Правительство РФ внесло в Госдуму поправки к закону об ОСАГО, разрешающие автомобилистам оформлять и направлять на портал госуслуг электронное извещение о мелком ДТП, участниками которого они оказались, с помощью приложений или сайтов страховых компаний. Речь идет о процедуре упрощенного оформления дорожных аварий — так называемом европротоколе.
Не вызывая на место происшествия ГИБДД, напомним, можно оформить инцидент с участием двух транспортных средств, в котором нет пострадавших и не нанесено ущерба другому имуществу (помимо имущества участников). Оформление с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале и автоматического заполнения извещения работает в приложениях «Помощник ОСАГО» (разработано ЦБ и Российским союзом автостраховщиков) и «Госуслуги. Авто» (Минцифры). Участники дорожного происшествия не заполняют бланки, вся информация подгружается автоматически с портала, там же формируется черновик извещения, которое подписывается в электронном виде.
Доля оформляемых европротоколом аварий, по статистике Научного центра безопасности дорожного движения МВД, снизилась с 40% в 2021 году до 34% в 2023 году (от числа всех мелких аварий без потерпевших). Сведений за 2024 год еще нет. При этом в прошлом году, говорят в полиции, 54% всех аварий с материальным ущербом имели все основания быть оформленными в упрощенном порядке. Эксперты и МВД, рассказывал «Ъ» (см. «Ъ» от 27 апреля), видят главную причину отказа автовладельцев от европротокола в их опасениях, что страховщик впоследствии не компенсирует расходы на подорожавшие запчасти и ремонт.
Власти вынуждены принимать ряд мер для повышения популярности этого продукта. В июле 2024 года Госдума приняла в первом чтении инициированный представителями фракции «Новые люди» законопроект об увеличении с 100 тыс. до 200 тыс. руб. минимального лимита выплат по европротоколу, если между участниками ДТП есть разногласия о том, кто виноват в инциденте. С 1 октября в бланке бумажного извещения о ДТП (прилагается к полису) введен QR-код со ссылкой на портал госуслуг с инструкцией, как оформлять аварию без инспектора.
Идея же разрешить страховщикам оформлять электронные извещения обсуждается с 2020 года.
В пояснительной записке к документу сказано, что для подключения информационных систем компаний к ЕСИА нужно пройти «определенную процедуру», пояснили «Ъ» в Минфине. При этом авторы уверены в «высокой» готовности страховщиков.
«Страховые компании крайне заинтересованы в предоставлении этого сервиса в своих приложениях», — подтвердили «Ъ» в РСА. «Приветствуем инициативу, поскольку предоставление доступа к ЕСИА позволит нам сделать лучше свое приложение и даст возможность предоставить нашим клиентам дополнительный сервис», — заявил «Ъ» вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
Чем больше приложений для оформления аварий, тем лучше, комментирует глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский. «Но сейчас европротокол не работает как надо. Люди боятся его оформлять, — констатирует эксперт.— Даже сами страховые агенты отговаривают, потому что потом возникают вопросы и проблемы с выплатами». Все больше случаев, рассказывает Александр Шумский, когда водители после ДТП понимают, что ремонт выйдет дороже 400 тыс. руб. (максимальный лимит по ОСАГО), и предпочитают вызвать ГИБДД.
Отметим, если выплаты страховщика не хватит на ремонт, средства необходимо взыскивать с виновника через суд. «Ни о какой популяризации европротокола речи идти не может, потому что корни проблемы не в том, что приложения неудобные, — соглашается вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.— Ключевая проблема — недоверие людей. Стереотипы сформировались давно и в общем-то небезосновательно».
Иван Буранов