Богатое оснащение: что давали в комплект к новой машине в СССР

Инструмент и дополнительные средства, которые требовались каждому водителю в Советском союзе для эксплуатации машины
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Современный автовладелец привык, что в багажнике его новенького автомобиля обязательно будет домкрат, гидравлический, если повезет, баллонный ключ и забавный крючок, которым мало кто знает, как пользоваться, буксировочная петля, набор из аптечки, аварийного знака и огнетушителя, если дилер оказался щедрым. На этом штатный инструмент заканчивается. Владельцы подержанных немцев, еще помнящих про отвертки и плоскогубцы, что клали в набор заботливые европейцы, смахнут скупую слезу. Но больше всего расстроятся те, кто покупал машины еще «при Союзе»: тогда заводской набор дополнительного снаряжения был на три порядка богаче. Подробности о штатном оснащении советского автомобиля — на Авто Mail.ru.

ВАЗ-2101
ВАЗ-2101Источник: ВАЗ

Только что приобретенный советский автомобиль, будь то «Жигули», «Москвич» или «Волга», был абсолютной мечтой и невероятной роскошью. Просто представьте, что новенькую «копейку» ВАЗ-2101 пришлось подождать даже главному «селебрити» Советского Союза — Владимиру Высоцкому. Что же говорить о «простых смертных», для которых такое событие могло и никогда не случиться? Да квартиру было проще заполучить, чем новенький «Москвич»! Так что относились к чуду советского автопрома соответственно: холили, лелеяли, запирали за семь замков и старались лишний раз не эксплуатировать — пробег не накручивать.

В корне отличалось от современного и обучение в автошколе: начинающие водители должны были уметь не только элегантно крутить «баранку» одной рукой и ловко щелкать передачами, но и, представьте себе, отремонтировать незначительные, но достаточно регулярные повреждения, что мог получить автомобиль на дороге общего пользования и за ее пределами. Например, не просто поменять колесо на запасное — хотя многие сегодня и с этой задачей не справятся — но и разбортировать шину, заклеить камеру — помните, что было и такое? — а после собрать все на место. Таков был порядок вещей, а иного просто не предусматривалось: позвонить товарищу с просьбой о помощи или вызвать эвакуатор? Сначала надо ответить на вопрос: а откуда звонить? Мобильные телефоны тогда еще не придумали.

СССР. Москва. Улица Горького 1985 г
СССР. Москва. Улица Горького 1985 гИсточник: Александр Яковлев / ТАСС

Так что советский водитель изначально жил и управлял автомобилем по простому правилу: любишь кататься — люби и саночки возить. Причем «возить» надо было самостоятельно, своими руками и подручными средствами. Отсюда и огромное количество технической литературы, которая издавалась и продавалась для каждой модели, и достаточно широкий набор инструментов, что лежал в багажнике прямо с конвейера. Помимо домкрата и баллонного ключа, что и сегодня остаются на своем законном месте, было множество другого инструмента, который, честно говоря, был бы не лишним и в XXI веке.

Насос

Да, в советском автомобиле с завода был насос. Естественно, ручной, или, уже позже, ножной, никаких электрических компрессоров, но он был сразу, а спущенному колесу для восстановления нужного давления не требовался ни рабочий «прикуриватель», ни «крокодилы» на аккумулятор. К сожалению, физические силы в ампулах или таблетках к насосу не прикладывались: чтобы накачать колесо, даже маленького по нынешним меркам 13-го радиуса, требуется очень много сил и времени. Например, всего одна атмосфера в шестнадцатом, правда, колесе потребовала 45 минут упорной работы ручным насосом, после которой футболку можно было выжимать. Так что физически советский шофер должен был быть подготовлен не хуже, чем технически.

Манометр

Манометр шинный МД 209 в пластиковом футляре СССР
Источник: Юла

Отдельно в наборе, упакованный в специальный короб из прозрачного пластика, шел манометр. Согласно монументальному труду «Автомобиль М-21 “Волга” конструкция и техническое обслуживание» авторства В. И Борисова, А. И. Гора, А. М. Невзорова, Д. А. Рыбинского, В. С. Соловьева и Г. В. Эварта под редакцией главного конструктора Горьковского автомобильного завода А. Д. Просвирина, выпущенную в 1962 года Государственным Научно-Техническим Издательство Машиностроительной Литературы, водитель, внимание, ежедневно должен был проверять давление в шинах. Так что манометр обязан был быть под рукой, чтобы каждый раз не доставать насос. Кстати, с такой же периодичностью автовладельцу нужно было осматривать аккумуляторную батарею, протирая ее ветошью от грязи и проверяя плотность крепления, проверять клеммы на АКБ, количество и состояние охлаждающей жидкости, масла и работоспособность фар и гудка. Интересно, сегодня на такой ритуал в ежедневном режиме способен хоть один водитель?

Светильник-переноска

Даже сегодня опытный водитель обязательно держит в машине исправный фонарик: мало ли! Уж наверняка удобнее будет ковыряться со спущенным колесом или искать неисправность под капотом, чем с мобильником, который норовит упасть и разбиться. В советский же период автомобиль изначально комплектовался специальным автомобильным фонарем, который запитывался от «прикуривателя» и мог работать долго. Кстати, в те годы и подкапотное пространство обладала своим отдельным фонариком: он крепился непосредственно на капот и работал, когда фары зажжены.

Резиновый шланг

Различные лампочки-тряпочки, это понятно, но зачем нужен резиновый шланг? Оказывается, каждые 1000 км нужно было проверять уровень тормозной жидкости и работу контура, так что водителям приходилось достаточно часто прокачивать тормозную систему, что подразумевает размыкание контура. В таком случае тормозная жидкость — БСК или ДОТ, не важно — польется на улицу, что было и остается сущим расточительством и вредом для природы. Экологию тогда еще просто не придумали. Чтобы тормозная жидкость не уходила «в грунт», и был нужен тот самый резиновый шланг, через который «тормозуха» сливалась в заботливо заготовленную тару во время прокачки тормозов.

Инструмент

Инструменты
Источник: Freepik

В комплекте с машиной шел впечатляющий набор инструментов: рожковые и накидные ключи, плоскогубцы, отвертки, свечной ключ и ключ для сливной пробки картера и многое другое. Были даже щупы, чтобы проверить свечи, выставить зажигание или зазоры на клапанах! На самом деле заводчане положили в багажнике весь арсенал, необходимый для проведения технического обслуживания автомобиля. Обладая одним только штатным комплектом, автовладелец мог и провести ТО, и позволить себе небольшой ремонт в полевых условиях, и подготовить машину к зиме, и что-то снять/открутить, чтобы на общественном транспорте, например, отвезти мастеру.

Монтировка

В каждом автомобильном наборе обязательно лежала плоская монтировка, она же монтажка: стальной инструмент, позволяющий приложить не дюжую силищу богатырскую на выбранную точку в пространстве. Штука нужная и универсальная, но чаще всего ее применяли для самостоятельно разбора колеса, где без такого плоского куска железа было никак не обойтись. Кстати, этот элемент обычно требовал удвоения: в две монтажки разбирать колесо удобнее.

Легковой автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули»
Легковой автомобиль ВАЗ-2101 «Жигули»Источник: Виталий Созинов / ТАСС

Краска

Все увлеченные автомобилисты знают, что на внутреннюю сторону багажника советского автомобиля обязательно клеили бумажку, на которой было написано наименование краски. Так же к автомобилю шла и баночка той самой краски, с помощью которой можно было оперативно удалить следы эксплуатации. Красиво это было, конечно, в ручном режиме кистью не сделать, но восстановить лакокрасочный слой, как защиту от коррозии, запросто. Да и подобрать краску, как это сделают сегодня на любом авторынке, тогда возможности не было.

Автомобили ГАЗ -21 "Волга" двигаются по улицам города. СССР, 1967 год
Автомобили ГАЗ -21. СССР, 1967 годИсточник: Сизов Олег/ТАСС

Инструмент — инструментом, можно и в магазине купить, но ведь советский водитель был еще и на голову мастеровитей да опытней, чем его последователи: умел «на коленке» перебрать и «в поле» починить. А вот эти навыки уже в магазине не купишь — только вручную, на собственном горьком опыте. И чем дороже становится новый автомобиль — тем ценнее и уместнее будет обладание такими знаниями и умениями, ведь машины в России только стареют.