На машине к морю: плюсы и минусы летнего автопутешествия

Корреспондент «РГ» отправился на автомобиле из столицы на черноморское побережье и на личном опыте оценил все прелести и сложности дальней дороги

«Пробки» в нагрузку

«Ой, зачем же вы к нам на машине поедете? Тут же такие пробки,» — с нескрываемой тревогой восклицали мои сочинские знакомые в начале июня, когда я приехал в столицу зимней Олимпиады-2014 в короткую командировку и поделился планами вернуться уже надолго и на авто.

Пробка на МКАД
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Причина их плохо скрываемого испуга стала понятна по пути «туда» после промежуточной ночевки в Краснодаре. На маршрут в 400 км навигатор щедро отводил 10 часов. И, к сожалению, не подвел — рассчитал дорогу очень точно.

Так что, выбрав поездку на автомобиле, первым делом настройтесь, что пробок на побережье будет много, а маршруты объезда чаще всего не предусмотрены. Поэтому просто запоминаем, что средняя скорость 35−40 км/ч на побережье с его горными серпантинами — это норма. А дорога из центра Сочи до Олимпийского парка занимает 1,5−2 часа. Впрочем, до этих мест еще надо добраться. А чтобы это сделать — хорошо подготовиться.

Вместимость и комфорт

Главный секрет успеха дальнего путешествия, конечно, сама машина. Нам для теста достался флагман «китайского Volvo» — переживший в этом году рестайлинг Geely Monjaro в топовой комплектации Exclusive. Машина, уже освоившаяся на российских дорогах и попавшая во все возможные чарты продаж в своей категории.

Багажник автомобиля набитый вещами
Источник: Freepik

С вместимостью — одной из ключевых характеристик машины в большом путешествии — вопросов никаких. Багажник с солидным объемом в 562 литра «проглотил» и не заметил два больших чемодана и позволил нагрузить остальное пространство сумками поменьше. А если прибавить к этому дополнительное пространство между багажным полом и «докаткой», то загрузить этот кроссовер можно действительно основательно и без ущерба для комфорта пассажиров.

Эргономика салона, качество материалов, удобство сидений (тут отдельное спасибо китайским товарищам за комбинированную отделку из приятной кожи и замши, которая в нашем климате выглядит наиболее практично и уместно) тоже полностью соответствуют премиальному сегменту. Из недостатков можно выделить разве что слишком чувствительные датчики спереди, без повода противным писком возвещающие об опасном сближении в пробках. И невозможность полностью отключить обдув в отдельных воздухозаборниках, что довольно важно для чувствительных к кондиционерам граждан.

Geely Monjaro багажник
Источник: Авто Mail

Но на этом минусы, по сути, заканчиваются. И компенсируются жирными плюсами — ходовыми качествами кроссовера. 2-литровый двигатель с турбонаддувом в 238 лошадиных сил разгоняет эту 2-тонную громадину до 100 км/ч всего за 7,7 секунды — такой прыти достаточно, чтобы уверенно чувствовать себя на любом обгоне. Расход топлива, с учетом мощности, разумеется, тоже немаленький, но приемлемый — около 10 литров на 100 км по трассе и порядка 13 литров в реальных городских условиях.

Адаптивный круиз-контроль работает предельно четко и здорово помогает сэкономить силы, а многочисленные электронные помощники, которыми снабжена «эксклюзивная» версия авто, минимизирует участие водителя в процессе. Одним словом, долгое путешествие на «заряженной» современной машине только подчеркивает ее достоинства.

Тише едешь

Основная часть пути к Черноморскому побережью проходит по трассе М4. Выезжая на нее, настойчиво рекомендую запастись транспондером. И дело даже не в экономии — скидку дают только «местные» девайсы, тогда как приобретенные на других платных трассах тарифы не уменьшают. А общая сумма в 5000 рублей «в один конец» в любом случае не должна пугать.

Главное удобство транспондера — беспрепятственный проезд через пункты взимания платы, коих на М4 великое множество. Из-за того, что платные участки постоянно перемежаются с «обычными», шлагбаумов на пути вам встретится целых 40 — по 20 на въезд и выезд с платных участков. Нетрудно посчитать, что если брать у каждого пункта билетик и затем оплачивать очередные 200−300 рублей, то надо заложить на дорогу лишний час.

Платная трасса
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

К некоторой лоскутности трассы стоит добавить жесткие скоростные ограничения — больше половины маршрута проходит под знаками «не более 90 км/ч» и камерами контроля, заботливо расставленными через каждые 5−10 километров. Прибавить газу в рамках закона получится разве что в Воронежской области и на новеньком объезде Аксая, пригорода Ростова-на-Дону.

Качество дорожного полотна тоже довольно сильно отличается, но в целом вполне достойное. И позволяет за световой день без особых страданий совершить перегон в 1200—1300 км. Хотя более новые и современные платные дороги, построенные России за последние годы, для автопутешественников выглядят комфортнее видавшей виды и плотно загруженной М4.

На ночь глядя

Пожалуй, единственное, над чем действительно стоит хорошенько поработать на таком востребованном туристическом направлении — придорожная инфраструктура. Мало кто решится ехать в тот же Сочи или Крым без промежуточной ночевки. Мотелей и мини-гостиниц, особенно в Ростовской области и Краснодарском крае, вдоль М4 не то чтобы мало. Но в большинстве своем это варианты, скажем дипломатично, не на взыскательного клиента.

Приборная панель автомобиля в машине ночью
Источник: Freepik

Поспать несколько часов за 3−5 тысяч рублей можно, но не более. В категории «выше среднего» предложений явно недостаточно, а сетевых гостиниц с понятными стандартами и уровнем сервиса на трассе не найти вовсе. Тут уместно покивать на опыт той же Франции, где по всей стране есть сразу несколько сетей недорогих придорожных мотелей, в которых можно остановиться без опасений за их качество и уют.

Вторая потенциальная «точка роста» — заправки, которые на трассе выполняют роль далеко не только места, где можно залить топливо в бак. Чистые туалеты в большом количестве, магазинчики и кафе с выбором блюд поинтереснее хот-догов и сэндвичей, детские площадки и беседки — все эти блага цивилизации явно востребованы, но на М4 пока представлены минимально. Так что выбирать места для «пит-стопов» тоже лучше осознанно и заранее, ориентируясь на отзывы побывавших в этом месте коллег-автомобилистов.

АЗС
Источник: Natalya Filina / legion-media.ru

Резюмируя, поездка к морю на автомобиле — достойная альтернатива чуть более традиционным поездам и самолетам в плане комфорта, к тому же достаточно бюджетная. Общие затраты на путешествие из Москвы в Сочи и обратно составят в среднем 40 тысяч рублей, из которых 10 тысяч — платные дороги, 20 тысяч — расходы на топливо (из примерного расчета расхода 10 литров 95-го бензина на 100 км пробега и общего расстояния в 3500 км) и 10 000 рублей за две «промежуточные» ночевки, не считая питания в дороге.

Юрий Зубко