Жители крупных городов регулярно жалуются на нарушения правил дорожного движения владельцами электросамокатов, курьерами на электровелосипедах и клиентами кикшеринговых сервисов. Ситуацией уже озаботились в Госдуме, где в июне рассмотрят поправки в КоАП, ужесточающие наказание за нарушения. Как сегодня вести себя людям, пострадавшим при столкновении с водителем средства индивидуальной мобильности (СИМ) и что говорит судебная практика по таким разбирательствам, выяснили «Известия».
От дискомфорта к травмам
Полиция стала активнее следить за водителями, которые управляют СИМ, — инспекторов госавтоинспекции, составляющих протоколы на беспечных самокатчиков, можно часто увидеть на главных улицах крупных городов. В Петербурге массовая проверка проходила в апреле (рейд назывался «Кикшеринг» и выявил свыше 5 тыс. нарушений). В столице похожая операция завершилась совсем недавно — в середине мая.
Почти 3,2 тыс. материалов автоинспекторы составили в отношении лиц, использующих СИМ. Еще около 2,6 тыс. материалов — в отношении курьеров службы доставки. Профилактика теперь на контроле у полицейских во всех городах, где увеличивается число самокатов и курьеров на велогибридах.
Одна из причин таких операций — возросший уровень травматизма по вине рассекающих по проезжей части и тротуарам водителей СИМ.
Об этом можно судить, в частности, по данным столичного управления СК за девять месяцев прошлого года, оказавшимся в распоряжении «Известий». Правоохранительные органы зарегистрировали за этот период 665 ДТП с участием СИМ, что в четыре раза больше, чем годом ранее. Около 30% всех правонарушений — с участием несовершеннолетних. Телесные повреждения получили 700 человек, погибли двое (оба несовершеннолетние).
СИМ фигурируют в 23 сообщениях о преступлениях. По 15 таким фактам было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Чаще всего решение было продиктовано отсутствием вреда здоровью, образующего состав преступления (речь о тяжком вреде или средней тяжести). В Москве за отчетный период были возбуждены восемь уголовных дел, семь из которых — с пострадавшими-детьми (два дела по факту гибели подростков). Проверки прошли в том числе после публикаций информации о нарушениях в СМИ и соцсетях.
В случае наезда
Простых пешеходов в первую очередь заботит вопрос, как быть в ситуации, если на него наедет пользователь СИМ или курьер на электровелосипеде — таких случаев всё больше, а четкого свода правил (например, как при ДТП с участием автомобилей на трассе) нет. «Известия» направили в МВД запрос с просьбой разъяснить алгоритм действия в случае аварийной ситуации с участием пешехода и пользователя СИМ. На момент публикации материала ответ не поступил.
«Известия» узнали у юристов, является ли сам факт наезда на пешехода ДТП.
— Конечно, столкновение пешехода с СИМ считается дорожно-транспортным происшествием. Такой вывод следует из ст. 2 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», в которой говорится о том, что ДТП — это событие, которое возникло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором был причинен ущерб людям, другим транспортным средствам и имуществу, в том числе и материальный ущерб, — говорит юрист Алла Георгиева.
А средства индивидуальной мобильности (электросамокаты, гироскутеры, электроскейтборды и пр.), согласно Правилам дорожного движения РФ, отнесены к транспортным средствам.
Значит, считает юрист, при аварии с участием СИМ стоит делать всё то же самое, что в случае аварии с любым другим транспортным средством — нужно вызвать сотрудников ГИБДД или полиции для составления протокола о случившемся.
— Пока стороны ДТП будут ждать сотрудников, следует зафиксировать случившееся — сделать фото, видео обстоятельств аварии, запросить контактные данные очевидцев, — советует Георгиева.
Юрист обращает внимание, что пользователь СИМ не всегда ждет полицию, понимая, что его привлекут к ответственности:
— Нарушитель может скрыться. В этом случае пешеходу (хоть и одному) всё равно следует дождаться сотрудников ГИБДД, зафиксировать факт ДТП, полученный ущерб (в том числе здоровью). В рамках рассмотрения административного происшествия будут запрошены данные с видеокамер.
Пострадавший пешеход вправе вызвать скорую помощь, чтобы впоследствии определить тяжесть полученных травм, ведь ответственность электросамокатчика будет зависеть от ущерба — как материального, так и вреда здоровью.
Почти европротокол
Если в результате столкновения пешеход получил незначительный ущерб, то стороны ДТП смогут договориться о его возмещении без вызова сотрудников ГИБДД, составив расписку о заглаживании вреда, продолжает Алла Георгиева.
— При этом пострадавший должен знать, что он вправе рассчитывать на компенсацию всех понесенных им расходов в результате ДТП — восстановление здоровья (лечение), компенсация стоимости имущества (если, например, пострадала одежда, обувь, сумка и пр.), моральный вред, — перечислила эксперт.
Если вина признается самим самокатчиком, разбирательство значительно упрощается. А если он оставил место ДТП или не признает свою вину, тут сотрудникам ГИБДД стоит разобраться в событиях аварии.
— Например, по запросу ГИБДД могут быть предоставлены данные камер видеонаблюдения, которые покажут, что самокатчик на пешеходном переходе не спешивался (а должен был) — тогда бесспорно виновен будет управляющий самокатом. А если ДТП произошло на проезжей части или велодорожке, то виновным может быть сам пешеход или вина будет признана обоюдной. В любом случае, если будет причинен ущерб здоровью, самокатчик обязан его возместить независимо от вины, так как СИМ относят к источнику повышенной опасности, — разъяснила собеседница.
Внимание, розыск
Сведения о лице, которое управляло СИМ, по запросу ГИБДД может предоставить оператор проката (кикшеринга).
— Если самокат прокатный, виновника просто вычислить по идентификационному номеру самоката. — рассказала Георгиева. — При ДТП следует обратить на него внимание, а также запомнить время ДТП, так как транспортное средство позже может быть передано в пользование другому человеку.
Жалобы на СИМ-нарушителей можно адресовать в электронной форме на официальный сайт ГИБДД или в обычном печатном виде в ближайшее отделение ГИБДД. К жалобе желательно приложить все имеющиеся доказательства (фото/видео), контактные данные свидетелей, справку из медицинского учреждения, говорит юрист.
Кому ходить по судам
Как правило, вся ответственность по ДТП должна быть возложена на нарушителя (лицо, которое управляло СИМ).
— По общему правилу, такой вред подлежит возмещению в полном объеме, согласно ст. 1064 ГК РФ. Но законом может быть возложена ответственность и на лицо, которое не являлось причинителем вреда. Например, если собственник СИМ — юридическое лицо, а работник организации выполняет возложенные на него трудовые функции с использованием СИМ (курьеры, доставщики и пр.) Потом, конечно, компания в регрессном порядке может взыскать свои расходы с виновного, но будет выступать ответчиком по делу, — отмечает юрист.
Что касается шеринговых компаний, то, как правило, по договору с управленцем СИМ ответственность при ДТП будет возложена на него. За результаты использования СИМ при незначительном ущербе чаще несут ответственность те лица, которые управляли транспортом, указала Алла Георгиева. Но в судебной практике есть случаи обоюдной вины.
— Шеринговая компания будет являться соответчиком, так как автомобиль был сдан в аренду, а не передан в собственность, — говорит юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. — Если автомобиль используется по доверенности, то правила будут как и для личного средства передвижения. В некоторых случаях могут возбуждаться уголовные дела, в некоторых — споры решаются в порядке гражданско-правового судопроизводства.
Компания будет отвечать за причиненный водителем ущерб в случае, если транспорт оформлен на юридическое лицо, а нарушитель, работая сотрудником, совершил правонарушение, объясняет адвокат, управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев.
— Впрочем, для взыскателя особого значения это не имеет, с той лишь разницей, что с юридического лица легче получить возмещение вреда. Всё это действует в условиях отсутствия страхования ответственности, — уточняет эксперт.
Юрист Алла Георгиева обратила внимание, что если виной ДТП послужило некачественное дорожное покрытие, ответственность может быть адресована к коммунальным службам. А в случае причинения вреда несовершеннолетним (а таких фактов хватает) ответственность ляжет и на его родителей.
Иван Петров