Пропало сцепление: причины поломки, профилактика и советы мастера

Сцепление — это механизм, который передает мощность от двигателя к трансмиссии. Поломка этого узла — частая проблема, особенно у автомобилей с большим пробегом. Что делать, если пропало сцепление, и как выходить из неприятной ситуации, читайте в нашем материале
Илья Водянов
Автор
Механизм сцепления автомобиля крупным планом
Многие водители сталкиваются с проблемами со сцеплениемИсточник: Freepik

От исправности сцепления зависит не только комфорт вождения, но и безопасность водителя и пассажиров. Со временем механизм изнашивается и приходит в негодность. Это может произойти даже во время движения авто. Причин поломки сцепления может быть несколько. Вместе с техническим директором сети сервисов самообслуживания «Антисервис» Евгением Хазовым рассказываем, что делать, если пропало сцепление, и как решить эту проблему.

Что такое сцепление автомобиля

Сцепление — один из главных элементов трансмиссии автомобиля, который обеспечивает плавную передачу мощности от двигателя к коробке передач и, следовательно, к колесам. Это механическое устройство разъединяет и соединяет двигатель с другими элементами трансмиссии. Благодаря сцеплению машина может стоять на месте при работающем моторе, а начало движения и переключение передач происходят плавно.

Как работает сцепление

Когда мы нажимаем на педаль сцепления, то приводим в действие механизм, который разжимает фрикционные диски. Этот узел — своеобразный «посредник», который позволяет контролировать передачу мощности и управлять автомобилем. При нажатии связь между двигателем и трансмиссией прерывается, что позволяет переключить передачу без рывков и перегрузок трансмиссии. Когда водитель убирает ногу с педали сцепления, фрикционные диски снова соединяются, передавая крутящий момент от двигателя к трансмиссии. 

Сцепление на машинах с автоматической коробкой передач работает с помощью гидротрансформатора. На авто с классической механической коробкой передач сцепление состоит из демпферной и диафрагменной пружин, диска сцепления и маховика, а также фрикционных дисков. Именно они соединяются и разъединяются во время работы механизма. Чтобы они «прожили» как можно дольше, фрикционные диски делают из специального материала с высоким коэффициентом трения.

Рычаг механической коробки передач автомобиля крупным планом
Переключение передачи происходит засчет исправной работы сцепленияИсточник: Freepik

Что значит «пропало сцепление»

Ситуация, когда у автомобиля пропадает сцепление, становится неприятной неожиданностью для любого водителя. В среде автомобилистов термином «пропало сцепление» могут обозначать две разные ситуации:

1. Когда передача включена, но авто не двигается с места или делает это чересчур медленно. Это значит, что на трансмиссию полностью или частично перестал передаваться крутящий момент. Тогда между коробкой передач и двигателем пропадает сцепление, иногда его называют буксующим. 

2. Когда при нажатии педали сцепления трудно или невозможно включить передачу. Это означает, что во время нажатия на педаль двигатель и трансмиссия не разъединяются. В таких случаях педаль сцепления проваливается под ногой без сопротивления.

Почему пропадает сцепление: причины поломки

Главных причин, почему у машины пропадает сцепление, может быть несколько. 

1. Порвался трос сцепления

Часто это происходит во время движения: водитель нажимает на педаль сцепления, а она внезапно проваливается. Некоторые водители возят с собой сменный трос, чтобы заменить его в такой ситуации.

2. В гидравлике нарушена герметичность

В этом случае рабочая жидкость будет подтекать, мешая работе сцепления. В гидропривод также может попасть воздух.

3. Вилка сцепления прогнулась или сломалась совсем

Это может произойти не сразу: по мере того как деталь будет приходить в негодность, педаль сцепления может проваливаться под ногой, а потом вновь работать как положено (если носком ноги вернуть ее в изначальное положение). Нестабильная работа вилки сцепления может продлиться несколько дней, пока она не сломается окончательно.

4. Проблемы с дисками

Диск сцепления автомобиля крупным планом на сером фоне
Проблема с дисками может стать причиной сбоев в работе сцепленияИсточник: Freepik

Здесь речь может идти сразу о нескольких вариантах: ведомый диск может плохо прижиматься к маховику или сцепление между дисками нарушено из-за износа накладок диска. Такое часто происходит, когда машина едет в гору или двигается с большой скоростью (поломка сопровождается запахом гари).

Вот что говорит про это Евгений Хазов:

«Причиной того, что сцепление пропало, может быть неисправность рабочего или главного цилиндра, трубок или приводного троса в зависимости от типа сцепления, используемого на автомобиле. Нередки случаи выхода из строя вилки. Чаще всего в таких случаях виноват не фрикционный диск, а механизм его привода. Ремонт в этом случае может быть не такой сложный, и, как правило, не сопряжен со снятием коробки передач. Диск сцепления чаще всего „сгорает“ и перестает выполнять свою функцию — соединение и размыкание двигателя с коробкой передач. В таком случае требуется его замена».

Что делать, если пропало сцепление

Проблема со сцеплением может возникнуть в самый неподходящий момент. Вот что можно сделать в подобной ситуации.

1. Доехать до автосервиса или СТО

Сделать это можно даже с неисправной педалью сцепления. Для этого нужно заглушить двигатель, включить первую передачу и вновь повернуть ключ зажигания, нажав на педаль газа. После этого можно будет тихо и аккуратно «катиться» в сторону сервиса.

2. Заменить трос сцепления

Если на механическом приводе сцепления порвался трос, проще всего самостоятельно его заменить, если есть запасной. Для этого понадобится минимальный набор инструментов.

3. Проверить гидравлическую систему

Если в систему гидропривода попал воздух или жидкость начала вытекать, следует разобрать сцепление, заменить поврежденный элемент гидропривода (это может быть поршень, шланг, цилиндр и т. д.) или подтянуть крепление шлангов.

По словам Евгения Хазова, лучше не пытаться самостоятельно ремонтировать сцепление. Это довольно сложная процедура, которая требует специальных знаний и навыков. Попытка самостоятельного ремонта может усугубить проблему и привести к серьезным последствиям.

Механик держит в руках механическую коробку передач в сервисе в окружении других запчастей автомобиля
При обнаружении проблем со сцеплением обращайтесь к автомеханику за диагностикой и ремонтомИсточник: Freepik

Профилактика поломок сцепления

Чтобы отсрочить или избежать проблем со сцеплением автомобиля, достаточно выполнять несколько рекомендаций:

1. Спокойно трогайтесь с места, избегайте резких стартов. Плавно отпускайте педаль сцепления, чтобы избежать пробуксовки.

2. Не держите ногу на педали сцепления во время езды. Это приводит к преждевременному износу фрикционных дисков.

3. Правильно переключайте передачи. Сбрасывайте скорость перед переключением передач, чтобы сцепление не работало на износ.

4. Регулярно обслуживайте автомобиль. Проводите технические осмотры, включая проверку сцепления.

5. Своевременно меняйте фрикционные диски. Используйте качественные запчасти и обращайтесь в проверенные автосервисы.

6. Следите за уровнем тормозной жидкости. В гидравлических системах важно поддерживать нужный уровень.

Советы и рекомендации эксперта

В основном выход из строя сцепления происходит из-за неправильной эксплуатации. Для увеличения срока службы механизма сцепления Евгений Хазов рекомендует избегать следующих ошибок:

  • Езда с полувыжатым сцеплением. Когда машина уверенно тронулась, нужно до конца отпустить сцепление и убрать ногу с педали. Много автомобилистов во время движения не убирают ногу с педали, используя ее как площадку для отдыха ноги.
  • Буксование в песке, снеге или грязи. В таких условиях сложно интуитивно понять, когда происходит зацепление с поверхностью. Водители используют метод раскачки, что приводит к быстрому износу сцепления.
  • Буксировка других автомобилей и прицепов. В таких случаях водитель пытается компенсировать недостаток мощности двигателя более долгим отпусканием сцепления. В этот момент происходит повышенный износ диска. Буксировка прицепа в данном случае менее вредна, чем буксировка на гибкой сцепке, из-за уменьшения динамических нагрузок.
  • Заезд на препятствия, такие как поребрик, под прямым углом. В таких случаях нагрузка на трансмиссию и сцепление возрастает многократно. Выход — делать это под углом: сначала одно колесо, потом другое.

«При эксплуатации автомобиля большую роль играет именно умение им пользоваться. Буксировать или нет, буксовать или нет, резко отпускать педаль или плавно — все это решает водитель. Так что срок службы сцепления — в ваших руках», — подвел итог Евгений Хазов. 

Что нужно запомнить о поломке сцепления

Собрали для вас удобный список того, что нужно помнить о сцеплении, его поломке и порядке действий в таких случаях:

1. К типичным причинам поломки сцепления относятся порванный трос на механическом приводе сцепления, износ дисков, нарушение герметичности гидравлики, вытекание тормозной жидкости, проблемы с вилкой сцепления.

2. Чтобы избежать поломок сцепления, посещайте технические осмотры, следите за состоянием фрикционных дисков и меняйте их вовремя. В гидравлических системах сцепления важно поддерживать уровень жидкости.

3. Во время езды избегайте резких стартов, не держите ногу на педали сцепления, переключайте передачи плавно.

4. Не пытайтесь самостоятельно определить причину поломки и отремонтировать сцепление. Лучше сразу обратиться к специалистам, которые смогут провести диагностику и устранить проблему.

5. Если сцепление пропало во время езды, включите аварийную сигнализацию и постарайтесь добраться до обочины дороги, парковки или любого безопасного места, где вы не будете мешать движению.