В отличие от Nissan Juke, модель Qashqai создавалась вне всяких рисков. Ее успех был выверен и просчитан математически, как механизм часов Seiko. Автомобиль был одним из главных бестселлеров компании на протяжении вот уже 18 лет. Недорогой, надежный, удобный и… довольно пресный. Третье поколение, вышедшее в 2021 году, уже старалось предстать яркой индивидуальностью, однако реноме модели удерживало его от смелых дизайнерских экспериментов. И вот настал 2024 год, и что-то случилось.
А случилось вот что. Японский автопром в целом переживает не лучшие времена. Тяжелый шлейф ковидного кризиса, лишь подчеркнувший внутренние проблемы японских гигантов (кроме, пожалуй, неубиваемой во всех смыслах Toyota), требовал свежих решений. Не настолько радикальных, как облик Honda Civic, но привлекающих внимание потенциального покупателя. Толкаться на ставшем вдруг тесным европейском рынке, биться с сильными конкурентами в США нужно, идя на риск. В этой парадигме экстерьер обновленного Qashqai — весьма сильный козырь в умелых руках. Яркий кроссовер в бюджетном сегменте… ничего не напоминает?
Напоминает. Причем настолько, что новенький Nissan с непривычки можно перепутать с каким-нибудь бюджетным кроссовером родом из Поднебесной. Но все совпадения случайны. Это совершенно другой по духу и исполнению автомобиль. Хотя бы потому, что Qashqai — чистокровный европеец. Создан в Европе, производится там же и продается в Старом и Новом свете в изрядных объемах. И стоит дороже — от 34 000 до 50 000 евро в максимальной комплектации.
Что нового в его облике? Если судить по документации, изменений кот наплакал: изменили радиаторную решетку, чуть переделали адаптивные светодиодные фары, добавили анимацию в «поворотники» и слегка изменили формы бамперов. На деле же новый образ машины стал более дерзким. Новая радиаторная решетка, будто собранная из отдельных — не самое оригинальное решение в 2024 году, но выполнена очень эффектно. Она — главное отличие от дорестайлинговой версии и сильно освежает внешний вид машины.
В профиль изменений еще меньше, но они следуют общему тренду в автодизайне. Расширители арок окрашены в цвет кузова, и это делает внешний вид машины более цельным. Видимо, в ближайшие пару лет мы будем наблюдать тренд на избавление от мелких контрастных деталей, молдингов и вставок. Это, к примеру, уже произошло с новым BMW X3. Ну и общая тенденция на увеличение размерности колес здесь тоже не оставлена без внимания: в топовом исполнении кроссовер гордо стоит (или едет) на дисках в 20 (!) дюймов. Красиво? Безусловно. Практично? Нисколько. Такая красота потребует от владельца финансовых жертв: на неприлично дорогие шины, на регулярную правку и ремонт дисков.
Впрочем, сев за руль Qashqai в топовой комплектации, вы слово «бюджетный» сначала забудете, а потом вспомните снова. Забудете, потому что вас будет окружать алькантара, еще лет десять назад считавшаяся атрибутом исключительно дорогих машин. Она повсюду: на приборной панели, в дверных картах, ей обшит подлокотник. А вспомните, потому что гулкие пластиковые подстаканники и ниши для мелочевки в дверях еще не раз напомнят вам о том, что здесь сэкономили. А тот же подлокотник не регулируется ни по высоте, ни по выносу. Такие вот компромиссы. Хорошо, что решили не экономить на анатомической формы кожаных спортивных креслах с электрорегулировками.
Изменения в электронной начинке логичны и ожидаемы. Новая медиасистема, интегрированная с Google и голосовым управлением большинства периферийных систем, например, кондиционера. Основные вкладки вызываются несколькими физическими кнопками под экраном. Мультируль обзавелся новой клавишей «профиль» — это отдельное настраиваемое меню, в котором можно выбрать те системы помощи водителю, что вам нужны, сохранить и активировать их во время движения двумя нажатиями. Есть четыре разъема Type-C и беспроводная зарядка. И, конечно, камеры по кругу, которые обеспечивают обзор на 360 градусов и даже позволяют «заглядывать» под капот. Есть и цветной проекционный дисплей на лобовом стекле. В целом, автомобиль цифровизирован с лихвой. И это еще не самая главная инновация Nissan Qashqai e-Power. «Фишка» этой версии кроссовера — в силовой установке.
На выбор кроссовер предлагается с несколькими комбинациями моторов, коробок и приводов, но хочется остановиться на версии e-Power, которая предлагается в топе. Это интересное и пока еще очень редкое решение. Оно представляет собой «чистый» гибрид: колеса приводятся в движение электромотором мощностью в 190 л.с., а полуторалитровый трехцилиндровый мотор работает исключительно как генератор. Смысл в том, что система сама отслеживает потребность автомобиля в энергии и держит двигатель в оптимальном режиме. Хватает заряда от аккумуляторной батареи — ДВС молчит. Требуется подзарядка или автомобиль активно набирает скорость — бензиновый мотор запускается и работает на тех оборотах, которые нужны для выработки электроэнергии. При высокой нагрузке бензиновый двигатель передает свою энергию напрямую на электромотор, что заметно по высоким оборотам, но благодаря хорошей шумоизоляции — в отличие от Juke — это никогда не становится раздражающим.
Водителю остается выбрать тот режим, в котором ему комфортнее ехать: в стандартном режиме Drive рекуперация осуществляется лишь при торможении, в режиме Eco электромотор начинает работать как второй генератор, едва вы отпустите педаль газа. Наконец, есть режим e-Pedal, впервые опробованный на Nissan Note второго поколения. В этом случае вы вообще не пользуетесь педалью тормоза, автомобиль замедляется с той интенсивностью, с которой вы отпускаете педаль газа. Непривычное ощущение на первых порах, но осваиваешься быстро, и тормоз нужен только в случае экстренного торможения.
В повседневной эксплуатации эта система работает идеально. Привод e-Power предоставляет такие преимущества электродвигателя, как мгновенный отклик, высокий крутящий момент с места и ощущение управления одной педалью. В то же время в вашем распоряжении большая дальность хода, характерная для бензиновых автомобилей. Даже спортивный стиль вождения в горах не дает расход выше 6,1 л/100 км, что для довольно крупного кроссовера является отличным показателем. Таким образом, можно без труда проехать более 600 километров, а заправка — как обычному бензиновому автомобилю.
Еще одно преимущество: с помощью кнопки «E» можно перевести Qashqai в чисто электрический режим. Это делает серийный гибрид очень интересной альтернативой сугубо электрическим автомобилям. Причем надо понимать, что это еще не предел возможностей, ведь двигатель, используемый в Qashqai e-Power, разработан для того, чтобы передавать момент на колеса, со своими плюсами и минусами.
Здесь не надо быть провидцем, чтобы понять: система e-Power в моделях Qashqai и Juke — своего рода «первая ласточка», проба пера. Разорвав связь между мотором и колесами, Nissan, скорее всего, в следующем поколении заменит ДВС на другой, от которого не требуются быстрый отклик, надежность в широком диапазоне оборотов и способность раз за разом переносить резкие ускорения. Его сменит мотор, специально разработанный как генератор, главной задачей которого будет энергоэффективность и стабильная, тихая работа по выработке электроэнергии. К слову говоря, это скажется положительно не только на экономичности и экологичности, но и в целом на надежности автомобиля. Таким Nissan видит будущее.