В настоящее время активно развивается все, что связано с автомобилями на электрическом ходу. Появляются специализированные электрические зарядные станции в городах и на трассах, производят домашние станции. Государство тоже продвигает такое направление личного транспорта: владельцы электромобилей получают дополнительные льготы, поэтому все больше людей склоняются к покупке электрического авто. Как быстро заряжается современный электрокар, как далеко можно уехать на полном аккумуляторе и сколько стоит зарядить электромобиль в 2024 году, подробно расскажем в статье.
Как и где можно зарядить электромобиль
Сегодня инфраструктура, связанная с электромобилями, постоянно развивается. Существует несколько способов зарядить батарею.
1. От обычной розетки
В сущности электромобиль — это такой же прибор, как смартфон или ноутбук. Главная особенность в том, что двигатель работает на постоянном токе. Однако в современных сетях используется только переменный ток, который питает лампочки и телевизоры.
Проблему решили при помощи специальных зарядных устройств, которые встроены в электромобили. Они преобразуют переменный ток в постоянный, после чего он запасается в батарее. Чем мощнее такое устройство, тем быстрее батарея будет заполняться и меньше времени придется провести у розетки.
Главный минус зарядки от электросети — низкая скорость. От стандартной однофазной розетки, которая обеспечивает мощность около 3 кВт, среднюю батарею емкостью 50—60 кВт⋅ч с уровня 20% до полных 100% придется заряжать около 13—15 часов. Если есть возможность использовать трехфазную промышленную розетку, то время зарядки сократится примерно вдвое. Наполнение батареи емкостью 80—100 кВт⋅ч может занимать целые сутки.
2. От зарядной станции на парковке или в гараже
Благодаря росту спроса на электромобили в крупных городах все чаще можно увидеть зарядные станции на парковках в общественных местах или на специально созданных для этого площадках. Также некоторые горожане самостоятельно оборудуют такие станции на машино-местах в новых ЖК или ставят у себя в гараже.
Использование электрической зарядной станции (ЭЗС) значительно ускоряет процесс. Через нее подают ток большей силы и применяют специальный кабель с информационной шиной. Электроника электромобиля лучше проверяет соединения и контролирует возможные утечки в изоляции. Это обеспечивает полную безопасность зарядки даже в неблагоприятных погодных условиях.
Мощность таких станций достигает 22 кВт, что все еще можно считать «медленной» зарядкой. Причем процесс может замедляться и самим автомобилем, так как переменный ток все еще «выпрямляется» в инверторе, а потом уже идет в батарею. Ограничения защищают от перегрева электроники, но продлевают время зарядки. От таких станций батарею средней емкости придется заряжать 3—4 часа.
Руководитель дистрибьютора зарядных станций для электромобилей Avtocharge Сергей Цуканов рассказал о преимуществах такого способа: «Если у вас в любом месте длительного пребывания (дом или работа) есть своя зарядка, то не стоит беспокоиться о разряженной батарее. Она позволяет экономить время в очереди на АЗС. Да, сейчас механизм легальной установки зарядной станции в паркинге не самый простой, но законодательные требования изменяются в сторону смягчения. Процесс идет уже не первый год: если три года назад было запрещено устанавливать любой вид зарядок на паркинге, то теперь требования не такие жесткие».
3. На специализированной станции
Самым продвинутый способ — защищенный режим зарядки постоянным током. Он исключает потери на преобразование и позволяет заряжать батарею практически напрямую. Именно его используют на специализированных заправках высокой мощности. Обычно это зарядные станции мощностью 50—100 кВт, но уже могут применяться терминалы с мощностью до 250—320 кВт. Такие заправки могут зарядить батарею очень быстро — менее чем за час. Но при всех преимуществах распространению терминалов мешает их сложность и высокая стоимость.
«В городской среде речь идет об увеличении количества зарядных станций. Нужно отметить, что в настоящее время в Москве уже довольно много ЭЗС. В России планировалось ввести в эксплуатацию 1437 станций быстрой зарядки в 2024 году.
Отмечается тенденция на сокращение времени зарядки благодаря увеличению мощности — около 30 минут до „полного бака“. Согласно дорожным картам, город прогнозирует увеличение парка до 320 тысяч электромобилей, что потребует увеличения количества ЭЗС и доведения их числа до 30 тысяч единиц», — рассказал Артем Меренков, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления транспортными комплексами Государственного университета управления.
Стоимость зарядки электромобиля
Сегодня автопроизводители выпустили много вариантов транспорта на электрическом ходу. Есть бюджетные варианты и мощные суперкары, поэтому и потребности в зарядке у них будут разными. Для удобства расчетов возьмем среднюю батарею для городского электромобиля в 50 кВт⋅ч и посмотрим, сколько стоит ее зарядить.
Дома
В домашних условиях владелец электромобиля может зарядить батарею двумя способами — от розетки или при помощи специального устройства. Хотя по времени процесс сильно различается, цена использованного электричества будет примерно одинаковой.
Стоимость зарядки в доме зависит исключительно от тарифа на электроэнергию. Для средней батареи в 50—60 кВт⋅ч при одноставочном тарифе в 6,99 рубля за кВт⋅ч в Москве сумма выйдет в 350—420 рублей.
Если тариф делится на дневной и ночной, то при зарядке исключительно по ночам расходы автовладельца будут другими.
«Ночью зарядка в Москве оценивается по тарифу многоквартирного жилого дома — в среднем чуть больше 200 рублей на 300 км пробега. Днем стоимость может доходить до 600 рублей», — поделился Артем Меренков.
На заправках
Значительно быстрее заряжаться на специальных ЭЗС. Они есть во всех крупных городах. Стоимость зарядки для батареи в 50 кВт⋅ч будет разной в зависимости от оператора и типа терминала — до 22 кВт (медленная) или 50—150 кВт (быстрая). Средние цены колеблются от 12 до 22 рублей за киловатт. Посмотрим, во сколько обойдется заправка в разных городах страны.
Город | Цена быстрой зарядки (в руб.) |
Москва | 950 |
Санкт-Петербург | 1100 |
Нижний Новгород | 1000 |
Краснодар | 1100 |
Волгоград | 800 |
Владивосток | 950 |
Стоит отметить, что для владельцев электромобилей в Москве действуют льготы: снижение транспортного налога, возможность бесплатно пользоваться муниципальными парковками и городской зарядной инфраструктурой, поэтому в столице электромобиль можно зарядить бесплатно. Подобные льготы есть и в других регионах, но бесплатные ЭЗС пользуются большой популярностью, поэтому найти свободную часто проблематично.
Сколько будет стоить установка собственной зарядной станции
Большинство владельцев электромобилей хотели бы иметь зарядную станцию возле своего дома, чтобы машина всегда была готова к поездке и не нужно было тратить лишнее время. Особенно если есть свое место на парковке в новом ЖК или собственный дом. Но установка ЭЗС потребует дополнительных усилий и немалых расходов.
Разберем подробно, что придется сделать в каждом случае и во сколько это обойдется.
На паркинге многоквартирного дома
Если у автовладельца есть собственное место на парковке, то это может стать отличным вариантом обеспечить электромобилю постоянный доступ к зарядке. Для этого нужно выполнить ряд действий:
1. Обратиться в УК или ТСЖ. Следует сообщить о намерении установить зарядную станцию. От управляющей компании нужно получить соответствующее разрешение. Иногда это бывает довольно непросто, в некоторых случаях нужно согласование электроснабжающей компании. Обычно необходимо составить соответствующую проектную документацию на подключение.
2. Выбрать зарядную станцию и найти квалифицированного электрика. Для некоторых работ потребуется специалист с высоким допуском по электробезопасности, иначе ТСЖ не разрешит ему работать с общедомовой проводкой.
3. Подвести электричество к парковочным местам. Тут есть свои особенности для открытых парковок и для закрытых паркингов. Их нужно уточнить у представителей УК или ТСЖ.
4. Смонтировать. Нужно установить приборы учета электроэнергии, защиту от перепадов напряжения и саму зарядную станцию. Сделать наладку и пробный запуск. После этого можно спокойно пользоваться устройством в любую погоду.
«Если вам не повезло иметь машино-место около точки подключения, то средняя кабельная трасса будет иметь длину в 100—150 м. При такой длине трассы кабель будет диаметром минимум 6 мм, а при длине более 110 м рекомендуемое сечение составляет 10 мм. Все это приводит к удорожанию установки, и конечная сумма составит 350—600 тысяч рублей. Однако это можно рассматривать в качестве инвестиции — стоимость места в случае продажи вырастет», — поделился Артем Меренков.
Действия | Расходы (в руб.) |
Согласование и проектирование | 50 000 |
Кабели и материалы, чтобы провести электричество к парковочному месту | 72 000 |
Зарядная станция TOUCH Home Mini на стойке | 140 000 |
Работы по монтажу и подключению | 115 000 |
Итого | 377 000 |
В частном доме
Самая главная проблема в частных домах — мощность тока и его разделение на различные нужды. Если на дом приходится менее 8 кВт, то смысла в зарядной станции нет никакого, так как после всех бытовых нужд на нее останется всего 2—3 кВт. Кроме того, важно помнить, что цены на электричество в СНТ и коттеджных поселках могут быть выше городских, что сделает такую зарядку не очень выгодной.
Если характеристики линии электропередачи достаточны для предполагаемой нагрузки, то процесс монтажа в этом случае значительно проще. Не нужно брать разрешения, достаточно только квалифицированного специалиста и станции с возможностью регулировки напряжения. Специалист выделит свободный автомат на распределительном щитке или установит новый и присоединит к нему силовой кабель. Затем остается подключить и настроить ЭЗС так, чтобы и машина заряжалась, и пробки не выбивало.
«В частном доме все значительно проще, не надо тратить деньги на согласование и проектирование. И обычно длина кабельной трассы будет меньше, до 30 м. При цене станции в 120—150 тысяч рублей общие затраты составят 200—280 тысяч рублей. Мы, как профессионалы, настоятельно рекомендуем выбирать зарядные станции для частных домов с возможностью следящего режима, который позволяет учитывать загрузку сети дома при зарядке электромобиля», — пояснил Сергей Цуканов.
Действия |
| |
Кабели и материалы, чтобы провести электроэнергию к месту размещения станции | 21 000 | |
Зарядная станция с возможностью регулировки напряжения Heidelberg Wallbox Home Eco | 112 000 | |
Работы по монтажу и подключению | 35 000 | |
Итого | 168 000 |
Сколько может проехать электромобиль при полной зарядке
На длительность поездки электромобилей влияет много факторов. Протяженность хода зависит не только от емкости батареи, но и от мощности двигателя, включенных электроприборов, возраста электромобиля и даже погодных условий. Естественно, в городских условиях запас хода будет меньше.
Средний расход энергии специалисты оценивают в 18—20 кВт⋅ч на 100 км. Но есть и более эффектные результаты. Так, электромобиль Hyundai Kona Electric с батареей 64 кВт⋅ч на скорости 31 км/ч сумел преодолеть по городу 1026 км. Подобные эксперименты повторяли на Tesla Model S 100D и Mercedes-Benz VISION EQXX. Однако это скорее исключение из правил. Современные машины с батареей более 50 кВт⋅ч без дополнительной подзарядки способны преодолеть 300—500 км. Например, для седана EVOLUTE i-PRO с батареей 53 кВт⋅ч запас хода заявлен в 433 км, а для Nissan Leaf с расходом 18 кВт⋅ч и батарей 56 кВт⋅ч — 389 км в городском цикле.
При этом важно учитывать, что новые устройства работают с заданными параметрами, но со временем их показатели падают. Зимой на одной зарядке электромобили обычно проезжают на 20—30% меньше. Также важна и правильность зарядки батареи: чтобы она дольше прослужила, ее уровень рекомендуют держать в диапазоне от 20 до 80%. Это еще немного снизит запас хода, но в городских условиях это обычно несущественно.
Советы экспертов
«Если проводить аналитику по выгодности ТО на бензиновых авто и электромобилях, то последние сильно выигрывают. Их обслуживание уже становится дешевле из-за малого количества расходников и внутренних узлов. А по мере распространения электромобилей запчасти и услуги должны стать еще более дешевыми», — пояснил Артем Меренков.
Что касается зарядки, то в настоящее время выигрывают только автовладельцы, у которых имеется собственная станция, поскольку на специализированной АЗС заряжаться пока довольно дорого.
«Возьмем в качестве примера популярный электромобиль Zeekr 001 с батареей мощностью 100 кВт⋅ч. Если зарядить его на общественной зарядной станции по среднему тарифу в 17 рублей, то получится 1700 рублей за 600 км запаса хода. А если мы заряжаемся дома в ночное время, сумма за „полный бак“ выходит в несколько раз меньше.
Я считаю, что будущее электромобильности — за последовательными гибридами, такими как Li L7, где воплотили действительно эффективное решение — при необходимости переключаться на бензиновый генератор», — высказался Сергей Цуканов.
Памятка автовладельцу: что нужно знать о стоимости зарядки электромобиля в 2024 году
Собрали вместе самую важную информацию, которую стоит помнить водителю электромобиля:
1. Сумма, необходимая для зарядки, зависит от емкости батареи и выбранного способа.
2. Существует несколько вариантов зарядить электромобиль: от розетки, от зарядного устройства или на специальной станции.
3. Чем более продвинутый способ зарядки используется, тем меньше нужно времени для этого.
4. Дешевле и удобнее заряжаться дома, но это долго. Решением могут стать домашние зарядки, но их установка требует дополнительных финансовых вложений.
5. Автомобили способны проезжать на полной батарее по 300—500 км, поэтому водителю нужно выбирать наиболее подходящий способ зарядки в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей.
6. При условии недорогого электричества для зарядки батареи электромобили более выгодны в эксплуатации, чем машины с ДВС. Но это все еще предмет споров и обсуждений.