компьютера. Севший аккумулятор может вызвать мерцание или потухание приборов на панели, сброс времени или даже перезагрузку бортового компьютера. Если такие сбои происходят регулярно, это повод проверить заряд батареи.
  • Оксидный налет на клеммах АКБ. Заметили белый или голубоватый налет, это может быть признаком утечек электролита или старения батареи. Оксидный налет снижает контакт и мешает нормальной работе аккумулятора.
  • Запах серы или гари под капотом. Запах серы (похожий на тухлые яйца) может указывать на внутренние повреждения электробатареи или ее перегрев. Заметили этот запах, лучше не откладывать визит в сервис для проверки батареи.
  • Световой индикатор на панели приборов. На большинстве современных автомобилей предусмотрен индикатор заряда АКБ. Если он загорелся, значит батарея нуждается в зарядке или ее срок службы подходит к концу.

Эти признаки могут помочь своевременно обнаружить проблемы с аккумулятором, чтобы избежать неприятных сюрпризов и не дать машине подвести в нужный момент.

Причины, почему АКБ может разрядиться

В морозный день мужчина пытается завести автомобиль
В мороз аккумулятор быстрее теряет заряд и выходит из строяИсточник: Freepik

Разрядка аккумулятора — это ситуация, с которой сталкивается каждый водитель. Бывает, что это происходит неожиданно, но часто причина кроется в одной из распространенных ошибок или в естественном износе батареи. Давайте разберемся, почему АКБ может разрядиться и как этого можно избежать.

Низкая температура воздуха

В холодное время года электробатарее приходится тяжелее: химические процессы внутри нее замедляются, и емкость снижается. Чем ниже температура, тем больше вероятность, что АКБ быстро разрядится или даже откажет.

Оставленные включенными потребители

Одна из самых частых причин разрядки — забытые фары, габариты, музыка или внутреннее освещение. Если оставить их включенными на ночь, к утру можно обнаружить, что машина не заводится.

Слишком частые короткие поездки

Если автомобиль часто используется на короткие расстояния, генератор не успевает полностью зарядить батарею. Это приводит к тому, что АКБ постепенно теряет заряд и в какой-то момент перестает справляться со своей задачей.

Изношенный или старый аккумулятор

Срок службы стандартной электробатареи составляет около трех-пяти лет. После этого она теряет свою емкость и перестает держать заряд так, как раньше. Чем старше батарея, тем быстрее она разряжается, особенно в условиях повышенной нагрузки.

Проблемы с генератором

Если генератор плохо заряжает аккумулятор или не заряжает его вовсе, то батарея полностью зависит от оставшегося заряда. В итоге АКБ постепенно садится, так как восполнить потерю мощности нечем.

Плохой контакт на клеммах

Окисление или слабый контакт на клеммах могут стать причиной того, что зарядка от генератора поступает не в полном объеме. В результате батарея недополучает заряд и быстрее разряжается.

Внутренние утечки тока

Иногда причиной разрядки становится скрытая утечка — когда одна из систем автомобиля постоянно потребляет энергию даже при выключенном двигателе. Чаще всего это случается из-за неисправностей в электропроводке или в оборудовании.

Неисправное реле-регулятор

Реле-регулятор отвечает за правильное распределение заряда от генератора к АКБ. Если оно работает некорректно, батарея может как не получать достаточный заряд, так и перезаряжаться, что тоже плохо влияет на ее состояние.

Экстремальные температуры

Высокие температуры могут повлиять на электролит внутри батареи, ускоряя его испарение и разрушение пластин. В итоге АКБ теряет емкость и быстрее разряжается.

Способы завести машину, если сел аккумулятор

Два мужчины толкают машину на заснеженной дороге, пытаясь завести ее с толкача
Если у вас механика, машину можно завести, подтолкнув ееИсточник: Unsplash

Разрядившийся аккумулятор — это не повод бросать машину и искать эвакуатор. Есть несколько способов завести двигатель. Нужно немного знать, как это сделать, и иметь под рукой необходимые ресурсы. Давайте разберем проверенные методы, которые помогут завести автомобиль в такой ситуации.

1. Завести с толкача (для автомобилей с «механикой»)

Если у вас автомобиль с механической коробкой передач, его можно завести с толкача. Этот метод подходит для тех случаев, когда нет доступа к дополнительному источнику питания.

  1. Включите зажигание и поставьте машину на вторую передачу.
  2. Попросите кого-нибудь подтолкнуть автомобиль (или сделайте это сами, если машина на уклоне).
  3. Как только машина наберет скорость (10—15 км/ч), плавно отпустите сцепление. Двигатель должен завестись.

Этот способ требует немного силы и пространства для разгона, но часто помогает, когда других вариантов нет.

2. «Прикурить» с помощью другого автомобиля

Один из самых популярных и простых способов завести машину с разряженной АКБ — это «прикурить» ее от другого автомобиля.

  1. Подъезжайте на другой машине так, чтобы кабели дотягивались от одной батареи к другой.
  2. Подсоедините провода: сначала красный кабель на плюс обоих аккумуляторов, затем черный — на минус донора и к незаряженной батарее.
  3. Дайте машине-донору поработать несколько минут, чтобы немного зарядить батарею.
  4. Попробуйте завести свою машину. Как только двигатель заработает, отключите провода в обратном порядке.
  5. Это быстрый и надежный метод, если рядом есть машина-донор и у вас есть провода для «прикуривания».

3. Использовать портативное пусковое устройство

Пусковое устройство — это компактный аккумуляторный блок, который можно возить с собой в багажнике. Оно позволяет завести двигатель без помощи другого автомобиля.

  1. Подключите провода от пускового устройства к АКБ вашей машины, соблюдая полярность (красный — на плюс, черный — на минус).
  2. Включите устройство и подождите несколько секунд, пока оно подаст нужный заряд.
  3. Попробуйте завести машину. Как только двигатель заработает, отключите пусковое устройство.

Портативные устройства удобны тем, что их можно использовать даже в одиночку, а также они спасают в ситуациях, когда рядом нет других машин.

4. Зарядное устройство для аккумулятора

Мастер использует пусковое устройство для оживления аккамулятора
Пусковое устройство — это аккумулятор, который помогает завести двигатель без сторонней помощиИсточник: Freepik

Если у вас есть время и доступ к электросети, можно воспользоваться зарядным устройством для аккумулятора. Этот метод требует времени, но позволяет полностью восстановить заряд батареи.

  1. Подключите зарядное устройство к АКБ, соблюдая полярность.
  2. Включите зарядку и подождите некоторое время (в зависимости от уровня заряда и мощности устройства).
  3. Когда заряд станет достаточным, отключите зарядное устройство и попробуйте завести машину.
  4. Этот метод менее оперативный, но полезный, если позволяет время и есть доступ к сети.

5. Покрутить стартер (для автомобилей с «автоматом»)

На некоторых автомобилях с АКПП можно попробовать запустить двигатель, раскрутив стартер.

Попробуйте включить и выключить зажигание несколько раз подряд с паузами. Иногда это может помочь «подтянуть» последний заряд, оставшийся в батарее, и запустить стартер.

Этот метод не всегда срабатывает, но иногда помогает, если заряд батареи очень слабый, но не полностью исчерпан.

Что делать, чтобы аккумулятор не разряжался

Чтобы батарея служила долго и не подводила в самый неожиданный момент, важно заботиться о ее состоянии и следовать простым правилам. Дадим несколько рекомендаций, которые помогут избежать преждевременной разрядки батареи:

  • Регулярно проверяйте заряд. Следите за уровнем заряда, особенно в холодное время года. Если зарядка падает, лучше зарядить батарею заранее, чем дожидаться полной разрядки.
  • Отключайте электрические приборы перед выходом из машины. Убедитесь, что фары, внутреннее освещение, мультимедиа и зарядки для устройств выключены. Эти приборы могут разрядить батарею за ночь.
  • Избегайте коротких поездок. При коротких поездках генератор не успевает полностью зарядить АКБ. Если возможно, чередуйте короткие поездки с более длительными, чтобы дать батарее восстановить заряд.
  • Держите клеммы чистыми. На клеммах со временем появляется налет, который ухудшает контакт и может привести к разрядке. Регулярно очищайте их мягкой щеткой и нейтральным средством.
  • Используйте защитный чехол для АКБ в холодное время года. Низкие температуры ускоряют разрядку. Специальный утепленный чехол поможет сохранять тепло и поддерживать оптимальную температуру.
  • Проверяйте реле-регулятор и генератор. Если генератор или реле-регулятор работают с перебоями, батарея может недополучать заряд. В таком случае проверьте их работу в сервисе.
  • Не используйте мощные потребители при заглушенном двигателе. Включение музыки, обогрева сидений или кондиционера при выключенном двигателе — прямой путь к быстрой разрядке АКБ. Лучше использовать такие опции только на ходу.
  • Периодически подзаряжайте аккумулятор зарядным устройством. Даже если машина используется регулярно, раз в несколько месяцев подзаряжайте батарею внешним зарядным устройством, особенно если машина стоит без движения длительное время.

Мнение эксперта

Ситуация, когда аккумулятор автомобиля разрядился, знакома многим автовладельцам. Чаще всего это происходит в холодное время года, когда температура воздуха опускается ниже нуля. Но бывают и другие причины, такие как неисправности в электропроводке, забытые включенные фары или длительная стоянка без использования. 

Основные признаки разряженной электробатареи — отсутствие реакции при повороте ключа зажигания, медленное вращение стартера, слабое освещение фар и неработающие электронные приборы. 

Если вы столкнулись с такой проблемой, не паникуйте! Есть несколько способов завести машину. Самый простой — это «прикурить» от другого автомобиля. Для этого вам понадобятся провода, которые нужно правильно подключить к клеммам АКБ обоих автомобилей, соблюдая полярность.

«Помните, что „прикуривание“ — это временная мера, и после запуска двигателя необходимо как можно быстрее остановить автомобиль, чтобы зарядить батарею», — отмечает Дмитрий Николаевич. Также можно воспользоваться пускозарядным устройством, которое зарядит аккумулятор в течение нескольких минут. В случае если у вас нет возможности «прикурить» или использовать такое устройство, можно попробовать раскачать двигатель. Эксперт предупреждает: «Этот метод не всегда эффективен и может привести к повреждению двигателя».