В частности, при регистрации транспортного средства в ГАИ не нужно будет предъявлять полис ОСАГО. Прекратить же учет можно будет сразу после заключения договора купли-продажи, не дожидаясь окончания десятидневного срока, как сегодня.
Принятый во втором чтении законопроект внесен главой комитета Госдумы по транспорту Евгением Москвичевым («Единая Россия») и дорабатывался при участии правительства. Поправки, которые вносятся в ряд законов, предполагают, что при регистрации автомобиля в ГАИ гражданам больше не надо будет предъявлять ОСАГО.
Госавтоинспекция и депутаты эту идею выдвигали давно, аргументируя, что машина после регистрации может не участвовать в движении (стоять в гараже, к примеру). Думский комитет по финансовому рынку указывал на риски увеличения числа водителей, которые будут управлять автомобилями без ОСАГО из-за послабления контроля (на это указывали и страховщики), но этот аргумент на судьбу законопроекта не повлиял. В 2021 году, напомним, власти отменили проверку ОСАГО при выдаче диагностических карт техосмотра.
Сейчас, напомним, это можно сделать не ранее чем через десять дней после сделки. Все это время штрафы с камер приходят прежнему владельцу транспортного средства (если новый собственник не выполнил обязанность зарегистрировать авто на себя), об этой проблеме ранее говорили депутаты. Поправки проблему решают, правда, ДКП должен быть заключен через портал госуслуг или заверен у нотариуса. Если договор заключен в простой письменной форме (это делается сегодня в большинстве случаев), то правило десяти дней будет действовать. В ГАИ уточняют, что в первом случае информация о владельце сразу появляется в информационной базе, во втором — нужно предъявить оригинал ДКП.
Также введено разрешение прекращать регистрацию транспортного средства в случае его угона. Необходимость поправки, по данным «Ъ», вызвана обращениями граждан в МВД за справкой для ФНС о том, что машина угнана — это освобождает от обязанности уплачивать транспортный налог. Формально налоговики и полиция должны обмениваться данными напрямую, но, по данным «Ъ», происходит это не всегда. Решено ввести опцию по снятию машины с учета, тем более что информация об угонах у МВД есть.
Существует практика, когда автомобиль ввозится из-за границы якобы для личного пользования, автовладелец при этом оплачивает утильсбор по «льготному» курсу (для физлиц тариф составляет 3−5 тыс. руб.), но затем машину перепродает. При этом с 1 августа 2023 года при перепродаже ввезенного автомобиля в течение 12 месяцев утильсбор должен уплачиваться в размере 0,3−1,2 млн руб. (зависит от мощности двигателя) по тарифам для юрлиц. В новой редакции закона о регистрации транспортных средств отныне указано, что машины, ввезенные в РФ, не могут быть перерегистрированы на нового владельца в течение 12 месяцев без уплаты полного утильсбора.
В третьем чтении поправки планируется принять 20 июня, закон вступит в силу 1 марта 2025 года.
Иван Буранов