Стук при торможении: причины и поиск решения

Любой посторонний звук в автомобиле — это тревожный сигнал. Рассказываем, почему может появиться стук в машине при трогании с места и торможении сзади и спереди, в проекте Авто Mail
Анна Горностаева
Автор Авто Mail
Что может стучать
Почему может появиться стук
Что делать
Профилактика поломок
Отзыв эксперта
Памятка автовладельцу
Что может стучать
Почему может появиться стук
Что делать
Профилактика поломок
Отзыв эксперта
Памятка автовладельцу
Еще

Причины стука при торможении автомобиля могут быть совершенно разные. Бывает даже, что дело совсем не в тормозах (об этом позже). В любом случае их нельзя игнорировать: дело может быть серьезное. Разобраться в причинах стука при торможении нам помог механик со стажем, автомобильный эксперт Сергей.

Рисунок молотка, бьющего по колесу
Источник: Авто Mail

Что в машине может стучать при торможении

Вот главный список подозреваемых, который приходит на ум, когда при торможении раздается стук:

  • Износ тормозных колодок или неправильная установка;
  • Посторонние предметы между колодками и дисками;
  • Искривление тормозных дисков;
  • Люфт тормозного суппорта;
  • Разболтались крепления подвески.

Почему может появиться стук

Разберем подробно, отчего появляется стук при торможении по той или иной причине, и что нужно сделать.

Изношенные тормозные колодки в руках механика автосервиса
Источник: legion-media.ru

1. Износ тормозных колодок

Это самая частая причина посторонних звуков при торможении. Если вы давно не меняли колодки (срок их жизни при самом хорошем раскладе не превышает 30 000 км), есть смысл поискать причину в них.

Бывает так, что стук появился сразу после замены колодки. Причина здесь может быть в том, что колодки еще не притерлись к дискам, либо неправильно установлены. Дайте им некоторое время: проедьте километров 300 в режиме городской езды. Если за это время стук не прекратится, загляните на СТО, проверьте, правильно ли они установлены.

Откладывать визит на СТО после замены колодок можно только в том случае, если с торможением нет больше никаких проблем: педаль не проваливается, машину не уводит в сторону. При малейших неполадках возвращайтесь в мастерскую немедленно.
Сергей
Автомобильный эксперт

2. Посторонние предметы в тормозной системе

Иногда между колодками и дисками застревают мелкие камешки и вызывают стук при торможении. Чаще всего они вылетают сами через пару десятков километров. Если этого не произошло, и камень не удается убрать самостоятельно, лучше обратиться к специалистам. Твердый предмет в тормозной системе может ее повредить.

Тормозной диск и колодки в автосервисе

3. Искривление тормозных дисков

В процессе эксплуатации диски теряют форму, становятся деформированными. Чаще всего этот дефект выявляется при замене колодки. Старая колодка, скорее всего, уже притерлась к извилинам диска, а новая, гладкая фрикционная пластина будет за них цепляться и издавать стук. Решение вопроса — замена диска.

Характерный признак изношенных дисков – машина тормозит неровно, толчками. Некоторые автовладельцы прибегают к проточке дисков, но это не долговременное решение вопроса. Изношенный диск, который после проточки стал еще тоньше, скоро снова искривится. Безопаснее сразу его заменить.
Сергей
Автомобильный эксперт
Тормозной суппорт крупным планом
Источник: legion-media.ru

4. Люфт тормозного суппорта

Суппорт — это узел тормозной системы, который прижимает колодку к диску при нажатии педали. В принципе суппорт — очень долговечный узел, но при длительной эксплуатации его направляющие, которые собственно и прижимают колодку к диску, истираются и недостаточно плотно прижимают колодку: возникает люфт.

Единственное, что можно сделать, если направляющие износились — заменить их на новые. Некоторые умельцы протачивают направляющие и надевают на нее резиновую втулку. Использовать резиновую деталь там, где сточилась металлическая — такая себе идея, честно.
Сергей
Автомобильный эксперт
Механик осматривает подвеску в автосервисе
Источник: Freepik

5. Разболтались крепления подвески

Иногда бывает так, что стук никак не связан с тормозной системой. Проржавел один из болтов ходовой части, и при торможении деталь смещается со стуком. Как правило, стук в таких случаях единичный, или неритмичный.

К ходовой части вопросы о стуке при торможении обычно появляются, когда более вероятные варианты отметены. Иногда приходится руками перебирать всю подвеску, искать, где там какой болт отошел. Тем не менее, сделать это нужно. Дефект может быть несущественным, с которым можно проехать еще десяток тысяч километров, а может быть критичным.
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать, если появился стук при торможении

Что может сделать автовладелец, если при торможении слышен стук? Мы разработали пошаговую инструкцию.

Понять, с какой стороны стук

Постарайтесь определить, с какой стороны слышен стук: сзади, спереди, в районе какого колеса? Эта информация поможет локализовать проблему.

Определить, есть ли другие звуки

Есть ли еще какие-то нехорошие признаки: проваливается педаль, машину уводит в сторону, автомобиль тормозит неровно, толчками? Если с торможением есть еще какая-то проблема, по возможности остановите машину и вызывайте эвакуатор до СТО.

Поискать посторонние предметы

Если в колесных дисках есть прорези, загляните внутрь в поисках камешков и других посторонних предметов.

Вспомните, когда вы меняли тормозные колодки

Если это случилось недавно, есть надежда, что им просто нужно время притереться.

Обратитесь в автосервис

Если первичный осмотр не дал ответа о причине стука, отправляйтесь в автомастерскую для профессиональной диагностики. Тормоза — дело серьезное.

Ржавый тормозной диск
Источник: legion-media / Bizoo_n

Профилактика поломок в тормозной системе автомобиля

Поломки могут случиться в каждом автомобиле, это факт. Однако их можно свести к минимуму или максимально отсрочить их появление. Для этого достаточно соблюдать несколько несложных правил.

  • Тормозите бережно и аккуратно. Оставьте эффектные заносы с визгом тормозов пилотам Формулы 1: им машину пересобирают после каждой гонки;
  • Своевременно меняйте комплектующие, не доводя колодки до визга и стука;
  • Используйте только качественные узлы и тормозную жидкость. Сиюминутная экономия может обернуться дорогостоящим ремонтом;
  • Состояние тормозной системы проверяется при каждом ТО. В промежутках следите за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке, обращайте внимание на лампочку индикатора на приборной панели;
  • При появлении посторонних звуков и шумов не затягивайте с поиском проблемы. Чем быстрее она обнаружится, тем дешевле обойдется ремонт.

Отзыв эксперта

Что посоветует опытный механик автовладельцам, столкнувшимся с проблемой стука при торможении:

Самый главный совет: не игнорируйте проблему. Стуки, скрипы и другие несвойственные автомобилю шумы крайне редко исчезают сами собой. И чем раньше вы займетесь поломкой, тем дешевле вам это обойдется. И не пренебрегайте регламентными работами. Своевременный уход, чистка фильтров и замена жидкостей продлевают жизнь автомобиля.
Сергей
Автомобильный эксперт
Устройство тормозной системы
Источник: Авто Mail / Mecedes-Benz

Памятка автовладельцу: что нужно запомнить о стуке при торможении

Подводим итоги. Вот самое важное, что нужно знать автовладельцу о стуке при торможении.

  • Любые посторонние явления в тормозной системе требуют немедленного внимания;
  • Самая частая причина стука — это тормозные колодки: их износ или неправильная установка;
  • Лучший способ профилактики поломок в тормозной системе — это аккуратное вождение и регулярный уход за автомобилем;
  • Иногда случается, что стук при торможении связан с поломками в других узлах: ходовой части, в частности подвески. Такие ситуации потребуют профессиональной диагностики на СТО.