Кольца залегли: что означает приговор автомеханика

Важная матчасть для обладателей подержанных автомобилей
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Двигатель внутреннего сгорания — не самый сложный по современным меркам узел. Механика, подкрепленная сегодня электроникой, работает по тому же алгоритму, что и в прошлом, и в позапрошлом веке: взрыв в камере сгорания толкает поршень, который придает вращение коленчатому валу, приводящему в свою очередь в движение колеса.

Двигатель
Источник: Freepik

Принципы его работы не меняются уже многие десятилетия, а все инновации вносятся лишь в составные элементы с одной единственной целью: сделать ДВС лучше, экономичнее, экологичнее. Надежнее в этот список, заметим, уже не входит — от истории создания «миллионников» большинство автопроизводителей уже отошло, посчитав финансовым просчетом прошлых поколений. А значит, пора научиться самостоятельно читать те сигналы, которые машина подает.

Например, густой дым из выхлопной трубы, а также расход моторного масла (слишком часто начала масленка на приборной панели загораться) говорят о неисправности цилиндро-поршневой группы. В нее входят неподвижные детали — блок, цилиндры, ГБЦ — а также подвижные: шатуны и поршни. Последние наделены тремя колечками, которые вставлены в специальные канавки: два компрессионных и одно — маслосъемное. И фраза, брошенная механиком в оправдание повышенного расхода масла и черного дыма из выхлопной трубы, касается именно их. Это они «залегли».

Чтобы расшифровать «послание» и осознать причинно-следственную связь, надо понять принцип работы всей группы: алюминиевые поршни ходят в цилиндрах, плотность прилегания очень высока, но достаточна для того, чтобы избежать заклинивания. Но как достичь по сути герметичности, чтобы вся энергия, полученная при взрыве в камере сгорания, пошла в дело, а не в воздух, но при этом избежать «клина двигателя»?

Замена масла в двигателе автомобиля
Источник: Freepik

Тут-то и потребуется в первую очередь моторное масло, обеспечивающее скольжение поршня в цилиндре и снижающее потери на трении, а во-вторых, набор поршневых колец. Два верхних, компрессионных, отвечают за создание нужной компрессии, а нижнее — маслосъемное — за количество масла на стенках, как и следует из названия. Маслосъемное кольцо имеет прорези для отвода излишков масла, а под ним находятся специальные отверстия в цилиндре, через которые излишки смазки отправляется обратно в картер. Вот в этом месте и начинаются проблемы.

Со временем масло угорает — так случается из-за использования низкокачественных или неподходящих составов, а также из-за несоблюдения интервалов замены. Крошечные отверстия забиваются, маслосъемное кольцо перестает справляться со своей работой, а лишнее моторное масло уже не уходит в картер, а остается в цилиндре, где и сгорает. Отсюда — черный дым из трубы и чудовищный нагар во всех недрах двигателя. Кокс. Слышали такое слово в применении к ДВС? Вот откуда все и произрастает. Кольца прилипают к поршню, нарушается плотность прилегания, падает компрессия, ухудшается динамика автомобиля, мотор тяжелее заводится и потребляет больше горючего.

Локализация проблемы — половина ее решения. Если ситуация была замечена вовремя, то поможет простая и довольно распространенная процедура промывки, она же «раскоксовка»: в масло, как главный и основной циркулирующий по всему мотору состав, добавляются разными методами специальные присадки, которые очищают двигатель изнутри. После отработавший свое «коктейль» сливают, ДВС промывают чистым недорогим маслом и заливают подходящий по регламенту состав. Можно дальше смело эксплуатировать автомобиль в прежних режимах, разве что, научившись на своей ошибке, чаще менять масло и отдавать должное той канистре, которую выбираешь. Но так везет не всем и не всегда.

масло
Источник: Unsplash

Иногда ремонт откладывается по разного рода веским или не очень причинам, так что раскоксовка уже не поможет: к победе над проблемой приведет лишь вскрытие. Обычно, эта умная мысль приходит после пары заходов с разными составами раскоксовывающих присадок, которые результата не дали. В таком случае следует запастись набором прокладок, резиновых уплотнителей и сальников, внимательно изучить вопрос повторного использования болтов и прочих крепежных элементов, а также приготовиться к серьезным тратам: предстоит снятие головки блока цилиндров, чистка и замена поршневых колец. Коль пошла такая пляска, параллельно стоит отдать «голову» на шлифовку, проточку, чистку каналов, проверить и при необходимости заменить клапаны, маслосъемные колпачки — они точно свое уже отходили — и многое-многое другое. Модели разные и беды у них тоже разные — общей схемы не существует, всегда найдутся «нюансы».

Заметив один из симптомов залегания колец — сизый дым, снижение динамики, тяжелый пуск двигателя — нужно оперативно принять меры и как можно скорее воспользоваться химической раскоксовкой. Да, процедура неприятная, поскольку в момент работы двигателя с добавленными присадками, из трубы валит густой и крайне вонючий дым, да и стоит комплект масел, фильтров, химических раскоксовывающих составов недешево. Однако это намного дешевле, чем вскрытие. Да и все процедуры можно провести самостоятельно, в отличие от разборки двигателя, который и знаний требует, и специализированного инструмента. Но позволить себе такую роскошь, как своевременная, называя вещи своими именами, превентивная процедура, может лишь опытный водитель. Он вовремя примет все необходимые меры. А все остальные поедут в мастерскую «по факту» и заплатят всю сумму сразу.