Обращать внимание нужно не только на панель приборов, где некоторые неисправности будут «подсвечены» определенной пиктограммой, но и на звуки и даже запахи. Кстати, о последних: они зачастую сигнализируют о весьма сложных проблемах, решить которые самостоятельно не всегда получится. Но починить нужно обязательно. Приведем несколько наиболее ярких и распространенных примеров.
Запах жженой проводки
Хорошо знакомый с детства аромат жженой изоляции, доносящийся из-под приборной панели, говорит о необходимости снимать «торпедо» и разбираться с проводкой. Плохо прилегающее и негерметичное лобовое стекло, кустарное дооснащение, да и просто время, помноженное на километры, приводят к тому, что оригинальная заводская коса проводов начинает греться, корродировать и однажды просто вспыхнет. Также стоит внести марку и модель своего автомобиля в поисковик и узнать: а вдруг местечковый пожар по причине возгорания проводов — детская болезнь, как, например, это было у Range Rover.
Провода сразу не загораются, обычно этому предшествует продолжительный цикл разрушения изоляции, который дает о себе знать. Причем аромат столь стойкий, что никакими открытыми окнами и ароматизаторами его не вывести. Учуяли? Разберетесь в проблеме до того, как искра станет пламенем. Дешевле обойдется.
Запах бензина
Если в салоне автомобиля внезапно и остро запахло бензином, то стоит очень напрячься: пары горючего имеют свойство воспламеняться, а также отравлять здоровье всех пассажиров. К тому же это веский симптом серьезных неисправностей, с которыми нужно начинать борьбу сразу же по мере их локализации.
Например, так водителю намекает о себе прогнивший бензобак, ремонтный лючок к которому находится обычно под задним сиденьем. Аналогично проявляют себя и другие неисправные элементы топливной системы, такие как заливная горловина, магистрали, стоящий прямо за моторным щитом дроссель. Похожий эффект появляется, когда резиновые уплотнители на форсунках изнашиваются, а топливо начинает течь прямиком на раскаленный коллектор. Дальнейшие перспективы нуждаются в раскрытии?
Выхлоп в салоне
Если в салоне вдруг запахло выхлопными газами, то о комфорте и безопасности дальнейшей эксплуатации говорить уже не приходится. Во-первых, это неприятно, а во-вторых — высока вероятность головных болей и головокружений. Именно такой эффект вызывает проникший в пассажирский отсек выхлоп.
Первым делом стоит очень внимательно осмотреть гофру: это самый слабый и совсем не износостойкий элемент выхлопной системы. Оригинальная заводская гофра может служить десятилетиями, а вот стоит ее заменить — процесс переварки придется повторять каждые три года. Поэтому, к слову, опытные водители ищут запчасть на разборках и не стесняются приладить даже элемент от других марок и моделей. Действительно, прослужит значительно дольше, чем новая, купленная в магазине.
Далее стоит внимательно и тщательно осмотреть резиновые уплотнители, особенно — в багажнике. Со временем они истрираются и даже рвутся, а выхлоп из трубы начинает попадать прямиком в салон. Кстати, есть и еще одна регулярная по периодичности своего появления причина появления запаха выхлопных газов в пассажирском отсеке: сквозные дыры в кузове. Ими особенно часто страдает ниша запасного колеса, а также арки кормовой части. Вполне возможно, что пришла пора закупаться ремонтными запчастями и задумываться о посещении малярно-сварочного цеха: машина прогнила до дыр.
Сладковатый запах
Самый опасный и не требующий отлагательств симптом неисправности, диагностируемый носом — сладкий запах в передней части салона. Так пахнет антифриз, который начинает подтекать из радиатора печки, находящегося прямо под центральной консолью. Подтверждением догадки будет мокрый ковер в ногах водителя. Чтобы убедиться — достаточно просто провести чистой белой салфеткой по ворсу: если ткань окрасилась в яркие цвета — диагностика верна: течет печка, в салоне накапливается охлаждающая жидкость.
Во-первых, антифриз, равно как и его пары, токсичен. В прямом смысле слова ядовит, поскольку в его состав есть этиленгликоль: он разрушает стенки сосудов и поражает центральную нервную систему. Также, при взаимодействии антифриза с ферментами внутри человеческого организма, образуются кислоты, отравляющие печень и почки. Одним словом, почувствовав характерный сладковатый запах, с эксплуатацией автомобиля стоит подождать. Ровно до тех пор, пока не будет произведен ремонт, а сам ковер, напитавшийся антифризом — очищен и просушен. Не раньше.
Стойкий запах плесени
Если уж в салоне пахнуло плесенью — без разборки и долгих «банных процедур» не обойтись. Первым делом следует почистить недра кондиционера: в его составе имеются накопитель и патрубки, в которых для произрастания болезнетворной флоры созданы лучшие условия. Тут можно воспользоваться услугами профильного сервиса или сделать все самостоятельно: методики и составы давно изучены и широко представлены. Есть решения на любой вкус и кошелек, а сама процедура лишней не будет никогда.
Следом нужно тщательно убраться в салоне: не просто заказать «пылесос» на мойке, а разобрать все самому и убедиться в отсутствии «ярко выраженных причин». Например, остатков пищи, мусора и прочих «источников» под сиденьями, в багажнике, в бардачках и перчаточных ящиках. А далее — влажная уборка: моющий пылесос в аренде не дорог, а дни стоят жаркие. Самое время потратить томный субботний вечер на глобальную уборку и сушку салона. Поверьте, после длинной русской зимы там набралось достаточно факторов для появления плесени.
Опытный водитель отличается от новичка не только набором знаний, но и реакцией на различные ненормальные симптомы поведения автомобиля: шумы, скрипы, вибрации, запахи. Именно опыт позволяет оперативно, читай, вовремя, отреагировать на «новинку» и быстро решить проблему, не доводя до глобального ремонта. Только так можно сократить существенные траты, а зачастую и вовсе сберечь машину. Что делать тем, кто еще не сталкивался и потому не властен над диагностикой? Читать, интересоваться и не стыдиться спрашивать. За спрос денег, как известно, не берут. А вот за ремонт — очень даже.