Если утильсбор в России начнут индексировать ежегодно, как этого хотят депутаты, то некоторые автомобили станут недоступны для массового покупателя в России, а часть доступных сейчас моделей покинут рынок. Под ударом в том числе окажутся компании, только начавшие собирать машины в нашей стране, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты. «АвтоВАЗ» без конкуренции начнет выкручивать руки россиянам, поднимая цены, говорят они.
![Автовоз с машинами Автовоз с машинами](https://resizer.mail.ru/p/d9821c78-8305-597c-898d-3e9276271b8e/AQAByVJhpLyDYd4Jbf6myO_InGnpxzJzml_eYB5GxDoyYWSNgPNI3MNyX3oDxx8fb30A-2k8OU4_bc0lGSRxNrscI10.jpg)
Комитет по промышленности Госдумы предложил ежегодно увеличивать утилизационный сбор на транспорт с 2024 по 2030 год. Соответствующее предложение направлено председателю правительства РФ Михаилу Мишустину. Уже в 2024 году утилизационный сбор на машины с двигателями от 1 до 2 литров предлагается повысить с нынешних 300 тыс. рублей до 556 тыс. рублей.
К 2030 году, согласно инициативе профильного комитета Госдумы, утильсбор на эту категорию машин.
В случае электрокаров утильсбор предлагается поднять в 4 раза от нынешнего показателя.
Зачем предлагают повысить утильсбор
Повышение утилизационного сбора последовательно отстаивает президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов. По его мнению, китайские автомобили прежде всего угрожают Lada Vesta.
![Lada Vesta седан универсал Lada Vesta седан универсал](https://resizer.mail.ru/p/eabab8d2-faa6-5c77-8f93-7a9c4e2a7dfc/AQAB8Zn6unbhx-Zasq_tRSrCkunLNrMP3JLBONT0BkgP4XO7sR8nhI3yX9v94iuzSHFtj6LA3KJh9j7c0OliHHf0_vE.jpg)
«Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал агрессивную экспансию на российский рынок, начинают “пробивать” планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей», — заявлял он.
Резкое повышение утилизационного сбора уже в этом году может привести к тому, что ряд моделей китайских автопроизводителей может покинуть российский рынок, полагает основатель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев.
«Если примут решение поднять утильсбор на автомобили с мотором до 2 литров, то.
Например, уйдет Changan Alsvin, будет большой вопрос по моделям Omoda и всей линейке «Автотора», который пока не попадает под компенсацию утильсбора ввиду того, что локализация недостаточная», — перечислил риски Мосеев в беседе с «Газетой.Ru».
Он усомнился в том, что утилизационный сбор будет резко повышен уже в 2024 году.
Решение не могут принять
В министерстве промышленности и торговли РФ появился новый глава, на место ушедшего на должность первого вице-премьера Дениса Мантурова заступил бывший губернатор Калининградской области Антон Алиханов, который разбирается в автомобильной промышленности, уверен Мосеев. Завод «Автотор» также расположен в Калининградской области, а это обстоятельство поможет новому министру принять более взвешенное решение, полагает эксперт.
![Автовоз Автовоз](https://resizer.mail.ru/p/ffd3b631-92eb-5630-8676-237973de92bd/AQABSnye6xVCP34Jq0s5uHiuqftTWfznlwirn-osdMjv86paLM29_-LaNlMbEbSI3RFxTkN6sxYKKGyU3xPSAq4lmPA.jpg)
«Все-таки “Автотор” в регионе — один из крупнейших налогоплательщиков. Я думаю, что индексация утилизационного сбора в этом году будет, но не такая резкая», — заключил Мосеев.
В Минпромторге на вопрос «Газеты.Ru» о поддержке инициативы комитета по промышленности Госдумы и ее негативных и позитивных сторонах сообщили, что решения по этому вопросу пока нет.
«На данный момент речь идет только о том, что профильный комитет Государственной думы выступил с таким предложением.
— сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе министерства.
За все заплатит покупатель
По мнению главного редактора журнала «За рулем» Максима Кадакова, в случае повышения утилизационного сбора вырастут цены не только на импортные машины, но и на продукцию российских брендов.
«Любой автозавод должен сначала заплатить утильсбор, а потом он возвращается в виде промышленных субсидий. Это заморозка денег на какое-то время, а заемные деньги сейчас стоят дорого», — объяснил причину подорожания машин Кадаков в беседе с «Газетой.Ru».
![Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге Производство Citroen С5 Aircross на заводе ПСМА Рус в Калуге](https://resizer.mail.ru/p/58097c4e-185c-5cdc-a236-51534f48d303/AQABJOSZh5POeFLsJjNFpJ7AvLMGK7_FNl3bKicyp433TAkxroHjBmsIZC258e_aRVLlUjSNa8ahqi9s_a7TO1wOUvg.jpg)
По импортируемым машинам — насколько поднимется утилизационный сбор, настолько вырастут и цены или даже сильнее, прогнозирует он.
Теоретически у китайских производителей и дилеров есть некоторая возможность взять часть этого повышения на себя. До начала этого года они зарабатывали у нас очень хорошо.
— сказал Кадаков.
По его мнению, в случае, если на российский рынок всерьез придут еще 4−6 крупных китайских автопроизводителей формата Haval, имеющего в нашей стране собственный завод, они могут потеснить российские марки.
![Завод Haval Завод Haval](https://resizer.mail.ru/p/be9cce66-5574-5e56-9af4-d723d2f471c4/AQABEDOGFhfPvy9-1lDrmxLQu6Qo3mi2kkMoATb0t5IyFjdekO2-X7d2GPdIUIfcGIi2wpVmSsCgJYS_V40PiuBflXQ.jpg)
«Если китайцы активно придут с производством, то возможно, что наших исконных производителей они и задавят», — предупредил Кадаков.
О заинтересованности в налаживании производства в России китайских автомобилей заявил президент Владимир Путин в ходе своего визита в Китай. «Инициативы нашими регионами глубоко проработаны, конкретизированы по отраслям. Например, Калужская область настроена развивать сотрудничество в автомобильной сфере», — заявил глава государства.
Удар по российскому авторынку
Вице-президент «Национального автомобильного союза» Антон Шапарин полагает, что резкое и последовательное повышение утилизационного сбора крайне негативно отразится на всем российском авторынке: вслед за новыми машинами подорожают подержанные, а также запчасти и услуги автосервисов.
«Это карательный удар по российскому авторынку. Первый удар приходит на китайский автопром и всех российских производителей, у кого локализация ниже, чем у “АвтоВАЗа”. Второй удар приходится по всем остальным сегментам.
— заявил Шапарин «Газете.Ru».
На подорожание новых машин немедленно отреагирует вторичный рынок, и граждане будут вынуждены продолжать эксплуатировать свои машины, не имея возможность сменить их.
«Люди ремонтируют свои автомобили, спрос на запчасти и услуги автосервиса растет, а предложение не увеличивается. Что происходит дальше? Растут цены на услуги по обслуживанию машин, дорожает такси и каршеринг», — заключил Шапарин.
Михаил Лобачев