Какие автомобили можно купить на американском аукционе

Российский автомобильный рынок меняется стремительно: на место привычных марок и моделей приходят новые и малознакомые
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Меняются и поставщики, и маршруты, по которым автомобили попадают в РФ. Пейзаж, на котором доминировали крупные официальные дилеры международных брендов, становится все более сложным и многообразным, появляются новые игроки, актуализируются старые и забытые или принципиально новые каналы поставок.

Об одном из таких каналов и о продукции, поступающей через него, своими знаниями делится основатель и генеральный директор компании «ДрайвМаркет» Евгений Никишов.

Автовоз
Источник: legion-media.ru

Лукавая статистика

Согласно данным агентства «Автостат», за 2023-й год в РФ было ввезено 1,091 млн автомобилей, причем примерно 76,1% от этого объема пришлось на машины из Китая, 17,4% — на Киргизию, а замыкает «тройку лидеров» Казахстан с 2,2%. При этом, как мы все понимаем, из Китая завозятся в подавляющем большинстве новые автомобили, а из всех остальных стран — машины с пробегом. Если брать только их, то на «официальном» первом месте традиционно и с большим отрывом находилась в 2023-м Япония — примерно 60%, Белоруссия — 14,7% и Южная Корея — 8,7%. США ни в какие статистические таблицы не попали, и причины этого тоже понятны: прямой импорт оттуда в Россию стремится к нулю.

Очевидно, Киргизия, Казахстан и не упомянутая «Автостатом» Грузия в последние годы заняли то «почетное» место, которое в 90-е занимала Литва, чей экспорт подержанных автомобилей в те годы поражал воображение.

Статистика довольно лукавая, поскольку мы продолжаем наблюдать появление на улицах наших городов автомобилей из США, Германии и других стран, которых в статистических отчетах и близко нет. Так что же к нам приезжает из США или как будто не из США?

Автомобиль из США и американский автомобиль

Мало кто обращает внимание на то, что автомобильный рынок в США не равен рынку автомобилей американских производителей, хотя они и играют на нем важную роль. Американский рынок — это своеобразный срез глобального автомобильного рынка, поскольку на нем представлены буквально все марки мира: от Rolls-Royce и Mini до Fiat и Kia. Заметно лишь отсутствие китайских марок, поскольку США по некоторым отраслям все еще ведут с Китаем «торговую войну»: так что китайских заводов нет, и ввозные пошлины варьируются от 27,5 до 100% — импорт становится бессмысленным.

Поэтому сегодня, говоря об «автомобилях из США», мы не будем ограничиваться «автомобилями, произведенными в США».

Автомобилисты стоят в пробке. Америка. Денвер
Источник: AP Photo/David Zalubowski

Самые популярные авто из США

Делать выводы о популярности, не имея достоверного «хит-парада» на основе официальных данных, не слишком благодарная задача, тем не менее, я попробую. Но, чтобы не впасть в измерение «средней температуры по больнице», я предлагаю разделить все ввозимые автомобили на три условных сегмента, основываясь на том предназначении, с которым они приобретаются. Первый — это автомобили, покупаемые из эмоциональных соображений: «красота какая!», «это — легендарная марка» и т. п. Второй — ностальгия: «всю жизнь ездил на “Форде” и ничего менять не собираюсь!» и т. п. И наконец, третий сегмент — престиж.

Повторю, деление условное, для кого-то из вас названная мною модель может оказаться в другом сегменте.

Авто на эмоциях

Здесь не так много сюрпризов, впереди всех — BMW, полный модельный ряд от «трешки» до x7. Да, у концерна нет своих производств на территории США, но есть завод в Канаде и Мексике, которые обеспечивают хорошие цены. Далее — Jeep Wrangler, особенно Rubicon — легендарная проходимость, дизайн, скорость и снимающаяся крыша. Просто идеальная игрушка для мальчиков от 18 до 98 лет. Сюда же отношу Ford F-150 Raptor и его двоюродного брата Ford Ranger Raptor. Среди тех, кто не оглядывается на ценник (поскольку двигатели объемом 5,3 и 6 литров подпадают под введенный с сентября прошлого года запретительный утилизационный сбор на таможне), все еще популярен Cadillac Escalade, но, как мне кажется, сегодня он воспринимается уже как символ «уходящей эпохи».

Я умышленно не отношу сюда автомобили класса «люкс» или антикварные, поскольку спрос на них составляет доли процента.

Авто «на каждый день»

По опыту нашей компании, безусловными лидерами здесь являются Chevrolet Malibu, автомобиль приятный во всех отношениях, который с небольшим пробегом обойдется примерно в полтора миллиона рублей, а также Ford Fusion, который мы привыкли называть Mondeo, и VW Jetta — тоже ваша старая знакомая.

Ford Fusion
Ford FusionИсточник: Ford

За лидерами идут машины «поинтереснее» — Audi A5 или A6 и Honda Accord. Впрочем, американские «Ауди» внешне отличаются от автомобилей, произведенных в Германии, так что нравятся не всем. Замыкают список хитов в этом сегменте хорошо знакомые россиянам Hyundai Sonata и Toyota Camry. Для Camry мы советуем выбирать комплектацию с гибридным 2,5-литровым двигателем.

Перед тем, как продолжить, стоит оговориться, что у нас в стране большой народной любовью пользуются кроссоверы, и цены на них существенно выше, чем на седан на той же платформе. В Америке такого ажиотажа вокруг кроссоверов нет, и обычно разница в цене составляет всего 10−15%.

В Америке нет ажиотажа вокруг кроссоверов, как в России. Эта схема хорошо работает для всех заинтересованных сторон: потребитель получает «почти внедорожник», стоимость которого незначительно превышает стоимость седана, а производитель продает «почти седан» с хорошей наценкой. Таким образом, небольшой кроссовер из США становится выгодной покупкой.

И часть этих кроссоверов по своим параметрам вполне подходит «на каждый день». В первую очередь, речь о таких моделях, как Nissan Rogue и Nissan Rogue Sport, которые знакомы нам как Qashqai и X-Trail соответственно. Сюда же можно отнести Ford Ecosport, производство которого для американского рынка было прекращено в 2022-м году, и на смену которому, следуя моде, пришёл более крупный Maverick.

Авто для путешествий

В этот раздел мы включаем и автомобили для выезда всей семьей на пикник или дачу. И, разумеется, этот список начинается с кроссоверов.

Лидерами являются Audi Q5 и BMW X5 c 2-литровым и Mercedes GLE с 2,3-литровым бензиновыми двигателями, следом идет относительно дорогая в США Honda CR-V с 2-литровым двигателем и Audi Q7/Q8 с мотором в 3 литра.

Toyota Sienna
Toyota SiennaИсточник: Toyota

Почти все менее компактные кроссоверы и «серьезные» внедорожники становятся «жертвами» высокого утилизационного сбора, который я уже упомянул. Тем не менее, ввоз их из США по схеме, на которой я подробно остановлюсь ниже, все равно дает заметную экономию. Здесь мы отметим Subaru Forester и Crosstrek, но особо обратим ваше внимание на Subaru Outback как на очень выгодную покупку и на огромный Subaru Ascent, который продается ненамного дороже, чем Forester. Еще отличный вариант — Toyota Highlander Hybrid с мотором 2,5 литра.

Те, кто возит с собой за город помимо детей и собак снаряжение на все случаи жизни, будут в восторге от Toyota Sienna и от заметно недооцененного у нас, чрезвычайно просторного, семиместного GMC Acadia.

Автомобили, незаслуженно обделенные вниманием

Это, как мне кажется, самый полезный раздел, поскольку наша низкая осведомленность о характеристиках и потребительских свойствах тех или иных автомобилей часто приводит к нерациональным решениям.

В первую очередь, это Acura TLX и RDX, Lincoln Corsair и Nautilus, Alfa Romeo Stelvia и Giulia, Buick Envision, Cadillac XT4/5/6 и уже названный выше GMC Acadia. С некоторой оговоркой сюда же можно добавить Jeep Cherokee с 2-литровым двигателем, но найти его довольно тяжело.

Еще хочу обратить ваше внимание на GMC Terrain и Chevrolet Equinox. Это среднеразмерные кроссоверы, которые можно привезти по цене уже упоминавшейся Lada Vesta.

Volvo XC60 
Volvo XC60 Источник: Volvo

Наш человек привык считать марку Volvo «дедушкиным автомобилем», но это большое заблуждение. Volvo XC60 — настоящий шведско-китайский космолет, который и уютен, и надежен, и выгоден, особенно с АКПП от Aisin и 2-литровым гибридным двигателем.

Особо отмечу ввозимый из Великобритании Land Rover — от Discovery Sport до Range Rover SVAutobiography, и компактные Lexus NX/RX, собираемые как в Канаде, так и в самих Штатах. Сюда же — произведенный в США Hyundai Genesis G70 и G80.

При покупке с аукционов в США все названные модели дают существенную фору близким по смыслу предложениям с российского рынка.

Дисклеймер

Все, что сказано выше, подразумевает соблюдение следующих условий:

  • Автомобиль приобретается на аукционе в США;
  • Возраст его от 3 до 5 лет (если говорить про сейчас, то год выпуска — 2020-й или 2021-й);
  • Пробег не превышает 60−80 тысяч километров.

Замечу, что в 95% случаев это будет автомобиль с бензиновым двигателем, поскольку для легковых автомобилей дизель в США не в почете.

Как купить автомобиль на аукционе в США и не пожалеть об этом

1

Покупайте только у страховых компаний

Причина простая: 100% автомобилей, продаваемых страховыми компаниями, имеют полную историю, включая все регламентные работы и замены масла. Таких участников-продавцов на аукционах примерно треть, и они решают иную задачу, чем автодилеры — просто компенсируют свои потери по страховой премии после ДТП, по непогашенному автокредиту или даже по банкротству. В абсолютном большинстве случаев они не готовят автомобиль к продаже, пытаясь его «приукрасить», за исключением, например, мойки или чистки салона. Поскольку даже замена «дворников» или зеркал — это уже ремонт, и он будет отражен в истории авто.

Собственно, это главная особенность или прелесть американских аукционов — полная прозрачность. Машина страхуется в день покупки, ибо так принято, и страховая знает о ней всё. Любое ДТП с таким автомобилем «светится» во всех базах.

2

Внимательно изучайте все документы по автомобилю, обращая внимание на его местонахождение

Об этом можно написать целую отдельную статью. Может встретиться документ о том, что автомобилю запрещен выезд из США, что в поставке от него нет ключей, что он не находится на стоянке аукциона, а прибудет туда через 30 дней и так далее. В норме авто должно в момент покупки уже находиться на площадке аукционного дома, а в идеале — на Западном или Восточном побережье. Это заметно повлияет на стоимость доставки.

3

Внимательно изучите все представленные фото, особенно фото дефектов

Если фото низкого качества и не дают представления об имеющихся повреждениях, лучше заказать дополнительный осмотр специалистами аукциона. Особое внимание — на повреждения или дефекты ходовой части и силовой установки. В случае если машина побывала в наводнении или тонула в водоеме, настоятельно рекомендуем отказаться от покупки. У таких автомобилей в карточке будет пометка Flood. Особенно это актуально для автомобилей марки BMW. Поведение электрики и электроники такой машины в будущем — непредсказуемо, а что такое современный автомобиль с неработающей электроникой? Американцы с такими машинами не церемонятся, их цена сразу сильно падает, и кого-то это может соблазнить. Мы такие машины не поставляем в принципе, за исключением случаев, когда клиент готов «сыграть в рулетку». Тогда мы автомобиль привезем, но без годовой гарантии, которая стандартно дается на все поставляемые нами авто.

Отдельно замечу, что при выборе автомобиля следует учитывать психологию восприятия. Чем страшнее выглядит дефект и чем проще он устраняется, тем выгоднее будет приобретение такого автомобиля. Звучит немного контринтуитивно, но работает отлично. Поясню на примере. Вот машина, на капоте которой огромная вмятина, нецензурные надписи и следы от открывания капота консервным ножом. Выглядит ужасно, устраняется элементарно. Но есть нюансы. Вот машина, у которой на капоте маленькая дырка от пули, в Америке такое случается. Мы не знаем, по какой траектории прошла пуля, и задела она или не задела «жизненно важные органы» автомобиля. Если продавец таких сведений не предоставил, лучше не рисковать.

4

Обратите внимание на дату выпуска

В США возраст автомобиля отсчитывается со дня первой продажи, а на российской таможне — с месяца изготовления. Это может привести к осложнениям, если, скажем, автомобиль был продан в 2020-м, а произведен — в начале 2019-го.

Относитесь с подозрением к автомобилям, у которых:

  • менялись идентификационные номера, например, VIN: возможно, он побывал в угоне, и его эксплуатация в США стала невозможной. Не исключено, что с таким автомобилем возникнут сложности при пересечении границ, а ведь их будет несколько;
  • были повреждения системы охлаждения: может быть, силовая установка уже была «в перегреве» до попадания на площадку аукциона, и, хотя машина формально исправна, будущий срок её службы уже под вопросом;
  • есть данные о прежних сделках на этом же или других аукционах: чаще всего это будет означать, что авто уже побывало в ремонте, но нового владельца оно чем-то не устроило, и снова попало на аукцион.
Mazda MX-5
Источник: Mazda

Автомобиль — мечта

Самый часто задаваемый мне вопрос: привозил ли я в Россию Bugatti, Ferrari, Lotus и прочие автомобили мечты. Названные пока не попадались, но попадались другие, не менее интересные.

В истории нашей компании есть Mazda MX-5 за 2,6 миллиона рублей, трехлетний Ford Mustang за 3,1 млн, великолепный трехлетний Chevrolet Camaro 2020-го года выпуска за 2,8 млн рублей, Range Rover Westminster возрастом 2 года 10 месяцев за 8,4 (на рынке РФ в тот момент стоивший от 11 млн) и трехлетний Jaguar F-Type Cabrio с пробегом в 25 тысяч километров за 5 миллионов (в РФ оцененный в 6−6,5 на тот момент).

Резюме

В сложившихся условиях приобретение автомобиля с пробегом на аукционе в США является рациональным и оправданным, даже учитывая, что поставка может занять до трех месяцев. При разумном подходе и бережливом отношении вы сможете купить удобный и надежный автомобиль, попользовавшись которым в течение двух или трех лет, перепродадите за те же или большие деньги. Но есть одно существенное «но».

Jaguar F-Type P300 Convertible
Jaguar F-Type P300 Convertible Источник: Jaguar Land Rover

Гражданину РФ или российскому юридическому лицу никто на аукционе в США ничего не продаст. И прицениться не удастся, поскольку даже результаты состоявшихся сделок скрыты. Посмотреть можно цены Buy Now — в случае, если продавец готов отказаться от участия в аукционе при получении указанной фиксированной суммы, а напротив остальных позиций будет ноль.

Поэтому вам придется либо самому установить контакт с надежным профессиональным участником таких аукционов, либо обратиться в российскую компанию, которая этой дорогой прошла до вас.