Современный водитель, чтобы решить любую задачу по содержанию и мелкому ремонту автомобиля, просто зайдет в любой магазин автозапчастей и купит нужный флакончик с ремонтным составом: будь-то проникающая смазка, герметизирующее средство или полироль. Что угодно, выбор велик, вариантов — множество. В СССР такой роскоши, конечно, не было. Но и считать, что автохимию придумали уже после распада Союза — тоже неверно. Подробности — на Авто Mail.
Автомобиль у нас всегда был ценностью, зачастую, самой дорогой покупкой в жизни, что советского, что российского человека. И сегодня, и во времена развитого социализма, заполучить и новый, и подержанный автомобиль было непросто, не быстро и очень недешево. Расчеты всегда шли в годовых окладах. Дефицит, который, к слову, никуда не девался, остается, изменилась лишь причина: раньше не было предложения, а сегодня — денег. Так что каждый, кто все же сумел личный автомобиль заполучить, старался всеми правдами и неправдами его сберечь. А для этого необходимы специальные составы, позволяющие и ремонтировать, и просто содержать транспортное средство в исправном состоянии.
Столкнувшись с любой задачкой по обслуживанию, мы лезем в «сеть», покупаем нужные запчасти и составы, а в особо тяжелых случаях — едем на СТО. У советских водителей таких возможностей не было: попасть на сервис было сродни находке клада, интернет тогда и вовсе не придумали еще, добро пожаловать в библиотеку, к профильной литературе и подшивкам журналов. И не копировать на ксероксе, а переписывать и зарисовывать! А вот некоторые из профильных химических составов, позволяющих дольше сохранять исправность автомобиля и упростить локальный ремонт, в наличии у советского автолюбителя все же были. И надо отдать должное — многие до сих пор занимают почетное место на гаражной полке.
Мовиль
Не секрет же, что «Мовиль», он же «Москва — Вильнюс», породили в советских НИИ, ради сбережения самой ценной детали любого транспортного средства — кузова. Кто сталкивался, соврать не даст: восстановление «железа» — наиболее дорогое «удовольствие» в ремонте машины. Все эти переварки-перекраски и сегодня способны достигать умопомрачительных цен, а во времена развитого дефицита, когда и компрессор, и краскопульт, и сама лакокрасочную составляющую днем с огнем было не отыскать — дырявили семейный бюджет на вылет. Отсюда «растут ноги» всех этих замазываний «ссадин» гудроном, «сопли» на дверях, порогах и арках, уродливые пластиковые вставки в колесные арки и многое другое.
Красили в те годы на заводах, скажем так, иначе: во-первых, «москвичеводы» не дадут соврать, грунт был удовольствием не для всех, сама краска в корне отличалась от современных составов, да и уровень брака никогда низким не был. Антикоррозийная обработка? Я вас прошу! Если надо — делайте самостоятельно.
Вот и делали — мешали сногсшибательные составы из всего, что было под рукой: в дело шла и отработка, которую заливали в пороги, и различные коктейли из «пушсала», смешанного с чудовищными реагентами, и многое другое, и некоторые выменянные или полученные по знакомству продукты корабельной индустрии. Но машины продолжали гнить. Тогда-то на высшем уровне и поставили задачу: сделать правильный и доступный антикоррозионный состав. Так, собственно, «мовиль» и появился. К слову, он вполне актуален и сегодня — ржавчину останавливает классно. Есть, правда, один недостаток: быстро смывается. Так что наносить нужно регулярно, каждый полгода буквально.
Шампунь для мойки кузова
Не все чистящие средства в СССР делали из хозяйственного мыла. В последние годы существования Союза были и вполне профильные составы для мойки кузова. И делались они в Прибалтике. Легенда советской автокосметики, «Литбытхим», объединявшую пять заводов в Литве. Там, помимо шампуней, средства от загара и бытовой химии, выпускали и автомобильную. В том числе — шампунь «Автоэмульсия»: это средство, как заявляла реклама тех лет, предназначалось для мытья и полировки кузова легковых машин, изготовлялось на водной основе без использования растворителя, оттого и лакокрасочный слой не портило. Так же были «Автошампунь пенный», «Автошампунь концентрированный», «Автошампунь АШ-74» и «Автошампунь с осушающим эффектом». Такую баночку запросто можно и по сей день найти в гараже автомобилиста со стажем, где-нибудь, на дальней полке. Или на даче, где и сегодня моют машину из ведра с губкой, обливая обыкновенным садовым шлангом.
Средства для защиты хрома
«Литбытхим» представлял на рынке и столь важную для советского водителя «химию», как защита хрома. Отечественные машины были богаты «зеркальными» элементами, которые быстро теряли лоск и начинали ржаветь, нарушая внешний облик и чувство прекрасного. А уж хромированные площади были — как студии в современных многоэтажках: бамперы, колпаки, молдинги. Снимать приходилось очень аккуратно, ведь новый дверной декоративный элемент — не купить.
Для защиты хромированных поверхностей от коррозии использовали средство «Хромас» от литовской промышленности. Это был аэрозоль, состоящий из полимерных смол. Производитель обещал, что в 1972 году выпустит, подумать только, 10 000 флакончиков, стоимостью 1 рубль 60 копеек каждый. Литр бензина АИ-76 в те годы стоил 7,5 копеек, но отпускали обычно лотами по 10 литров: опытные водители рассказывали, что советские АЗС точностью не отличались, так что один литр купить было нельзя.
Удалитель ржавчины
Как вы понимаете, главным врагом отечественного автомобилиста и в те годы была ржавчина. С ней боролись всеми возможными и невозможными, особенно по мнению современника, способами. «Литбытхим» выпускал автоочиститель ржавчины «Омега-1». Так же в почете был «состав для травление № 1120», выпускаемый отечественной химической промышленностью, который наносился кистью, а после смывался проточной водой и нейтрализатором, состоящим из бойкого коктейля этилового и нашатырного спиртов с водой.
Но самым распространенными методом были, конечно, «травильные пасты», которые мешали самостоятельно: сначала создавалась «суспензия» из бумажной массы и жидкого стекла, которые после при постоянном перемешивании соединяли с соляной кислотой и формалином. Полученную «ядерную смесь» наносили шпателем. Представить, что сегодня кто-то займется подобными химическими опытами и применением полученного продукта довольно непросто, но тогда изобретали и применяли часто. Дефицит и любопытство свое дело делали, а советский водитель обязан был примерить на себя роль «самоделкина». Иначе ничего бы не вышло.
Герметик для радиатора
Не поверите, но в ассортименте советской автомобильной химии было даже средство от протечек радиатора! Казалось бы, только недавно в наших магазинах появились такие составы, но нет, был и в СССР. Как вы, наверное, уже догадались, той же литовской фабрики: это было крошечная баночка с непонятной субстанцией, которая, тем не менее, могла заполнить микротрещины и остановить течь охлаждающей жидкости. Впрочем, советский водитель знал, что аналогичную задачу может выполнить и простая сухая горчица, которая продавалась буквально в каждом магазине. Так что фирменная «автохимия» была редкостью, а вот горчицу с собой возили. На всякий случай.
Естественно, были и автополироли, и различные очистители стекол, кузова от битумных пятен и многое другое. В главном автомобильном журнале СССР — «За рулем» — даже опубликовали весьма прецедентный расчет: если ежегодно заниматься антикоррозийной обработкой кузова, включающей в себя мойку (4 рубля 50 копеек на шампуни), полировку (4,5 рубля на полироли), «мовиль» (6 рублей 50 копеек), нанесение мастики на колесные арки и днище (3,5 рубля) то кузов прослужит, страшно сказать, минимум 9 лет. Средний возраст автомобиля в России — 15 лет. Так что советские советы, уж простите за тавтологию, актуальны и поныне.