Ремень безопасности: о чем стоит помнить каждому пассажиру

Вот уже пятьдесят лет, как автомобили оснащаются ремнями безопасности
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Согласно правилам дорожного движения, каждый, кто находится в салоне машины во время движения, должен быть этим самым ремнем пристегнут. Единственное исключение — транспортное средство с завода ремнем безопасности не оснащено. Таких на дорогах уже немного, поэтому — каждый.

Почему не пристегиваются? Тут есть целый список наиболее популярных причин: кому-то давит, а другим — одежду пачкает. Некоторые до сих пор уверены, что SRS Airbag ремень заменяет. Одним словом, не пристегиваются.

Зачем нужен ремень безопасности

Ремень безопасности
Источник: Volvo

В случае резкого удара именно ремень безопасности сдерживает резкий «кивок» вперед и удерживает человека в кресле, спасая от тяжелейших последствий. При столкновении на разрешенной скорости — 90 км/ч — миска, стоящая на задней полке, способна пролететь весь салон и пробить навылет лобовое стекло. Как, кстати, и сидящий на переднем кресле непристегнутый пассажир.

Травмы заднего непристегнутого пассажира опасны не меньше: среднего телосложения человек, сидящий сзади, при столкновении на описанной выше скорости с впередиидущим автомобилем, способен весом своего тела, помноженным на ускорение, сломать переднее кресло. Вырвать его из пола. Считающим себя мастерами шоферского дела стоит напомнить, что на российских дорогах более 50 миллионов автомобилей, каждый из которых управляется живым человеком. Человеком, которому свойственно совершать ошибки. Человеческий фактор, знаете такой?

Правильное использование ремня безопасности в случае ДТП снижает вероятность гибели и получения травм для водителя и пассажира переднего ряда на 50%, а для населения «галерки» — на 25%. При перевороте ремень повышает вероятность выжить в 5 раз.

Какие бывают ремни безопасности

Двухточечный ремень безопасности
Двухточечный ремень безопасности Источник: Mercedes-Benz

Наши родители еще вспомнят двухточечные, так называемые «поясные» ремни безопасности, но толку от них было немного: они спасали только при мелких авариях, а при сильном столкновении иногда разрубали человеческое тело на две половины. Поэтому современные машины оборудованы трехточечным ремнем. А спортивные — и вовсе, четырехточечным.

Кстати, о профессионализме шофера: пенализация в гонках за не пристегнутый ремень автоматически делает неактуальным продолжение борьбы за пьедестал. Если уж профессионалы, положившие жизнь на алтарь автоспорта, пристегиваются, может и нам, простым водителям и пассажирам, стоит?

Как работает ремень безопасности

Ремень безопасности и подушки
Источник: Volvo

Ключевой момент, который действительно важен: SRS — она же Supplemental Restraint System — дословно переводится на русский язык как «дополнительная система безопасности». Дополнительная к ремню безопасности. То есть подушка и ремень действует в тандеме, а не по отдельности, как считают многие. В то же время, срабатывание «эйрбэга» никак не зависит от наличия защелки ремня в специальном гнезде: подушка срабатывает, когда специальное, механическое, к слову, устройство с шариком на пружинке замыкает цепь от сильного удара, передавая разряд на пиропатрон подушки безопасности.

Вылетает airbag на встречу с пассажиром или водителем на скорости около 300 км/ч.

Если находящийся в салоне в этот момент не был пристегнут и летит навстречу подушки — то и шею сломать может. А вот если повис на ремнях, то подушка просто поддержит, смягчив рывок. В момент аварии ремень защелкивается, в сматывающемся устройстве тоже есть свой «патрон», так что после ДТП его придется заменить. К слову, у того же Mercedes в момент аварии срабатывают все ремни, а не только те, что были задействованы.

Когда нужно пристегиваться ремнем безопасности

Нильс Болин — инженер, изобретатель трёхточечного ремня безопасности.
Нильс Болин — инженер, изобретатель трёхточечного ремня безопасности.Источник: Volvo

Всегда. Лучший вариант — когда только сели в машину. В худшем случае — когда водитель повернул ключ в замке зажигания. Но не позже. Согласно правилам дорожного движения — главному сборнику законов на российской дороге — а точнее пункту 2.1.2, управляя транспортным средством, водитель должен быть пристегнут, а также он не должен перевозить непристегнутых пассажиров. За интерпретации, пробелы в памяти и различные технические изощрения в этом вопросе Кодексом об Административных Правонарушениях Российской Федерации, статьей 12.6, предусмотрено наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей.

Почему ремень безопасности не застегивается

Ремень безоапасности
Источник: Mercedes-Benz

Ремень безопасности, как и любой другой узел автомобиля, имеет свойство со временем приходить в негодность. Также возможны и механические повреждения: ремень закрутился, не был свернут, а замок попал между порогом и закрывающейся дверью. И был поврежден. Впрочем, гораздо чаще причина кроется в куда более прозаичной области: ремень надо застегивать корректно, а не как придется. Если распутать перекрутившиеся стропы и произвести все необходимые действие аккуратно, в том числе перевернув замок, ремень застегнется. Механизм сверхнадежен, а реальный его ресурс слишком велик, чтобы быть израсходованным.

Почему ремень безопасности пачкает одежду и как с этим бороться

Пристегнутый ремень
Источник: Freepik

Как ни странно, но ремень тоже пачкается: пролитый кофе, газировка, кетчуп и соус от шаурмы, а также вековечные слои пыли, летящие из окна, имеют свойство накапливаться, создавая однажды условия для отказа от дальнейшей эксплуатации. Что делать? Да просто помыть: на мойках, СТО и других сервисах такая услуга распространена.

Ремень вытягивают до конца, заливают специальными составами, а потом промывают под большим давлением водой. Дальше надо дать хорошенько просохнуть и можно будет пользоваться. Ничего удивительного и сложного, а, главное, дорогого: в Москве такая операция стоит около трех тысяч рублей. Предполагаю, что можно и дешевле найти — было бы желание. Кстати, отмытый ремень будет куда бодрее и быстрее «собираться» в свою катушку.

Как дорожная камера фиксирует ремень

Штраф за непристёгнутый ремень безопасности
Источник: Авто Mail

Комплексы фотовидеофиксации на российских дорогах начали фиксировать непристегнутые ремни безопасности, массово рассылая россиянам штрафы. Можно, конечно, и оспорить попробовать, но фотография, будем объективны, уж слишком подробно и безапелляционно подтверждает нарушение: на ней прекрасно видно, что водитель или пассажир, а иногда и вместе, забыли про безопасность. Каков алгоритм фиксации нарушения? Ремень должен проходить через плечо и по диагонали пересекать футболку. Камера настроена именно на плечо: если пассажир имеет свойство пропускать ремень под рукой — штраф будет выписан. Но и в аварии, при таком «ношении» ремня безопасности, помощи от него ждать тоже не стоит.