Ралли «Шелковый путь»: как выжить в долгом марафоне

Мы проехали ралли «Шелковый путь» на практически стандартном внедорожнике Tank 300. Как это было?
Гагарин Вадим
Редактор Авто Mail

Заявиться на ралли «Шелковый путь» на стандартном внедорожнике Tank 300 City? Звучит безрассудно, но от таких предложений не отказываются. Конечно, да! Визит в спортивную клинику, получение медсправки для допуска к соревнованиям и гоночной лицензии — и вот мы с Владимиром Мельниковым из «Авторевю» уже сдаем спортивные сумки в багаж, чтобы прилететь в Томск и с головой окунуться в 11-дневную авантюру, ставшую главным приключением лета.

Шелковый Путь 2024 брифинг
Источник: Авто Mail

Наши внимательные читатели знают, что мы не просто добрались до финиша «Шелкового пути» в зачете Гранд Тур (он проводится для серийных или близких к этому полноприводных машин), а смогли отвоевать третье место — о всех спортивных перипетиях и огромном штрафе в 2,5 часа я уже подробно рассказывал. А теперь — самое время рассказать, как устроена изнутри главная гонка на территории России.

Что такое ралли-рейд

Если у вас в голове всплывают эффектные кадры, где гоночные «КАМАЗы» прыгают над песчаными дюнами и вздымают клубы пыли, сквозь которые потом пытаются продираться мотоциклисты и гонщики на багги и внедорожниках, то… вы абсолютно правы! Ралли-рейд — это сотни километров по полям, лесам, горам, пустыням и прочим отдаленным местам, где едва ли кому-то, кроме энтузиастов, придет в голову проводить соревнования.

508 экипаж Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

Таких энтузиастов на юбилейное издание ралли «Шелковый путь» (в этом году оно отмечает свое 15-летие) собралось немало — на старт заявилось 82 экипажа в зачетах грузовиков, мотоциклов, внедорожников, багги, квадроциклов, из которых внушительный караван в 25 машин пришелся на наш зачет «Гранд Тур»!

Маршрут главной гонки на территории России тоже был новым — на этот раз «Шелковый путь» не ограничился лишь нашей страной, как было в прошлом году. Старт — в Томске, финиш — в Улан-Баторе, столице соседнего государства Монголия. Итого — 5 с лишним тысяч километров. Преодолеть их предстояло за 11 дней, причем большая часть дистанции пришлась на монгольские степи и полупустыни. Дистанция вполне стандартная для подготовленной к ралли-рейдам техники, но для «Гранд Тура» она оказалась меньше всего на 700 км!

«Гранд Тур» — это не только туризм

Зачет «Гранд Тур» создан для серийных машин, хотя объем доработок тут не ограничен ничем — главное, чтобы была полноприводная трансмиссия, а запас хода составлял примерно 700 километров (разумеется, все берут с собой канистры с топливом).

Участники зачета Гранд Тур Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

По замыслу организаторов в «Гранд Тур» должны заявляться те экипажи, которые хотят ощутить на себе атмосферу ралли, посмотреть, чем на гонках занимаются спортсмены-профессионалы и как устроена гоночная техника, а заодно насладиться красотами труднодоступных мест, куда без сопровождения лучше не соваться.

Тем интереснее, что борьба в Гранд Туре кипела до самого финиша! Главным отличием от прошлогоднего издания (Гранд Тур в рамках «Шелкового пути» проходил лишь в третий раз) стали спецучастки: 759 километров мы ехали по тем же полям, лесам, пескам и камням, что и «взрослые».

508 экипаж Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

Это тут же раскололо Гранд Тур на два лагеря — первая половина на стандартных кроссоверах Nissan X-Trail, Jaecoo J8 и Jetour T2 пыталась просто добраться до финиша без приключений, а лидеры на подготовленных внедорожниках Tank 300 и Toyota Land Cruiser устроили настоящее «рубилово» за победу.

508 экипаж Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

Наш же с Владимиром Мельниковым (корреспондент «Авторевю» и автоблогер) серийный Tank 300 City из пресс-парка по возможностям техники оказался где-то строго посередине. Тем удивительнее было, что по итогам сложнейшей гонки всю первую тройку составили именно практически стандартные «трехсотки».

 Tank 300 City с честью выдержал испытание ралли-рейдом «Шелковый путь». За несколько тысяч километров не было ни единой проблемы, кроме прокола колеса. Мотор не перегревался, трансмиссия работала адекватно, несмотря на незаводскую размерность задних шин, а подвеска и тормоза не «умерли», хотя им пришлось несладко на спецучастках.
Tank 300 City с честью выдержал испытание ралли-рейдом «Шелковый путь». За несколько тысяч километров не было ни единой проблемы, кроме прокола колеса. Мотор не перегревался, трансмиссия работала адекватно, несмотря на незаводскую размерность задних шин, а подвеска и тормоза не «умерли», хотя им пришлось несладко на спецучастках.Источник: Silk Way Rally

Про объем доработок мы уже писали — по сути, все свелось лишь к установке защиты двигателя и коробки передач, экспедиционного багажника и шин Kumho категории All-Terrain. Но была пара «трехсоток» на подвесках с выносными резервуарами — такие амортизаторы лучше держат нагрузки на пересеченной местности. Как вышло, что грозные соперники в итоге оказались позади? Все дело — в штрафах!

Время — главный ресурс

Весь ралли-рейд живет по жесткому графику с четким расписанием. Каждый вечер, в 20 часов — обязательный брифинг для всех участников, где требуется присутствие всех членов экипажа (они расписываются в ведомости). Объявляется стартовый лист с четким таймингом, когда машина должна покинуть бивуак. Что будет, если опоздать? Верно — штраф!

Шелковый Путь 2024 брифинг
Шелковый Путь 2024 брифинг
Шелковый Путь 2024 брифинг
Шелковый Путь 2024 брифинг

Утром выдается святая святых каждого ралли — контрольная карта, где ставятся судейские отметки и фиксируются все прибытия на пункты КВ (контроля времени). За ее утерю предусмотрен солидный штраф. И, конечно, не денежный, ведь главное на ралли — это те часы, минуты и секунды, которые будут стоять в итоговом протоколе напротив каждого экипажа. И в эту сумму входят не только результаты на каждом из спецучастков, но и начисленная пенализация, которая зачастую и решает судьбу победы.

 Количество условных обозначений в дорожной книге сначала повергает в шок! Но буквально через 2−3 дня легенду читаешь моментально. Главное, что нельзя пропускать — это развилки и серьезные ухабы и промоины, где можно запросто «списать» машину. Чтобы случайно не перелистнуть не на ту страницу, их лучше сминать.
Количество условных обозначений в дорожной книге сначала повергает в шок! Но буквально через 2−3 дня легенду читаешь моментально. Главное, что нельзя пропускать — это развилки и серьезные ухабы и промоины, где можно запросто «списать» машину. Чтобы случайно не перелистнуть не на ту страницу, их лучше сминать.Источник: Авто Mail

Причем начислить штрафное время могут не только за нарушения на спецучастках. Как бы странно ни звучало, но даже в «боевом» режиме очень жестко караются превышения скорости, ведь для участников «Гранд Тура» в целях безопасности установлен лимит 90 км/ч, потому что машины не оснащены каркасами безопасности, а экипаж избавлен от необходимости ездить в защитной экипировке.

508 экипаж Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

Львиная же доля пробега — это движение по дорогам общего пользования, где главной задачей является соблюдение ПДД. В каждой машине — GPS-трекер, который беспристрастно фиксирует любое превышение скорости. И в случае злоупотребления можно нарваться на солидную прибавку драгоценного времени к результатам.

виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
Источник: Авто Mail

Зачем спешить вне спецучастков? Все просто — на прохождение дорожных секций тоже есть отведенное время. И зачастую этот норматив таков, что едва успеваешь сбегать в туалет после финиша — нужно сразу ехать на бивуак без лишних остановок. Иной раз мы прибывали на КВ с запасом буквально в 3−4 минуты…

Для чего нужен штурман?

Штурман в ралли-рейдах — это если не 90 процентов успеха, то как минимум половина! Никаких навигаторов здесь нет, а дорожные книги выдаются лишь за несколько минут до старта. Там указаны лишь некоторые ориентиры, из-за чего ориентирование на спецучастках может быть весьма проблематичным — на одном из них заплутал добрый десяток участников «Гранд Тура», причем из числа лидеров!

508 экипаж Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

Важно четко отсекать «позиции» в дорожной книге по километражу — у опытных экипажей даже стоят специальные штурманские приборы TverTrip. Мы же довольствовались приложением для смартфона с похожим функционалом, ехать порой приходилось просто по приблизительному курсу — считай, по компасу.

Приложение  Шелковый Путь 2024
Источник: Авто Mail

«Через 2 километра развилка правее, по курсу 120, дальше яма-два, ближе к позиции продублирую….», — так выглядит примерно одна позиция из множества в дорожной книге. И, конечно, бывает, что и пилот рулит не в ту сторону, и штурман «промаргивает» что-то важное.

Шины Kumho Road Venture AT52 оказались не слишком стойкими к проколам. Даже при предельно внимательной езде мы все же порезали одну покрышку на дорожной секции. Замена заняла всего несколько минут. Но они могли стоить нам призового места, случись это на спецучастке! На всякий случай мы заменили заднюю пару на две «МТ-шки» китайского производства, а тот прокол так и остался единственным.
Шины Kumho Road Venture AT52 оказались не слишком стойкими к проколам. Даже при предельно внимательной езде мы все же порезали одну покрышку на дорожной секции. Замена заняла всего несколько минут. Но они могли стоить нам призового места, случись это на спецучастке! На всякий случай мы заменили заднюю пару на две «МТ-шки» китайского производства, а тот прокол так и остался единственным.Источник: Авто Mail

К счастью, мы хотя бы не свалились в обрыв и не «ушатали» подвеску в очередной промоине, да и атмосфера в экипаже не дошла до кипения — в столь длительной гонке важно сохранять позитивный настрой и не «поубивать» друг друга за мелкие ошибки.

508 экипаж Шелковый Путь 2024
Источник: Silk Way Rally

И чем ближе к финишу, тем сложнее — накапливается и усталость от долгих перегонов, и недосып, и недовольство каким-то решениями или результатами. А сама гонка превращается в череду «дней сурка», когда не помнишь ни спецучасток накануне, ни дорожную секцию — все сливается в единую картину: проснулся, собрался, запихнул все в машину, весь день куда-то едешь, снова очередной лагерь, сделал все необходимое, лег спать…

Как устроен быт на ралли

Ждать посреди монгольской пустыни пятизвездочный отель достаточно наивно — обычно участники «Шелкового пути» ночуют прямо на бивуаке в палатках. Организация — выше всяких похвал! Лагерь перевозят несколько грузовиков, а к прибытию экипажей уже все готово — зоны размещения команд, дозаправки, мойки, душевые, пресс-центр (с быстрым доступом в Интернет), медицинский центр, столовая. Для всего этого задействована не одна сотня людей…

Палатки Шелковый Путь 2024
Палатки Шелковый Путь 2024
Палатки Шелковый Путь 2024
Палатки Шелковый Путь 2024
Палатки Шелковый Путь 2024
8
Самый красивый лагерь был в Горно-Алтайске — большая площадка между рекой Катунь и местными вершинами и хребтами, которые закрывали бивуак от ветра. А меньше всего повезло на финальной ночевке в Мандалгоби. Проливной дождь размыл грунт, а от непогоды пришлось укрываться в здании при местном спорткомплексе — палатки и спальные мешки мы принесли прямо туда.

Главное — вовремя прибыть и сдать контрольную карту. Затем — мойка машины. Для этого оборудованы специальные места с аппаратами высокого давления, доступные всем участникам. К счастью, особенных очередей нет — как раз из-за того, что есть стартовая ведомость, где экипажи стартуют с минутным интервалом, поэтому и прибывают на бивуак они достаточно равномерно.

Шелковый Путь 2024
Шелковый Путь 2024
Шелковый Путь 2024

Обязательный пункт — дозаправка. Топливо привозят в больших цистернах, на территории России его поставляет генеральный партнер ралли «Шелковый путь», сеть АЗС «Газпромнефть», в Монголии были местные компании. Перед длительными перегонами мы не только заполняли под завязку бензобак нашего Tank 300, но и две канистры по 15 литров — расход топлива у «трехсотки» довольно приличный, а перегоны могут быть и под 600 километров.

виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
Источник: Авто Mail

Дальше — походный душ в шатрах, обязательный вечерний брифинг и ужин. Кстати, кормят на «Шелковом пути» очень вкусно! Причем почти круглосуточно — завтрак доступен уже с 3 часов ночи, когда начинаются просыпаться (если они вообще успели поспать) механики команд и службы, которые потихоньку разбирают бивуак, чтобы перевезти его на следующую точку. А заканчивает работу кейтеринг же глубоко за полночь.

Столовая Шелковый Путь 2024
Столовая Шелковый Путь 2024
Столовая Шелковый Путь 2024
Столовая Шелковый Путь 2024
6фотографий
За питание на «Шелковом пути» — честь и хвала организаторам. Всегда был выбор из нескольких блюд, пища разнообразная и вкусная, а с собой ежедневно выдавали воду и сухпайки. Голодным там не был никто!

Горячие блюда есть всегда, причем на выбор, а на территории России с нами путешествовали даже холодильники с мороженым! В дорогу дают сухпаек, хотя воспользоваться им не слишком-то успеваешь из-за крайне напряженного расписания. И, наконец, после ужина ставишь палатку, неизменно в паре десятков от очередного дизель-генератора.

Сухпаек и мороженое на ралли Шелковый Путь 2024
Сухпаек и мороженое на ралли Шелковый Путь 2024
Сухпаек и мороженое на ралли Шелковый Путь 2024

Под звуки кувалды и гайковерта отрубаешься, чтобы проснуться через 4−5 часов, вытряхнуть пыль и песок, затолкать все в машину и приготовиться к следующим нескольким сотням километров, где может поджидать что угодно — острый камень, который пробьет колесо, очередной квест от организаторов, за выполнение которого участники «Гранд Тура» могут получить дополнительные баллы, или спецучасток с коварной навигацией, способный перемешать всю турнирную таблицу.

виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
виды Монголии и Алтая Шелковый Путь 2024
14
Один из бонусов юбилейного издания «Шелкового пути» — фантастические виды на Алтае и в Монголии. Жаль, что времени было не так и много, чтобы насладиться ими сполна.

И не зря один из слоганов ралли-рейда «Шелковый путь» звучит так: «Больше, чем гонка. Ярче, чем приключение». Тут мне снова живо вспомнился «Дакар», на котором я был еще 13 лет назад. За две недели устаешь и физически, и морально. Но уже на следующий день после этого марафона хочется все повторить. Обязательно это сделаем при первой возможности!