Автомобили Lada предлагаются официальными дилерами в Белоруссии дешевле, чем в России. Разница в ценах достигает 400 тыс. рублей. О том, почему своим согражданам российский «АвтоВАЗ» продает машины дороже, чем иностранцам, — в материале «Газеты.Ru».
![Дилер Lada Sport Дилер Lada Sport](https://resizer.mail.ru/p/3db18f9c-8dc9-55b1-9a9b-4ae7e0fcaaa0/AQAB6aiLECIwvH9lbH5fyGPHMq-ngQQdNDG1FnEAWTUniRGY5QVj8grDFZBzolpkNvC6WRGm4fDiztukMGlsTJfZDTQ.jpg)
Седан Lada Vesta в версии Comfort с кодом комплектации GFL11−25U-B1 у дилера в Минске предлагается по цене от 44,4 тыс. белорусских рублей (1,2 млн российских). В России эта машина с тем же кодом комплектации стоит 1,5 млн рублей. Об этом свидетельствуют прайс-листы официальных дилеров Lada в соседнем государстве и официальные рекомендованные цены на российском сайте «АвтоВАЗа», которые сопоставила «Газета.Ru». Таким образом, белорусским покупателям Vesta обходится почти на 300 тыс. российских рублей дешевле, чем россиянам.
Универсалы Vesta SW Cross в исполнении Life стоят в Белоруссии 54,5 тыс. белорусских рублей (1,49 млн российских), сообщили дилеры корреспонденту «Газете.Ru», обратившемуся за покупкой такой машины. В России цены на ровно такой же автомобиль стартуют с отметки в 1,87 млн рублей — на 380 тыс. рублей дороже.
![Дилер Lada Дилер Lada](https://resizer.mail.ru/p/ac935d44-4f1b-5936-88cd-53d79b8eab5c/AQABiK92B_Z520hPXOhPc8exQu8_ecr6p5ZDJA8NJe4vNZGrMj9_BdRpIF5ScyAmLhyw77MLDT5QRRkcx3y0JtdGb74.jpg)
Таким образом местная стоимость за версию Vesta с всего лишь пластиковым обвесом показывает наибольшую разницу в российских и белорусских ценах Lada.
Lada Largus и Granta
Аналогичная ситуация и с другими машинами российского автогиганта. Так, стоимость универсала Lada Largus в Белоруссии составляет 52,2 тыс. белорусских рублей (1,43 млн российских). В России такие автомобили официальные дилеры готовы отдать за 1,66 млн рублей, что на 230 тыс. рублей дороже.
Лифтбэк Lada Granta стоит в соседней стране минимум 33,9 тыс. рублей (928,3 тыс. российских). В России этот автомобиль оценивается минимум в 1,02 млн рублей.
![Lada Lada](https://resizer.mail.ru/p/a2ad0eb4-205f-5f86-8d14-5f482b1004b7/AQABBprCgRxxzKMcabm3LmejPuKG9fAUupEjkGb6aakxa6j7wDbiVwMu62S9kWQD5a3Em2HL5lomeUL6OqVz2xG1B6Y.jpg)
Кому нужна Lada в Белоруссии
По итогам 2023 года общий объем продаж на белорусском рынке новых легковых автомобилей составил 21,6 тыс. единиц.
Тогда в соседней стране было реализовано почти 3,8 тыс. новых Lada. Самой популярной вазовской моделью в Белоруссии в 2023 году стала Granta, которая разошлась тиражом в 954 экземпляра. Также за год там было продано 754 Lada Vesta, 517 Niva Legend, 240 Largus и 203 Niva Travel.
Конкуренция выше
Белорусский автомобильный рынок в 2024 году показывает значительный рост, и в этих условиях выглядит оправданным предложение низких цен на автомобили, чтобы увеличить свою долю, объясняет «Газете.Ru» директор минской компании «Автоцентр Север» (один из трех дистрибьюторов Lada в Белоруссии) Тимур Валиуллин.
![Lada Vesta Sportline Lada Vesta Sportline](https://resizer.mail.ru/p/62e7f327-a85c-5493-9975-863fa93d3760/AQAB4sQJze4mjjeHRqUEeu2t3t1tcXtWdrVBf3IYF6tQzc4FrNehzW1gDT8Vmno28luZEn7G3LeirQIuQ-boOjoKT1Y.png)
«Я не могу говорить за «АвтоВАЗ», потому что ценообразование на их стороне. Но насколько я понимаю, рынок Белоруссии для «АвтоВАЗа» очень важен. Рынок растущий. После ухода всех брендов он упал и долго держался на низком уровне. В этом году он добавляет чуть ли не в два раза относительно 2023 года», — рассказал Валиуллин.
Для каждого рынка завод имеет возможность устанавливать свои цены, а защита от реэкспорта в Россию заключается в фискальных платежах, в том числе утилизационном сборе, из-за которого ввозить машины обратно невыгодно, добавил он.
![Производство Lada Largus на заводе в Ижевске. Сборка Производство Lada Largus на заводе в Ижевске. Сборка](https://resizer.mail.ru/p/1ff61a8f-50a6-5f5e-a6f8-450a8799118f/AQABXCfXHLgWHSdPfTRId-sqXsg_2s0eNOaKqjU69klcZyrFEZJm-fqXErxE1AhMM4RukS9Uz1t7GmUkMPf3rpq2csc.jpg)
«В рамках конкуренции на рынке мы можем регулировать цены. Но если говорить о Lada Largus, которого долго не было, было бы глупо демпинговать, мы торгуем по рекомендованным ценам. Накопленный спрос достаточно высок», — привел пример Валиуллин.
Структура спроса в Белоруссии отличается от российского: например, Granta там популярнее в кузове лифтбэк, а Vesta — в кузове универсал, уточнил он. В России востребованнее седаны у обеих моделей.
![Производство Lada Largus на заводе в Ижевске. Сборка Производство Lada Largus на заводе в Ижевске. Сборка](https://resizer.mail.ru/p/f85f3edb-5106-51cd-b1fc-661d08b99f22/AQABmipIhA2ZrPgCEkNDkn1cQmZEPET93UFAKFhE01UFgThPWsJmHdu9gU_Q6L_TQE8DJzXjoqfmQArXOjeW8gwrDzU.jpg)
По мнению вице-президента «Национального автомобильного союза» (НАС) Антона Шапарина, «АвтоВАЗ» вынужден устанавливать на автомобили Lada в Белоруссии цены ниже, чем в России, из-за высокой конкуренции с подержанными иномарками, которые сравнительно просто привезти в Белоруссию из Европы.
«АвтоВАЗ», пытаясь конкурировать, вынужден снижать цены, потому что соперничать на равных с современными автомобилями, даже подержанными, не может.
— рассказал Шапарин «Газете.Ru».
Как организация, которая желает стать монополистом, он диктует свои цены, добавил он. Меры регулирования — это и запредельный утилизационный сбор, которого в Белоруссии нет, и отсутствие льгот по растаможке, которые в Белоруссии есть, перечислил он.
![Автозавод "Лада Ижевск" Автозавод "Лада Ижевск"](https://resizer.mail.ru/p/47511c17-f44e-52cc-bcf6-fd6aa0bec6b0/AQAB71YZlTWTLT2D6cZCBDPNXbJx71M4GRIQhJkpDT9OcaFHRc5EopHeiQLVJPO9TNsBVzyGCTe2kl8zRz3Z3ZOW8q4.jpg)
«Все вместе дает кумулятивный эффект, в результате которого «АвтоВАЗу» приходится бороться за существование в Белоруссии, а в России бороться за существование приходится уже автомобилистам», — считает Шапарин.
В Белоруссии налоговая система отличается от российской, кроме того, «АвтоВАЗ» может быть заинтересован в расширении своего присутствия на рынке, полагает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
«В Белоруссии нет такого жуткого утилизационного сбора, как у нас. Хотя «АвтоВАЗ» сейчас его и не платит, получив отсрочку по постановлению правительства, но когда-нибудь государство его потребует», — отметил Моржаретто в беседе с «Газетой.Ru».
![Завод АвтоВАЗ Завод АвтоВАЗ](https://resizer.mail.ru/p/ebc9a9d2-fe64-58b1-8504-1ceb818764f5/AQABY9fFVWTSXe9bMiQ43L4K0DIJhJHj94KXFWStrWh7BktcG79GExkBnG2Cj73oTgOlm3oeypWzO2fx3REUB4_bXyw.jpg)
Белорусский рынок для «АвтоВАЗа», наверное, второй по важности после российского, но разница по цене в 300 тыс. рублей все равно велика, уверен он.
Кроме того, «АвтоВАЗ» получает полную компенсацию уплаченного утильсбора с помощью прямых субсидий в рамках промышленного производства на территории РФ.
«Газета.Ru» направила официальному представителю «АвтоВАЗа» вопросы о ценообразовании на автомобили Lada на белорусском рынке и причинах завышения цен для граждан России. На момент публикации ответ в редакцию не поступил.
Михаил Лобачев