Клапана стучат: что означает приговор механика

Просто и понятно: как диагностировать необходимость настройки клапанов
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Механики порой могут огорошить прям сходу: мол, у вас клапана стучат. Российский водитель знает: все, что связано с ремонтом двигателя — дорого. Следовательно, и клапана эти, находящиеся непосредственно в моторе, обойдутся в целое состояние. Может не стоит? Может потом? Вот такое решение действительно обойдется дорого. А настройка — нет. Подробности — на Авто Mail.

Mercedes-Benz E-Class Coupé, головка блока цилиндров и клапаны
Источник: Mercedes-Benz

«Клапана стучат», скажет механик. Правильно, конечно, «клапаны», но у каждой профессии есть свой жаргон, так что мотористу простительно «клапана», как и бухгалтеру — «дебет с кредитом». Разобравшись с великим и могучим русским языком, можно переходить к делу: стучащие клапаны — достаточно серьезная неисправность, которая обязывает водителя как можно скорее обратиться к профильному специалисту для проведения восстановительных работ. И чем быстрее — тем лучше. Но как вовремя заметить, что проблема пришла под капот и пора записываться на СТО?

Почему стучат клапаны?

Разобравшись с терминологией, перейдем к теории: прямо под клапанной крышкой располагается один или два, в зависимости от модели ДВС, распределительных вала, под каждым из которых прячутся два ряда клапанов — на впуск и на выпуск. Стоят они в стальных коромыслах. Кстати, они достаточно часто бывают разными: как по длине, так и по составу. И путать их местами нельзя. Принцип работы прост: впускной клапан открывает до верхней мертвой точки, она же вмт, а закрывается после, нижний — наоборот: открывается до нижней мертвой точки, закрывается после. Вращая коленвал, мы поочередно открываем и закрываем клапаны.

Открываются на тот самый рабочий зазор, который строго оговорен и составляет на практике около четверти миллиметра — точные цифры актуальны для каждого двигателя. Но со временем этот зазор начинает сбиваться относительно заводских настроек: уменьшение бывает не часто, хотя оно и приводит к прогоранию клапана, что опаснее, а вот увеличение приводит к тому самому стуку клапанов.

Рабочий цикл четырехтактного двигателя  Инфографика
Источник: legion-media.ru / Авто Mail

Симптомы некорректного рабочего зазора, приводящего к стуку клапанов.

Как бы странно это не звучало, но основной симптом — тот самый стук, который очень хорошо слышно на непрогретом двигателе: легкое металлическое клацанье, пропадающее по мере прогрева мотора. Услышали? Это оно, к гадалке не ходи.

Однако одним звуком дело не ограничивается: при «ушедшей» настройке клапанов всегда наблюдается еще три крайне неприятных последствиях: во-первых, автомобиль ощутимо теряет в мощности, задор и прыть уходят крайне заметно, пропустить такое превращение скакуна в ломовую лошадь просто невозможно. А во-вторых, заметно увеличивается расход топлива. Автомобиль начинает поглощать куда больше горючего, что видно невооруженным глазом без всяких приборов и замеров. Третий пункт — запах: из выхлопной трубы начинает сильно пахнуть несгоревшим бензином, что частенько чувствует и в салоне. Соединив все три вышеописанные симптома воедино, получим четкий диагноз — требуется настройка клапанов.

Как настраиваются клапаны

К счастью, операция эта считается штатной, так что никакого глубокого «проникновения» в мотор не подразумевает: потребуются лишь головки и трещотка, чтобы снять клапанную крышку, гаечные ключи, новая прокладка той самой крышки, чайная ложка герметика да набор щупов. Ах да, еще понадобится вороток и соответствующая головка, чтобы провернуть коленвал. На этом — пожалуй, всё. Дальше — только руки, время и желание.

Головка цилиндра двигателя внутреннего сгорания со снятой крышкой, видны клапаны, толкатели, пружины. Крупный план, выборочный фокус, технологический фон.
Источник: legion-media.ru

Операция проводится на холодном моторе: скинув крышку, что не сложно, цепляем вороток на «колено», и, медленно вращая, выставляем первый цилиндр в верхнюю мертвую точку такта сжатия. Далее проверяем зазор: если он «ушел», а он у нас «ушел», отворачиваем контргайку, доворачиваем регулировочный болт строго по щупу, проверяем, еще раз проверяем, снова проверяем и для закрепления дополнительно проверяем.

Не забываем «законтрить» гайкой. Проверяем. Проворачиваем коленвал на пол оборота и делаем все тоже самое для второго цилиндра, и так — до конца. После — медленно крутим «коленвал» и слушаем. Стука быть не должно. По завершении процесса — ставим на место клапанную крышку, не забыв инсталлировать новую прокладку, а также намазать герметиком места, указанные в мануале. Не всю площадь толстым слоем «чтобы было», «хуже не будет», «да я так сто раз делал», а только указанные в мануале места — обычно, изгибы по плоскости.

Честно сказать, не самая сложная операция. Не переборка, и даже не снятие мотора, но требует, во-первых, подхода и смелости, а во-вторых, достаточного количество времени и комфортной обстановки. Настроить клапаны быстро и на улице с первого раза точно не получится. Но возможно ли это сделать, не имея опыта и знаний, но обладая должным набором инструментов? Абсолютно точно — да. Да и результат грамотной настройки превзойдет не только все вложения, но и надежды на последующий эффект: машина поедет, как когда-то в первый свой день. Да и чек на заправочной станции откровенно порадует.