Skoda Scala — машина особой судьбы. В Россию она официально не поставлялась, в Западной Европе затерялась в тени Octavia, зато в Восточной — стала бестселлером. Не в последнюю очередь благодаря специфическому кузову. Формально это хэтчбек, по сути — практически универсал. Колесная база больше, чем у VW Golf, на 3 см. Пространства сзади непривычно много для машины таких габаритов. Добились этого расположением заднего сиденья — довольно низко, но с почти вертикальной спинкой. Повторили тот же фокус, что некогда с первым поколением Superb, только двумя классами ниже: почти до неприличия растянули платформу машины классом ниже (в случае со Scala это был VW Polo). Такое решение позволило не съесть ни сантиметра полезного пространства в багажнике: 467 литров — это больше, чем у того же Golf.
Модель недавно пережила легкий рестайлинг. Новые узкие фары Matrix LED — атрибут топовых комплектаций и спецверсии Monte Carlo. В салоне изменений больше: в максимальном исполнении новая мультимедийная система с экраном диагональю 9,2 дюйма. Беспроводное подключение смартфона, быстрый отклик, но логика управления перегруженная — вынужденная жертва отказа от физических кнопок.
Впрочем, в стремлении избавиться от органов управления периферией Skoda не зашла слишком далеко: сохранились отдельные клавиши и регуляторы климатической системы. По-прежнему манипулятор круиз-контроля — это подрулевой рычажок, неочевидное свидетельство того, что построена она все на той же платформе MQB, от которой концерн Volkswagen все грозится, но никак не может отказаться. Зато, если вам это важно, в Scala сохранился традиционный ручник в виде рычага.
Несмотря на имидж относительно недорогого автомобиля, даже в иерархии Skoda, Scala не заставляет чувствовать себя ущербным по технической части практически ни в чем. Ход подвески выверен и точен, хотя и явно рассчитан на ровные дороги. Размерность колес несколько пугает: опциональные диски диаметром в 18 дюймов для этой машины великоваты, и каждая неровность отзывается в водительском мозгу тревожным звоночком. Впрочем, датчики прямого контроля давления в шинах немного компенсируют страх разбортироваться на первой же неровности. А вот 17-дюймовые колеса — в самый раз. И управляемость на высоте, и комфорт. Тем более, что драйверским амбициям разгуляться не придется — мотор не позволит.
Нет, прошу понять меня правильно. Мотор объемом 1,5 литра, приправленный турбиной, прекрасно настроен на работу в паре с роботизированной коробкой DSG. Переключений при ускорении не чувствуется, и разгон 8 секунд «до сотни» — прекрасный результат для 150 л.с. под капотом. Если в машине из седоков только водитель — автомобиль вам покажется вполне резвым, особенно по сравнению с очень экологичным, но таким скучным трехцилиндровым 1.0 TSI в 115 грустных пони. Однако машина ни на секунду не даст вам забыть, что ее главные добродетели — утилитарность, практичность и комфорт, а не эти ваши врум-врум со светофора. Не для того рождена.
Тормоза кажутся слабоватыми и принуждают раньше переносить ногу с педали газа, а управление — не такое острое и четкое, как у соразмерного Golf, хотя казалось бы… Зато расход в городском цикле по факту застрял на отметке чуть больше 6 литров и расти не хочет. И это прекрасно.
Акустический комфорт на уровне самых достойных одноклассников. Но вот на неровной дороге машина неожиданно начинает развлекать трелями сверчков откуда-то из-под виртуальной приборной панели и места, где салон теряет свое гордое название, переходя в багажник.
Европейцы страдают. После рестайлинга Scala традиционно прибавила финансовой солидности: базовая версия подорожала на 350 евро, топовая — еще больше, в зависимости от комбинации опций. А они умеют делать клиенту больно: 670 евро за адаптивный круиз-контроль, а за камеру заднего вида надо доплатить 850 евро (в комплекте с бесключевым доступом и передними парктрониками). Нужен увеличенный дорожный просвет, электрорегулировки водительского кресла и пакет Simply Clever (те самые полезные удобства, которые так любят упоминать в рекламе)? Готовьте еще 1000 евро. Смекаете? По отдельности вроде и терпимо, но стоит сложить эти опции до кучи — Scala уже не кажется машиной эконом-класса. В сухом остатке, обмануть маркетологов и получить Golf по цене Polo (удлиненной версией которого, по сути, Scala и является) — не выходит. Автомобили получаются, при прочих равных, равными и по цене. Можно, конечно, откатиться до 1.0 TSI и набить его опциями до отказа… но на такой экзотический вариант решатся только люди вовсе непритязательные к динамике самой машины.
В общем, маркетологи сами сообразили, что немножко перемудрили с ценой и сделали предложение, кажущееся разумным — представили спецверсию с традиционным для Skoda названием Monte Carlo. Набор всех вышеуказанных опций плюс еще немного сверху за 37 590 евро (сравните с базовой в 29 290 евро). Не сказать, что сделка века, но в таком исполнении машина сохраняет свою привлекательность.
Погрустили за Европу — возвращаемся к нашим реалиям. Scala и в прежние времена в России была изгоем. Официально ее не ввозили, в Калуге не производили, в этой нише крепко сидел VW Polo Sedan и конкурентов по концерну видеть не хотел. В общем, что это за зверь такой, среди автолюбителей знали только избранные. С уходом Volkswagen из России и приходом параллельного импорта стало ясно: если россиянин и готов к экзотике, то только если познавать ее с нуля. Что ж, будем продолжать учить китайские названия. Тем более, что поднебесный VW серыми тропами везет нам свои неведомые прежде модели, а Skoda — нет. На момент написания статьи в свободной продаже есть одна-одинешенька Scala, и та предыдущего поколения, даже не дорестайлинг. А жаль. В других реалиях эта модель здесь наверняка бы полюбилась.