Автофрики: 5 самых неудачных серийных машин в истории

Наша подборка доказывает, что внешность имеет значение
Елена Старикова
Автор Авто Mail

Давайте сразу оставим разговоры про то, что красота — это не главное каким-нибудь женским форумам или блогам бодипозитивщиков. Большинство из нас все-таки любит глазами, так что при покупке автомобиля дизайн уж точно играет не последнюю роль.

Среднестатистический потребитель довольно консервативен и предпочитает модели со сдержанным и элегантным экстерьером — классика актуальна всегда. Автопроизводители об этом знают и стараются не махать перед целевой аудиторией красной тряпкой в виде какого-то чересчур концептуального дизайна. Но иногда их все-таки заносит на поворотах. Как раз о последствиях таких «маневров» мы сегодня поговорим.

Дисклеймер: данная подборка создана исключительно в развлекательных целях на основе предпочтений редакции Авто Mail. Помните, что дизайн машины никак не влияет на ее технические характеристики и качество изготовления. Дизайн — это дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят. Поехали!

Ford Edsel

1958 Edsel Corsair 2-door Hardtop (63A) '1957–58
Источник: Edsel

Глядя на этот странный автомобиль, сложно поверить, что он — детище легендарного автоконцерна. 19 ноября 1956 года руководство Ford объявило о запуске нового автомобильного бренда, названного в честь единственного сына Генри Форда — Edsel. Подробнее о фатальной истории этой марки мы писали вот здесь (прочитайте, будет интересно).

Проект «E-car» («экспериментальный автомобиль») разрабатывался на протяжении нескольких лет, ведь фордовцы — ребята практичные. Первые Edsel увидели свет 4 сентября 1957 года. В компании эту дату даже окрестили «E-day». Но чуда не произошло — автомобиль сразу же стал едва ли не синонимом фразы «провальный дизайн». Кстати, не исключено, что инженеры Ford что-то подозревали заранее — иначе как объяснить тот факт, что автомобили Edsel не имели на кузове символики Ford.

Шутки шутками, но визуальное исполнение было действительно не самым удачным. Особенно автомобилистам «не зашла» одна из самых ярких черт Edsel — радиаторная решетка в форме английской буквы U. Ситуацию не спасли даже технические навороты — та же коробка-автомат в конце 50-х была супер прогрессивным решением. В итоге, после всего лишь трех лет существования и менее 120 000 проданных экземпляров, модель была снята с производства. Но и по сей день Edsel остается предметом вожделения для коллекционеров по всему миру, а его неподражаемый стиль многие современные автомобилисты находят очень даже милым.

Pontiac Aztek

Источник: Pontiac

Pontiac Aztek был попыткой GM (с 1926 года марка Pontiac являлась подразделением американского автоконцерна General Motors, пока не закрылась в 2009 году — прим. ред.) занять свою нишу на рынке кроссоверов. Ряд маркетинговых исследований, проведенных General Motors в середине 1990-х, определили, что на рынке довольно четко оформился запрос на небольшой, легковой полноприводный автомобиль. Предполагалось, что основными покупателями этой машины станут активные, но не слишком состоятельные молодые люди. В общем, маркетологи сказали: надо! Инженеры ответили: есть! Но затем что-то пошло не так.

Pontiac Aztek был представлен на суд публики в июле 2000 года и вот тогда ахнули все: от профильной прессы, до вечерних телешоу. Неказистый автомобиль с непропорционально мелкими колесными арками вызвал отторжение даже у самых преданных фанатов марки. Aztek называли «самым уродливым автомобилем в истории».

Такое отношение аудитории довольно обидно, учитывая, что за не самой миловидной внешностью на самом деле скрывалась достойная «начинка». Под капотом Pontiac Aztek находилась экономичная V-образная «шестерка» с мощностью 185 лошадиных сил. Кроме того, автомобиль был оснащен 4-ступенчатой автоматической коробкой, а подвеска обеспечивала комфорт, по тем временам немыслимый для рамных внедорожников. В 2001 году Aztek обзавелся полноприводной трансмиссией Versatrak, превратившись тем самым в полноценный кроссовер. Однако «в хит-парад мыслей» покупателей Pontiac машина так и не попала.

Кадр из сериала «Во все тяжкие»
Источник: Кадр из сериала «Во все тяжкие»

Кстати, хейт автолюбителей не помешал модели обрести культовый статус благодаря появлению в популярном американском сериале «Во все тяжкие». Да, дизайн на любителя, но, эти любители все же находятся — причем сегодня их немало.

Fiat Multipla

Fiat Multipla
Источник: Fiat

Если вы увлекаетесь автомобильной темой, то наверняка уже не раз встречали в подборках этого очень специфичного на вид товарища. Fiat Multipla был выпущен в 1998 году как вместительный семейный минивэн. Производитель очень старался сделать своего подопечного максимально универсальным. Но, как это обычно бывает, перекос в сторону практичности негативно сказался на дизайне. Грубые линии и странная «морда» автомобиля вызвали шквал критики в обществе.

Справедливости ради, цель инженеров была достигнута — автомобиль был лучшим в классе по удобству и практичности. Но вот дизайн оказался слишком уж передовым. Современники его просто не поняли. В итоге Fiat Multipla был снят с производства в 2010 году. Эта модель остается примером того, что во всем нужен баланс, так что дизайн автомобиля не должен уступать его функционалу.

BMW Isetta

BMW Isetta
Источник: BMW

Глядя на фото этого ретрокара, в голове обывателя невольно возникает вопрос: эх, кто ж тебя так, беднягу? И только легенды знают, что на самом деле BMW Isetta — культовый экземпляр в истории автопрома, ведь это первый в мире микромобиль. Его длина составляла 2,28 м, а вес — всего 350 кг. Машина была разработана в 50-х годах прошлого века и задумывалась как экономичный и компактный транспорт для послевоенной Германии. Нехватка топлива и экономическая нестабильность были одними из главных атрибутов страны, которая только что выплатила репарации.

Соотечественники ласково окрестили Isetta коляской для объятий, а вот мире автомобиль получил менее благородное прозвище — его часто называют «пузырь». Необычный экстерьер был основан на дизайне итальянского производителя Iso Rivolta. Уникальность машины заключалась в однодверной конструкции, обеспечивавшей доступ к салону через переднюю часть машины. Выглядело это хоть и функционально, но довольно комично. И, судя по отзывам, многие современники Isetta придерживались схожего мнения. Недаром хейтеры прозвали его «уродливым гусем».

Однако экономичность в то время была превыше всего. Так что Isetta стала не только по-настоящему народным автомобилем в Германии 50-х, но и предметом охоты коллекционеров много десятилетий спустя.

Nissan Juke

Nissan Juke II 2019 - 2020 Кроссовер
Источник: Nissan

А это — единственный кандидат в нашей подборке, чей серийный выпуск продолжается по сей день. Nissan Juke появился на рынке в 2010 году и сразу же получил в народе прозвище «лягушонок» из-за своего неказистого дизайна. Странные пропорции, крупные фары и грушеобразный силуэт разительно отличали его от других производимых в то время автомобилей. Скажем больше, прошло уже 14 лет, а автомобиль, хоть и немного примелькался на улицах больших городов, но все еще вызывает эмоции — причем не всегда позитивные.

Инженеры настаивали на том, что Juke задумывался как «первый автомобиль в своем роде». Он был рассчитан на молодежь и вообще на всех тех автомобилистов, кто хочет выделиться из толпы. В принципе, со своими задачами авторы модели справились, о чем свидетельствует «живучесть» Nissan Juke. В настоящий момент машина все еще остается на рынке. Несмотря на рестайлинг, она сохранила свой уникальный стиль и самобытный дизайн.

Вместо заключения

Когда-то эти автомобили считались «фриками» автомобильной промышленности. Но в итоге особенная внешность навсегда вписала их в историю и сделала настоящими звездами. Это ли не наглядный пример того, что любой внешний недостаток можно превратить в изюминку — естественно, при наличии природной харизмы и умении правильно себя подать.