В 2021 году чешская «дочка» концерна Volkswagen, по данным Ассоциации европейского бизнеса, реализовала на российском рынке 90 443 автомобиля. Это на 4,4% меньше, чем годом ранее, а сам результат позволил компании занять шестое место в общем зачете продаж в России, уступив Toyota (97 941 ед.) и чуть обогнав родственный Volkswagen (86 108 ед.). В 2022 году было продано уже лишь 18 299 новых машин, а в прошлом году дилеры отгрузили всего 1 774 «Шкоды». Сделаем пометку, что речь идет о дилерских продажах.
Большинство продаваемых до 2022 года на нашем рынке автомобилей Skoda производилось на площадках в Калуге и Нижнем Новгороде. После приостановки производства концерн Volkswagen продал все свои российские активы и покинул наш рынок. Веб-сайты VW и Skoda больше не работают, а бывшие дилеры, как и многие другие, переключились на китайские марки, лишь изредка поставляя «санкционные» чешские автомобили по параллельному импорту. Какие именно?
Экс-бестселлер Skoda Rapid, который составлял почти половину (около 42 тысяч реализованных машин в 2021-м) продаж марки в России, новым сегодня купить практически нереально, ведь конкретно этот лифтбек производился только у нас и был своего рода эксклюзивом рынка ЕАЭС. Дилерские новые машины давно закончились, остается лишь надеяться на объявления частных продавцов.
Один такой Rapid с заявленным пробегом 90 км продается в Краснодарском крае. Машина начала 2022 года выпуска в хорошей комплектации (климат-контролем, обогревом руля и задних сидений) с 1,6-литровым 110-сильным «атмосферником» и шестиступенчатым «автоматом» оценивается в 2,35 млн рублей.
Есть в продаже еще один Rapid, но не лифтбек, а седан для рынка Китая. Модификация для Поднебесной, помимо внешности, отличается от нашей еще интерьером, более простыми материалами отделки, а также немного техникой. Вместо 1,6-литровой безнаддувной «четверки» китайские машины оснащаются полуторалитровым агрегатом мощностью 112 л.с. Шестиступенчатый «автомат» тот же.
Один частный продавец предлагает белый автомобиль 2023 года. Оснащен этот Rapid небогато — у него пластиковый руль, который не регулируется по вылету, нет «теплых» опций, зато есть люк. Цена у этого бюджетного автомобиля не очень «бюджетная» — 2,4 млн рублей.
Лифтбек Skoda Octavia представлен у продавцов в чуть более широком, но все равно достаточно скудном ассортименте — всего около полутора десятков автомобилей. Все они из Китая, где под именем производятся на мощностях СП SAIC-Volkswagen в городе Нинбо провинции Чжэцзян. Кстати, в этом же городе находится инновационный центр и один из заводов Geely.
Среди них нашелся один экземпляр предыдущего поколения А7, но с пробегом 176 км. Да, до 2023 года в Китае параллельно продавались машины двух поколений — А7 и А8. «А-седьмая» из Китая несколько отличается от глобальной модели, знакомой нам.
Спереди она практически неотличима от «нашей», но ее выдает одна деталь — круглые линзы в фарах. На европейских машинах они прямоугольные. А корма у китайской «Октавии» совсем другая. Полуторалитровая Octavia A7 (113 л.с. и тот же «автомат») почти без пробега стоит 2,5 млн рублей.
Автомобили поколения A8 продаются в Поднебесной под именем Octavia Pro. Представленные в России экземпляры оснащены 1,4-литровыми турбомоторами мощностью 150 л.с. Коробка передач — семиступенчатый «робот», а привод — передний. В зависимости от продавца и комплектации цены варьируются от 3 до 3,8 млн рублей.
Крупный лифтбек Skoda Superb также можно купить в нашей стране прямо сейчас. Правда, в наличии всего около пяти автомобилей 2023−2024 годов выпуска — тоже из Китая. Один из них оснащен младшим 1,4-литровым турбомотором, а остальные — двухлитровым агрегатом, развивающим 186 л.с. Все машины с передним приводом и «роботом».
Цены на китайские «Супербы» начинаются от 3,55 млн рублей за 150-сильный экземпляр. Самый дорогой автомобиль в очень неплохой комплектации (вентиляция и обогрев сидений, панорамная крыша с люком, память сидений) оценивается в 4,6 млн рублей.
Открывает «кроссоверный» модельный ряд автомобилей в наличии компактный бюджетный паркетник Skoda Kamiq. Эта модель ранее не была широко известна в нашей стране, так как никогда у нас не продавалась. Более того, существует два вида автомобилей с таким именем. В Европе это самый маленький в линейке кроссовер, построенный на более современной платформе MQB-A0, которую делит с хэтчбеком Scala.
Европейскому Kamiq положены и турбомоторы, и «роботы», и различные «продвинутые» опции вроде электронной приборной панели и так далее. Правда, сзади у него полузависимая балка и, соответственно, только передний привод.
А в Китае Skoda Kamiq появилась еще раньше в виде более крупного и откровенно бюджетного автомобиля, построенного на устаревшей платформе PQ25. Грубо говоря, это «приподнятый» китайский Rapid, в арсенале которого лишь атмосферный полуторалитровый безнаддувный двигатель мощностью 109−112 л.с. и шестиступенчатый «автомат». Привод также только передний. Угадайте, какой из двух «Камиков» продается сейчас в России.
Угадали. Цены на эти машины расположились в диапазоне от 2,5 до 3 млн рублей. В наличии не более десятка автомобилей, среди которых есть парочка Kamiq GT. Это более «агрессивная» модификация паркетника, которую дизайнеры, похоже, задумывали как купеобразную. Однако невооруженным глазом отличить обе машины в профиль получится не с первого раза. Зато у GT чуть другой внешний декор.
Skoda Karoq, который до начала 2022 сходил с конвейера ГАЗа в Нижнем Новгороде и был второй по популярности моделью чешской марки в России, тоже производится в Китае. Местный кроссовер на 50 мм длиннее европейского, у него немного отличается оснащение, а также там он предлагается только с передним приводом и 1,4-литровым двигателем мощностью 150 л.с. с семиступенчатым «роботом». В наличии буквально пара машин в ценовом диапазоне от 3,4 до 3,7 млн рублей.
У одного «частника» нашелся Karoq еще российского производства без пробега. Продавец утверждает, что 150-сильный переднеприводный паркетник 2021 года не стоял на учете, но имеет кузовной ремонт — во время разгрузки с автовоза была повреждена багажная дверь, дилер заменил ее до продажи. Стоит этот автомобиль 2,83 млн рублей.
Наконец, линейку Skoda замыкает семейный Kodiaq. До 2022 года он занимал третье место по продажам чешских машин в России. Сегодня в наличии около полусотни «Кодиаков» сразу из трех разных стран. Большинство машин из Китая, есть несколько экземпляров чешской сборки, а также машины из Казахстана! Они с недавнего времени производятся там небольшими партиями на заводе в Усть-Каменогорске. У китайских автомобилей VIN начинается на L, у чешских — на TM, а у казахских — на MX.
Все представленные Kodiaq оснащаются разной степени форсировки (180−220 л.с.) двухлитровыми бензиновыми силовыми агрегатами и имеют полный привод. Коробка передач — семиступенчатый «робот». Цены начинаются от 4,5 млн рублей и доходят до 5,55 млн рублей. В продаже также есть несколько купеобразных Kodiaq GT из Китая, которые являются эксклюзивом для местного рынка.
Как мы видим, проблема высокой конечной стоимости «параллельных» машин особенно остро стоит для представителей массового сегмента, а в наибольшей степени — для бюджетных автомобилей. Простенький китайский Rapid с учетом растаможки, доставки и какой-никакой прибыли дилера обходится, страшно подумать, почти в 2,5 млн рублей! С такой стоимостью называть его бюджетным становится все сложнее и сложнее.
Для покупателей подобного класса автомобилей такое удорожание особенно болезненно, ведь речь идет не о дорогих спорткарах, потенциальные владельцы которых будут готовы купить их и вдвое дороже, лишь бы ими завладеть. Эти автомобили на то и «народные», чтобы быть доступными для широких масс, но с такими расценками свою «народность» они теряют и становятся не очень интересными обывателю. Тем более, когда наш рынок наполнили китайские автомобили, которые за аналогичную (или даже меньшую) стоимость предложат нечто большее, чем слабенький «атмосферник» и абсолютно аскетичный интерьер с минимумом опций. Обыватель судит по обертке.