На фоне сокращения числа проданных автомобилей количество кредитов на их покупку только растет. За первые четыре месяца их стало больше на 95% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а в мае количество увеличилось еще на 8%. В чем причины популярности автокредитов и каковы перспективы ссуд на покупку машины, выясняли «Известия».
Рост на снижении
По итогам мая число выданных автокредитов выросло на 8% по сравнению с апрелем. Об этом заявил исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. В денежном выражении рост составил 10%, отметил он. За четыре месяца, по данным Национального бюро кредитных историй, в нашей стране было выдано 493 тыс. автокредитов (в расчет принимаются ссуды на покупку как новых, так и подержанных машин), что на 95,7% больше результата за аналогичный период 2023 года. Сумма займов, выданных за четыре месяца, составила 706,7 млрд рублей (+120,9%).
Увеличение числа одобренных ссуд на покупку машины происходит на фоне снижения (при сравнении месяц к месяцу) количества проданных автомобилей. Рекордным по числу реализованных авто за последние пару лет стал март 2024 года, когда россияне приобрели 146,5 тыс. новых машин. В апреле и мае продажи пошли вниз: 137 и 127,2 тыс. автомобилей соответственно. При этом объемы выданных автокредитов не сократились вслед за продажами машин, а напротив — выросли.
Завтра будет дороже
Как отметил Сергей Удалов, потребителей не отпугивают даже внушительные процентные ставки по таким ссудам, достигающие 20%, а в ряде случаев и больших величин. По его словам, интерес к ссудам в мае в значительной степени подогревался ожиданиями о повышении ключевой ставки Центробанком.
— У людей есть опасения, что завтра вообще будет сложно взять автокредит, он станет еще дороже — поэтому берут сегодня по таким ставкам и за такие деньги, — отметил исполнительный директор «Автостата». Он добавил, что росту автокредитования способствует и субсидирование части процентной ставки на некоторые модели как по правительственной программе, так и самими производителями.
Рынок автокредитования бьет рекорды, несмотря на рост ставок и цен, констатируют в банке «Открытие». Автокредиты продолжают оставаться основным способом, позволяющим сегодня большинству покупателей приобрести автомобиль, подчеркивают в финансовой организации.
— Сейчас склады наполнены, реализовывать машины надо, для этого авторитейлеры готовы предоставлять различные скидки при покупке машин в кредит. Сезон разнообразных акций не заканчивается с начала года. Ряд дистрибьюторов с целью увеличения продаж также предлагают, помимо прямых скидок на машины, субсидии по ставкам на ряд своих моделей, — сообщили «Известиям» в пресс-службе банка.
Кроме того, на рост автокредитов в последние месяцы повлиял ажиотаж покупателей в преддверии таможенных ограничений в рамках параллельного импорта и повышения утильсбора. Клиенты, планировавшие покупку автомобилей, стремились как можно скорее ее совершить, отметили в банке «Открытие».
Увеличение числа выданных автокредитов в мае в первую очередь было вызвано ожиданиями роста ключевой ставки, которого не случилось, считает заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей Ренат Тюктеев.
— Большинство участников рынка — банковские структуры, кредитные организации, автодилеры и покупатели новых машин — все были уверены в том, что ставка подрастет на 1−2%. Других объяснений роста автокредитов в мае нет, — заявил он «Известиям».
Ставки сделаны
Ожидания участников рынка не подтвердились: в пятницу, 7 июня, Центробанк сохранил ключевую ставку на уровне 16% годовых. Несмотря на это, опрошенные «Известиями» эксперты не ожидают в обозримой перспективе существенного «отката» в объемах выдаваемых автокредитов. По мнению вице-президента национального автомобильного союза (НАС) Антона Шапарина, если он и будет, то незначительный.
— Безусловно, прибавка 8%, которую показал рынок автокредитования в мае, по сравнению с апрелем, это существенный показатель. Однако ждать заметного охлаждения к ссудам не стоит. Спросу на ссуды способствует нынешняя модель продаж автомобилей: в подавляющем большинстве случаев купить машину просто не получится, либо на нее будет гораздо менее привлекательная цена. Дилеры заинтересованы в «кредитных автомобилях», поскольку это дает им солидную комиссию как от самой ссуды, так и от продажи полиса каско, обязательного при покупке машины на заемные средства, — отметил он.
Похожей точки зрения придерживается и главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, у некоторых моделей до 80−90% продаж приходятся на сделки с использованием заемных средств. Кроме того, из-за высоких цен на машины у определенного числа покупателей просто не хватает собственных денег на их приобретение. При этом постоянные разговоры о повышении утилизационного сбора и, как следствие, дальнейшем росте цен на автомобили вынуждают их прибегать к использованию ссуд даже под высокие проценты, отмечает эксперт.
— Несмотря на то, что ключевая ставка осталась прежней, это вполне может быть временным явлениям — Центробанк это косвенно поддерживает, допуская «возможность ее увеличения» в июле. Таким образом, фактор, способствовавший «разгону» автокредитования, сохраняется, — заявил «Известиям» Максим Кадаков.
В ожидании жестких требований
Как ранее сообщали «Известия», с 1 июля ЦБ РФ вводит более жесткие требования страхования к заемщикам, повышает надбавки к коэффициентам риска по потребительским кредитам и впервые устанавливает их для автокредитов. Это связано с ростом доли автоссуд с предельной долговой нагрузкой (ПДН). По данным регулятора, на автокредиты с ПДН более 50% в первом квартале этого года пришлось более 61% от всех выданных займов на покупку автомобиля (в 2023 и 2022 годах этот показатель составлял 50 и 44% соответственно). Кроме того, по состоянию на 1 апреля текущего года объем просроченной задолженности по автокредитам достиг 53%, отмечают в ЦБ РФ. По мнению Сергея Удалова из «Автостата», ожидание новых правил также способствует росту выдачи автокредитов.
Из-за новых требований ЦБ РФ процесс выдачи автокредитов усложнится, считают в банке «Открытие». В организации отмечают, что сейчас большинство банков при определении рисков могут использовать только доходы клиента, которые он указал в анкете.
— В связи с новыми правилами банки начнут запрашивать у клиента документы, подтверждающие его доход. Усилится конкуренция за клиентов с низкой долговой нагрузкой, ставки могут быть выше для тех, у кого сильнее закредитованность. Скорее всего, будет расти доля выдач в сегменте новых авто, где доля закредитованных заемщиков меньше, — сообщили «Известиям» в пресс-службе банка «Открытие».
Несмотря на сохранение ключевой ставки на прежнем уровне, 90% банков-партнеров по автокредитованию реализовали увеличение процентной ставки по автокредитам с 1 июня в среднем на 1,1%, рассказала «Известиям» заместитель генерального директора по финансовым сервисам ГК «Автодом» и ГК АвтоСпецЦентр Жанна Специальная.— Мы уже научились работать с высокой ставкой, а клиент смирился с ее уровнем. А вот научиться работать с ужесточением требований к заемщикам нам предстоит только в июне. Для этого у нас есть в помощь новые продукты, — отметила она.
Автокредит, как ипотека
Серьезные опасения у специалистов вызывает увеличение сроков, на которые оформляются автокредиты. По данным Национального бюро кредитных историй, в начале 2024-го средний срок автоссуды составлял 5,47 года, а в 2023-м он был менее пяти лет.
По словам вице-президента НАС Антона Шапарина, сейчас нередко люди берут автокредит на 7−8 лет. С учетом высоких ставок по таким займам они фактически отдают за автомобиль двойную цену.
— Автокредит уже вполне можно называть «автоипотекой»: сроки выплат этих займов уже достаточно близки к срокам, на которые берутся кредиты на покупку недвижимости. При том что в отличие от квартиры в процессе эксплуатации стоимость автомобиля только снижается, — отметил он.
С ним согласен главред «За рулем» Максим Кадаков. Он также считает, что ссуды на приобретение машины по своим срокам в ряде случаев уже близки к ипотечным займам.
Кирилл Сазонов, Роман Солдатов