Что предпочесть: капитально отремонтировать мотор или купить контрактный? Эту тему мы недавно уже обсуждали здесь и кратко касались этой темы тут. Да, покупка контрактного двигателя или коробки передач — неплохой способ быстро и недорого вернуть автомобиль в строй, но выбирать «нового друга» надо внимательно.
![Человек пытается решить проблему с двигателем автомобиля на дороге Человек пытается решить проблему с двигателем автомобиля на дороге](https://resizer.mail.ru/p/e832f8ab-1bb6-5815-92c3-0d5be9f899e9/AQABqt6bARt-Ov7dANnh3Oo-MEmED8WihztS9hMnbIjuAHTGXCYBN38jHr2cTb9dnVMV7JkkoGyLVaymNaTAtkQHYbo.jpg)
Купить контрактный мотор или коробку передач можно либо самому, посетив фирму, занимающуюся такими агрегатами, либо заказав агрегат издалека с доставкой транспортной компанией. Со второго способа и начнем, хотя вероятность купить «кота в мешке» при этом максимальна.
Покупаем с доставкой
Связавшись с продавцом, первым делом нужно уточнить условия гарантии. Ведь бывали случаи, когда даже довольно распространенные моторы, вроде двухлитрового реношного F4R, перезаказывали из дружественной Беларуси не один раз. И только четко прописанные в договоре обязательства сторон помогут вам найти нормальный вариант контрактного двигателя.
Пробег двигателя обычно указывается. Но если даже у автомобиля в сборе пробег считается величиной, мягко говоря, переменной, причем в сторону уменьшения, то что уж говорить про отдельно взятый мотор.
![Капремонт многоцилиндровых моторов — дело дорогое. Часто контрактный агрегат — лучше. Капремонт многоцилиндровых моторов — дело дорогое. Часто контрактный агрегат — лучше.](https://resizer.mail.ru/p/71d334b2-91c8-57ae-9a9d-539ebd8d0ac3/AQABgeMOCG6Pb_kQVtimDb3deVMV6ez6IUDgERVmwTFsrdK0iMQbbBbJRNLCSUC91VF7lrAvXY6eCJTTuUkgh49FUzo.jpg)
Поставщик двигателя или коробки передач обычно помечает все ответственные соединения краской, чтобы агрегат не вскрывали. Но некоторые проверки можно выполнить еще до его установки в автомобиль. Так вы отсечете сразу совсем убитый экземпляр, особенно если покупали его по нижней цене рынка. Такие проверки мы опишем ниже, в разделе про самостоятельный осмотр перед покупкой.
Обо многом говорит и страна происхождения демонтированного двигателя или коробки. Чаще всего агрегаты из Японии имеют более высокое качество и сохранность. Хуже дела с обстоят с поставками из ОАЭ, и еще хуже — из Беларуси. В последнем случае встречаются моторы, оставившие молодость на европейских автобанах и еще намотавшие многие-многие километры по соседней стране.
Итак, надежда купить приличный мотор есть, если вы не будете стремиться к покупке самого дешевого агрегата и позаботитесь об оформлении гарантии.
![Мотор автомобиля Мотор автомобиля](https://resizer.mail.ru/p/df83c590-6590-5713-aa75-7e599099c84e/AQAB3AoA3DbOs4QkW8AMaADBoGhNRQfXNrzrTSSU8b9OYrSKEOTFVI3jFffeOfXPdzLQWdNgqGa2kA9EiNQdaoGUWMc.jpg)
Выбираем лично
Вы пришли на склад демонтированных агрегатов и выбираете себе подходящий. Первым делом нужно обратить внимание на...
1. Условия хранения
Под открытым небом в двигатели может попадать влага, вызывающая быструю коррозию ответственных деталей. Коробки передач в этом смысле защищены чуть лучше, но сквозь обрезанные шланги охлаждения (их никто не глушит) вода может попасть внутрь. Лучше, если агрегаты, предназначенные на продажу, хранятся хотя бы под навесом.
![Автомобиль, сервис, радиатор Автомобиль, сервис, радиатор](https://resizer.mail.ru/p/2090c3f3-6db5-5e5c-a862-3973bf4b0e47/AQABLMXX6FRwRWjQU_oXcR1_-IWdQYR_xYa_GADGeMonDQBEWjFLap8VxRO5meMugGbQZj3jOnA6ju-5_fDpwOazq9A.jpg)
2. Заводской герметик
Мы подошли к «нашему» агрегату. Первым делом смотрим на разъемы двигателя или коробки. Уже много лет большинство стыков уплотняются герметиками. И они после заводской сборки немного выглядывают из швов. Но герметик должен лежать ровной «колбаской» и иметь «родной» цвет — чаще всего, серый. Грубо вылезший черный или красный герметик — верное свидетельство того, что агрегат разбирали и собирали непрофессионалы.
3. Ржавчина в системе охлаждения
В открытых патрубках системы охлаждения допустим лишь легкий светлый налет. Обильная ржавчина говорит о возможных неприятностях с системой охлаждения, что заставит менять некоторые узлы, а то и затруднит охлаждение мотора.
![](https://resizer.mail.ru/p/425622b4-06d0-500d-b215-354685e59968/AQABoCyHDYiUqbygQ_HPCgKa3HyDGTpnaX9qU6wFTPQa3KINwjHP0Z-c_rBTsty_QdIQDCUwa5w2_kNltbyGjVgYl0c.jpg)
4. Отсутствие тюнинга
На двигателе очень нежелательны следы того, что им владел любитель тюнинга. Фильтры нулевого сопротивления, дополнительные элементы управления турбокомпрессором говорят о том, что двигатель в прошлой жизни мучили и для вас ресурса уже не осталось.
5. Отсутствие ГБО
Впускной трубопровод мотора, питавшегося раньше газом, просверлен для установки форсунок, что неудобно при монтаже. А еще, как на любом «газовом» двигателе, есть вероятность, что выпускные клапаны и их седла уже подгорели.
![](https://resizer.mail.ru/p/824c57e2-3eff-548e-a4da-f65b82808d17/AQABjpB9EPPm_FLYRDNJmXBYJKLAsGo5zdK8xn8-RgZwTqJtIYXwFV2VMw5Yg__ZSdfGR9yuk711Tquh6SrBc1glCyY.jpg)
6. Заглянуть в выпускные окна
Если двигатель продается без выпускного коллектора, то нужно заглянуть в выпускные окна в головке блока цилиндров. Там не должно быть огромного количества маслянистого нагара и белой пыли от разрушившегося каталитического нейтрализатора.
Если впускной трубопровод отсутствует, то можно осмотреть и впускные клапаны.
7. Мойка — разумная
Агрегаты обычно продают вымытыми в той или иной степени. Правильно, если их моют бензином и кистью. Хуже, если водой под большим давлением. При такой мойке агрегат блестит, но вода может попасть внутрь и вывести его из строя.
![Мойка двигателя Мойка двигателя](https://resizer.mail.ru/p/5e2667ae-585b-52fd-97bf-7d9d46a2566d/AQABYHlZFuU_rsG0r7TdI8RleHDah9Cbb_nilH1lJTUvAAiaLd6X0E0yxmTd36afUCK7CX_lP6C1kF7r-AXTmp3eSD4.jpg)
8. Следы течей
Если агрегат помыт без фанатизма, то на нем можно различить следы потеков масла или антифриза.
9. Заглянуть в маслозаливную горловину и осмотреть щуп
В отверстии маслозаливной горловины не должно быть обильных отложений масла, превратившегося буквально в кокс. Причем смотреть надо, по возможности, под углом, подсветив фонариком. На масляном щупе масла может не быть. Например, из Японии моторы всегда идут «сухими». Но и следов влаги или густых черных отложений быть не должно.
![Масляный фильтр Масляный фильтр](https://resizer.mail.ru/p/ad6aea67-fabb-5ae4-ab95-ac41a194d17d/AQABvuYLgRlW3b2-6rAaF20JujRZCgKOcvzckc930u9kzHMfoOzHmW1iMMaIp651Tpi1325cuqxpIBXNiI4RrYt7F_s.jpg)
10. Масляный фильтр
Отверните масляный фильтр. В нем не должно быть черных сгустков. Больше информации даст фильтр со сменным картриджем. Там можно увидеть даже металлическую стружку, что нехорошо.
11. Заглянуть в турбокомпрессор
Если мотор идет с турбокомпрессором, то его состояние можно оценить, заглянув в горячую и холодную части и покачав ротор. Небольшой радиальный люфт допустим, осевой — нет.
Контрактные турбокомпрессоры также присутствуют на рынке запчастей.
![Ремонт двигателя Ремонт двигателя](https://resizer.mail.ru/p/e5f8b50a-494b-5bc7-93c5-9552fb188027/AQABI5twC-JFns4Bs04xqXwlm9jwEZUQEvYIJRCYfWjYkp8pFVa7h_T8C2p_tl84Wlt38jylFNoTnmaLVec_OWucdqo.jpg)
12. Повращать
За головку болта крепления шкива коленчатого вала мотор нужно попробовать провернуть. Он должен вращаться мягко и плавно, при этом через каждые пол-оборота в четырехцилиндровом моторе должно ощущаться сжатие воздуха, вызывающее сопротивление вращению. Оно должно быть достаточно заметным и равномерным для всех четырех цилиндров.
13. Эндоскопия
Солидные торговые площадки могут позволить заглянуть в цилиндры двигателя принесенным вами эндоскопом, а самые продвинутые даже предоставят свой прибор. В цилиндрах должно быть все хорошо. Стенки цилиндра не должны быть задраны и желательно, чтобы сохранился хон (следы окончательной обработки стенок цилиндров), хоть и немного «полысевший». Клапаны должны быть целые, нагара на днище поршня и тарелках клапанов не должно быть слишком много.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/5b83abc7-aa06-5fdf-bc71-d3ecfd3d7263/AQABEW7Dq9hCN-v8i528umGD8i8HAOz3xEdYkHe_8wj9spLReSsBCuIIyJR_xV0naFJmxX1Aeh2riOihv-vxfoFveQ0.jpg)
Вывод
Самому выбирать двигатель — сложнее, но и интереснее. Тем не менее, и здесь не забудьте об оформлении гарантии.
Сергей Зиновьев