Платные дороги: 6 интересных фактов, о которых вы не знали

Платные дороги прочно вошли в жизнь российских автомобилистов всего пару десятков лет назад. И, если вдуматься, мы совсем ничего про них не знаем. Скажем больше — порой мы даже не в курсе, сколько придется заплатить, подъезжая к пункту оплаты (кто вообще придумал писать тарифы на обочине таким мелким шрифтом?)
Елена Старикова
Автор Авто Mail

Мы в Авто Mail провели небольшое расследование, чтобы выяснить, кто, когда и зачем придумал платные дороги. Попутно вскрылось много чего интересно — докладываем подробности в нашем материале.

Платная дорога
Источник: ITAR-TASS

Когда придумали брать плату за проезд по дорогам

Впервые идея эксплуатировать дороги на коммерческой основе пришла в голову англичанам аж во второй половине XVII века. Изначально за содержание дорог отвечали жители селений, рядом с домами которых эти самые дороги проходили. Однако пользовались ими в основном не крестьяне, а торговцы-кочевники. По мере того, как движение на дорогах становилось все интенсивнее, у крестьян становилось все меньше физических и материальных возможностей заниматься дорожным ремонтом.

Недовольство народа год от года росло, и, чтобы не нагнетать ситуацию, в 1663 году английский парламент уполномочил мировых судей трех графств брать плату за проезд по дороге. Полученные средства использовать на ремонт. Система оказалась рабочей, так что уже с начала XVIII века сбором средств за проезд и содержанием дорог занимались специальные дорожные трасты. К середине XIX века таких трастов насчитывалось более тысячи, а под их контролем оказалось около 80% дорог всей Англии. Ну, а поскольку Туманный Альбион в те времена считался колыбелью технического прогресса, другие страны медленно, но верно стали перенимать этот положительный опыт.

Зачем нужны платные дороги

Платная трасса
Источник: ITAR-TASS

В принципе, со времен первых платных дорог в Англии схема не изменилась: плата за проезд все также позволяет компенсировать владельцу дороги расходы на строительство и содержание. Вы не задумывались, почему на платных дорогах такие чистые обочины и такое ровное дорожное полотно? — По факту, это все благодаря вам, уважаемые посетители. Вернее, благодаря вашим взносам на пунктах оплаты.

В современном мире платные трассы выполняют еще одну важную функцию — они разгружают другие магистрали. Если проанализировать, «платки» в России появляются обычно на участках с интенсивным движением и как альтернатива уже существующим бесплатным дорогам.

А еще платные дороги строят так, чтобы ехать по ним можно было быстро, безопасно и с комфортом. Не случайно на большинстве таких магистралей можно разгоняться до 130 км/ч, а еще через каждые 20−50 км установлены специальные площадки для отдыха.

Кто запустил платные дороги в России

Созданием платных дорог в нашей стране мы обязаны первому президенту России Борису Николаевичу Ельцину. Именно он в декабре 1992 года подписал соответствующий указ. Через шесть лет один из участков трассы М-4 «Дон», ведущей из столицы к Черному морю, стал платным. Вероятно, эта дорога была выбрана в качестве пилотного проекта из-за того, что была и остается самой популярной магистралью у наших соотечественников.

Почему нам нельзя строить дороги «как в Европе»

Изначально на трассе М11 «Нева», которая связывает Москву и Санкт-Петербург, были установлена так называемые отворотные шлагбаумы. Наверняка вы видели такие — при наезде транспорта стрела шлагбаума как бы отщелкивается, чтобы машина могла проехать, не повредив кузов.

Такая система давно и успешно применяется во многих европейских странах. Но вряд ли мы здесь кого-то удивим, если скажем, что европейский менталитет от российского отличается — причем довольно радикально. Наши весьма находчивые люди быстро смекнули, что это отличный повод не платить за проезд и стали специально отгибать эти шлагбаумы. Причем наказать их за это было нельзя, ведь формально штрафы за «халявный» проезд по платной дороге тогда еще не ввели.

Специально для желающих повторить этот трюк: дорожники уже заменили шлагбаумы на жесткие, так что теперь при наезде шлагбаум ломается. Мало того, что можно повредить свой автомобиль, так придется еще и компенсировать вред, причиненный имуществу владельца дороги — компании «Автодор». А шлагбаум — удовольствие не из дешевых. Ценник на устройства, установленные на платных дорогах, стартует с отметки 100 000 рублей.

Кто владеет платными дорогами, и почему нужно это знать

Платная трасса
Источник: ITAR-TASS

У каждой платной дороги есть свой владелец и оператор. Владелец распоряжается дорогой и принимает ключевые решения, связанные с ее эксплуатацией. Именно владелец устанавливает плату за проезд или строит новые объекты.

Оператор — это компания, которую нанимает владелец, чтобы дорога нормально функционировала. Например, оператор ее ремонтирует, отвечает на запросы водителей и принимает оплату. Всю собранную за проезд плату оператор передает владельцу участка или компании-концессионеру (если упрощенно — это юрлицо, которое вложилось в строительство дороги).

Владельцами большинства платных дорог выступают государственная компания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») или Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). Операторы — дочерняя компания «Автодор — Платные Дороги, ООО “Объединенный оператор” и ООО “Объединенные системы сбора платы”.

Если речь идет о региональных трассах, владельцем может выступать компания-концессионер, региональное правительство или органы местного самоуправления. В этом случае владелец обычно заключает договор с неким региональным оператором. Кстати, у одной дороги могут быть несколько владельцев и операторов, каждый из которых будет отвечать за свой участок дороги.

Зачем мы вам все это рассказываем? — Затем, что в случае ДТП, например, именно с оператором вы будете судиться из-за несвоевременной уборки дорожного полотна. У моего знакомого, кстати, это в свое время получилось и ООО «СПП» компенсировали ему расходы на ремонт после того, как его занесло на платной дороге из-за снега. Узнать, кто оператор конкретной трассы, можно в интернете — обычно эта информация содержится в открытом доступе.

«У нас отмена», или Почему дороги вновь делают бесплатными

Процесс превращения чего-то бесплатного во что-то платное, как правило, необратимый. Но с платными дорогами все иначе. Например, в 2000—2011 годах была платной трасса «Алтай-Кузбасс» в Алтайском крае (137 км). Также с июля 1997 года до января 2011 года платным был мост через реку Обь в Барнауле. Отменяя плату за проезд по дорогам и мостам, губернатор Алтайского края Александр Карлин заявил, что минусов в платном проезде на этих участках дорог было больше, чем плюсов.

Такое решение стало шагом навстречу местным жителям, которые были, мягко говоря, возмущены взиманием платы. Правда, на местных форумах водители потом писали, что после отмены платного проезда на этих участках дорог стали чаще дежурить экипажи ГАИ.

Можно по-разному относиться к платным дорогам, но факт остается фактом: это действительно удобно. Лететь со скоростью 130 км/ч по чистой ровненькой дороге за энную сумму или бесплатно потолкаться в пробке и постоять на светофорах — решать вам. Откровенно говоря, здесь вообще не важно, что вы выберете. Самое главное, что этот выбор у вас есть.