Тормозной путь: в РФ импортозаместят ABS/ESC для авто лишь наполовину

На локализацию ключевых электронных компонентов для автомобилей выделено 622 млн рублей

В России пытаются нарастить импортозамещение автокомпонентов. Речь об антиблокировочных системах тормозов и стабилизации ABS/ESC для отечественных автомобилей. Планируется достичь уровня локализации этих систем в 55%. Сейчас их на 75% производят из зарубежных комплектующих. Компания «Итэлма» под эти цели получила от Фонда развития промышленности (ФРП) заем в 622 млн для расширения производства в Костроме, выяснили «Известия». В системах безопасности будут использовать элементную базу, разъемы и печатные платы и других российских компаний. До сих пор эту продукцию привозили из Китая.

Шипы на покрышке автомобиля.
Источник: РИА Новости

Элементная база

Антиблокировочные системы тормозов и стабилизации ABS/ESC с отечественными компонентами для автомобилей компаний АвтоВАЗ и ГАЗ начнут выпускать в Костроме. Разработчик и изготовитель НПП «Итэлма» привлек 622 млн рублей от федерального Фонда развития промышленности (ФРП) на локализацию производства электронных блоков. Как сообщили «Известиям» в ФРП, деньги выделены в начале августа 2024 года в виде льготного займа по программе «Автокомпоненты» по ставке 5% годовых.

По информации, указанной в заявке на заем, компания планирует приобрести сборочную линию, станочное, измерительное и стендовое оборудование, а также оснастку. На новых мощностях должны производиться комплектующие для гидроблоков ABS и ESP, а также модули электронного управления. Таким образом планируется достичь уровня локализации в 55%. Сейчас их на 75% производят из китайских комплектующих. Компания является единственным в РФ производителем систем безопасности для автомобилей.

Известия/Павел Бедняков
Источник: Известия/Павел Бедняков

Проектная мощность конвейера — 1,2 млн блоков ABS и ESС в год. С выходом на заявленный объем производства удастся восполнить ранее наблюдавшийся дефицит ключевых систем безопасности, отметили в организации.

Производство было запущено в Костроме еще в июле 2023 года. Тогда организовали роботизированную сборку блоков антиблокировочной системы тормозов ABS, а позднее и систему стабилизации ESC для отечественных транспортных средств разных классов. Однако комплектующие в основном шли от зарубежных поставщиков. По данным компании, объем частных инвестиций в проект составил порядка 1 млрд рублей.

Производство компонентов для автоэлектроники наращивают и другие предприятия. Так, в марте 2024 года АО «Микрон» (входит в ГК «Элемент») запустила в экономической зоне «Технополис Москва» линию по выпуску для ABS чип-модулей и микросхем мощностью до 18 млн изделий в год. Предприятие делает микроконтроллеры с ядром на открытой архитектуре RISC-V MIK32 «Амур», транзисторы, стабилизаторы напряжения, усилители, драйверы спидометра и тахометра, LED-драйверы и микросхемы на топологических нормах до 90 нм. Эти микросхемы могут закрыть часть потребностей автомобилестроения, отметили в компании. Общие инвестиции в производство составили 1,35 млрд рублей, из которых 1,08 млрд выделил ФРП. В планах «Микрона» — довести локализацию микросхем для автопрома до 80%.

Рабочие в сборочном цеху АО "Автомобильное моторное общество" в Калуге
Источник: РИА Новости

С помощью появившейся отечественной электроники удалось наладить выпуск мультидисплейной информационно-развлекательной системы нового поколения, которая, по сути, станет цифровым центром автомобиля, а также блок управления подушками безопасности, рассказал «Известиям» генеральный директор НПП «Итэлма» Алексей Воробьев.

Как отметили «Известиям» в Минпромторге, в условиях высокой ключевой ставки ЦБ отечественным автопроизводителям доступен комплекс мер поддержки, в том числе программы ФРП, кластерная инвестплатформа, а также меры стимулирования спроса. Также предусмотрено субсидирование НИОКР и затрат на реинжиниринг.

Справка «Известий»

Гидроагрегат ABS — основная составляющая часть антиблокировочной системы тормозов ABS, которая предотвращает блокировку колес при торможении. ABS конструктивно состоит из электронного блока управления (ЭБУ), гидромодулятора, содержащего электромагнитные клапаны (ЭМК), обратный насос и электродвигатель возвратного насоса (ЭВН). Электронный блок управления задействует электромагнитные клапаны гидромодулятора и регулирует давление в тормозных цилиндрах.

Система ESC — дополнение к ABS. Она предотвращает занос и боковое скольжение автомобиля и помогает сохранять курсовую устойчивость. ESC состоит из гидроагрегата, датчиков скорости колес и угла поворота рулевого колеса. Дополнительные электромагнитные клапаны позволяют быстро увеличивать давление в тормозной системе. Электронный блок управления (ЭБУ) гидроагрегата ESC интегрирован в информационную систему автомобиля и обменивается данными с другими ЭБУ по CAN-шине.

Промышленная база

— В России начинает формироваться промышленная база для производства электроники, — отметил эксперт авторынка Игорь Моржаретто. — Хотя мы сильно отстали по элементной базе. В Зеленограде делают чипы, но они по уровню производительности сопоставимы с иностранными аналогами 10-летней давности. Для автомобильной промышленности этого хватает, хотя о полноценной конкуренции с мировыми лидерами говорить рано.

Кроме того, в России сложилась ситуация, когда производить автокомплектующие у нас дороже, чем покупать в Китае или в других азиатских странах, что тормозит импортозамещение. Это объясняется гигантскими масштабами производства у наших соседей, отметил эксперт.

Рабочие в сборочном цеху АО "Автомобильное моторное общество" в Калуге
Источник: РИА Новости

— Производители встроены в систему мирового автомобилестроения и быстро найти замену старым поставщикам электроники трудно, — рассказал «Известиям» автоэксперт Вячеслав Субботин. — Технологический лидер — Bosch слишком далеко ушел вперед, и при всем желании отечественный автопром быстро не заместит их продукцию. Есть китайские аналоги, но они созданы с использованием западных технологий, которые ограничены правообладателями к использованию из-за санкций. В Россию они официально не поставляются. Логистика налажена через цепочки промежуточных фирм, но многие китайские производители электроники уже демонстрируют опасения вторичных санкций, отметил эксперт.

Крупные отечественные производители, такие как АвтоВАЗ и ГАЗ, давно под санкциями и испытывают сложности с организацией высокотехнологичного производства электроники. Поэтому для полноценного импортозамещения созданы фирмы, еще не попавшие под санкционное давление и способные работать с зарубежными партнерами, уточнил Вячеслав Субботин. Правда, эксперт считает, что это ненадолго, поэтому выходом из ситуации может быть расширение своего производства автоэлектроники наравне с иностранными поставками, пока они еще идут.

Автомобили на Волоколамском шоссе в Москве
Источник: РИА Новости

— Действующее производство ABS в Костроме базируется на разработках китайской Kesens и программном обеспечении из КНР, — рассказал «Известиям» руководитель отдела по развитию продуктов и услуг ГК Альфа-Лизинг Максим Давиденко. — Уже найден отечественный поставщик алюминия особого сплава высокой прочности.

Далее, по его словам, в России будут производиться мотор-насосы, гидроаккумуляторы и датчики давления. Есть планы по открытию второго завода по производству ABS и ESP в 2024 году в Самаре. Там ожидается выпуск не менее 500 тыс. систем в год. Таким образом к 2026 году планируется достигнуть уровня локализации производства автоэлектроники в 80%, резюмировал он.

Справка «Известий»

ФРП был создан в 2014 году и за 10 лет работы профинансировал более 1670 проектов на сумму около 550 млрд рублей. По программе «Автокомпоненты» Фонд заключил более 50 договоров займа на общую сумму финансирования порядка 100 млрд рублей.

Владимир Гаврилов