Царский гараж: самые интересные автомобильные музеи России

Коллекции, достойные внимания и посещения
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Долгие годы сам термин «автомобильный музей» ассоциировался в России исключительно с заводскими собраниями и странными, не структурированными и не готовыми к нормальному посещению частными коллекциями. Да и хранящиеся там экспонаты раз за разом вызывали вопросы: мол, в некоторых московских дворах ретро автомобили и прочий «изюм» встречаются в лучшем состоянии.

Однако сейчас и у нас появились достойные внимания, интересные да и просто красивые музеи автомобилей, которые не стыдно показать и пресыщенным иностранцам, бывавшим на аналогичных мероприятиях в Германии и США. Есть, что посмотреть и чем утешить изголодавшийся по настоящему автомобильному дизайну взор. Любопытна и другая особенность, ставшая особо заметной совсем недавно — нетривиальная география музеев.

5. Легенды СССР (г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область)

Каждый, кто хоть раз проехал М4 «Дон» до моря, знает: в Ростовской области, прямо на трассе, есть невероятный по размаху и содержанию музей военной и гражданской техники, достойный не просто посещения, а звания одной из достопримечательностей края.

Музей «Легенды СССР»
Источник: Музей «Легенды СССР»

Основанная в 2016 году предпринимателем Владимиром Бесчётным коллекция стала, по заверению самого основателя, народным музеем: сюда везут артефакты со всей страны. Команда музея состоит из множества профессионалов, в том числе реставраторов, поэтому каждая вещь бережно восстанавливается перед попаданием на витрину. По инвентарной ведомости в музей числится 2 500 экспонатов, но с каждым годом их количество растет.

Музей «Легенды СССР»
Источник: Музей «Легенды СССР»

В музее отдельное место отведено советским автомобилям, каждый из которых на ходу, многие — на учете. Машины бережно восстановлены, находятся в роскошном околозаводском состоянии и красиво расставлены в специальном музейном здании, стилизованном под архитектуру эпохи СССР: «ЗИЛы», «Чайки», «Волги» и, конечно, «Москвичи» с «Запорожцами». Есть в музее и настоящие раритеты: ГАЗ М-1 «Эмка», ГАЗ-А с открытым кузовом, который является лицензионной копией Ford-A, ГАЗ-АА, она же «Полуторка». Рядом — огромный парк военной техники, включающий в себя и весьма редкие, зачастую уникальные экспонаты.

Музей «Легенды СССР»
Музей «Легенды СССР»
Музей «Легенды СССР»
Музей «Легенды СССР»
Музей «Легенды СССР»

Есть и гостиница, где можно остановиться по пути «на юга», чтобы полноценно осмотреть музей и отдохнуть перед финишной прямой. Кстати, Каменск-Шахтинский очень удобно расположен: это середина дороги между Москвой и морем. Одним словом, идеальная точка для остановки на восполнение физических и моральных сил. Музей открыт ежедневно с 9−00 до 18−00.

4. Ленрезерв (Санкт-Петербург, Ленинградская область)

На бывшем заводе «Яровит», где когда-то собирали грузовые автомобили, сейчас располагается крупнейшая и частная коллекция техники Великой Отечественной войны. «Ленрезерв» — музей Анатолия Бернштейна, адвоката и коллекционера, который на десяти тысячах квадратных метров расположил уникальную выставку из 150 действующих образцов техники, а также нескольких экспозиций о жизни блокадного Ленинграда.

«Полуторки», «Эмки», «Санитарки». В стенах музея представлены несколько уникальных экспонатов: здесь можно рассмотреть грузовики, чьи моторы работали на обыкновенных дровах, и машину «Хлеб» из легендарного и любимого в народе сериала «Место встречи изменить нельзя».

В коллекции Бернштейна — весь модельный ряд отечественных автозаводов военных лет, техника ленд-лиза, в том числе все вариации знаменитого Willys, техника из Чехословакии, Австрии и Франции. Стоят в музейном строю невероятные американские автомобили тех лет, несшие службу в СССР: Ford и Packard. Есть и немецкая техника, которая стоит за колючей проволокой — дань той горечи, что она привезла.

Здесь же стоит посмотреть огромную коллекцию артефактов военных лет, среди которых особенно впечатляют боевые знамена: это оригинальные стяги, многие из которых были проданы в девяностых, а после выкуплены и бережно выставлены здесь. Попасть в «Ленрезерв» непросто: музей открыт только в памятный даты Великой Отечественной, а в обычный день можно зайти лишь в составе организованной группы. Причем пройтись по экспозициям предстоит в достаточно напряженном ритме, не отвлекаясь и не разбредаясь. Это частная коллекция, у которой свои правила посещения.

3. Военно-технический музей славы (Черноголовка, Московская область)

Возможно, один из самых нетривиальных автомобильных музеев не только России, но и мира. Рассказ о нем стоит начать с антуража: коллекция располагается на территории бывшего пионерского лагеря. Общее настроение продолжает и сама коллекция: здесь выставлены воистину уникальные машины, которые, возможно, в ином месте и не увидишь. Например, в Черноголовке есть построенные на базе «Чайки» киномобили и «особые скорые», которые обслуживали партийную номенклатуру.

Здесь же расположены экспонаты из давно почившего музея такси, включая опытные образцы, а также «жемчуг»: вездеходы, разработанные в секретном советском СКБ «ЗИЛ», и самодельные автомобили. Достойна внимания и коллекция пожарных машин, а также военной техники и многого другого. Одним словом, поездка в Черноголовку, вернее, в село Ивановское может стать настоящим откровением и прекрасным выходным днем для всей семьи. Музей работает ежедневно с 10−00 до 17−00.

2. Музей Вадима Задорожного (Архангельское, Московская область)

Роскошный музей в подмосковном Архангельском основан Вадимом Задорожным в 2003 году. На 10 000 квадратных метрах представлены уникальные автомобили, военная техника и даже самолеты! О коллекции мотоциклов можно говорить часами, а зал «Явы» способен впечатлить любого — от мала до велика. От некогда владельца до обладателя трехколесного велосипеда. Во-первых, это действительно красиво, бережно и с любовью восстановлено, а после элегантно и удобно для осмотра расставлено. А во-вторых, оно все живое! Каждый экспонат заводится и едет. За каждым — своя история.

Говоря об уникальных автомобилях, достаточно назвать лишь один: в музее, например, стоит автомобиль Гитлера, в котором тот принимал парады. Через череду рук и дарений, машина оказалась у Иосифа Сталина, который ездить на ней отказался. Есть и автомобиль самого Сталина, бронированный ЗИС-115, рядом с ним — ЗИС-110Б Лаврентия Берии. В музее Задорожного стоят автомобили Гагарина и Горбачева, Ельцина и Брежнева. Машины, которые знавали Фиделя и Че. У них даже колеса не спускают, а уж внешний вид — выше всех похвал.

Экспонаты покупаются на аукционах и принимаются в дар, но сейчас процесс обновления коллекции приостановлен: в запасниках накопилось около сотни машин, требующих реставрации, и более сотни мотоциклов. Первую машину в свою коллекцию Вадим Задорожный купил в 1999 году — BMW DA3 Wartburg 1939 года. Музей работает ежедневно: с понедельника по пятницу с 10−00 до 20−00, по выходным с 10−00 до 21−00.

1. Музей военной и автомобильной техники УГМК (Верхняя Пышма, Свердловская область)

Лучший и самый богатый автомобильный музей России находится не в Москве и даже не в Санкт-Петербурге. Этот титул без всяких сомнений носит Музей военной и автомобильной техники УГМК, находящийся в городе Верхняя Пышма. Его создали в 2006 году по инициативе генерального директора Уральской Горно-Металлургической компании Андрея Козицына, и за прошедшие с той поры годы музей стал крупнейшим частным военным музеем в мире. Его территория — около 8 гектаров.

В действительности, в Пышме музеев три — военная техника, авиация и автомобили. О военной коллекции уже сказано, осталось только добавить, что музей носит официальный статус Общественного филиала Центрального музея Вооруженных сил Российской Федерации. Ведь здесь собрано более 500 единиц военной техники: танки, пушки, самоходки, самолеты, корабли и даже подводная лодка. Есть и железнодорожная экспозиция, на которой представлены несколько составов времен Великой Отечественной и макет станции «Ревда». Один из паровозов и вовсе уникален: его доставили на Урал с печально известной «503-й стройки».

Рядом с открытой экспозицией — огромный многоуровневый комплекс, построенный специально для выставки автомобилей. На первом этаже — начало автомобильной эры, европейские и американские «пионеры» автопрома от начала времен и до тридцатых годов XX века. Второй и третий этажи отведены целиком и полностью автомобильной промышленности Советского Союза: коллекция не просто впечатляющая, а лучшая из всех известных. Четвертый этаж — мотоциклы и гоночная техника.

Каждый автомобиль находится в состоянии музейного образца, оснащен табличкой и выставлен в лучшем своем ракурсе. Кстати, выставка постоянно обновляется, машины продолжают поступать со всех концов земного шара, чтобы после прохождения вдумчивой реставрации в местных же мастерских предстать на всеобщее обозрение. Первый автомобиль, если его так вообще можно назвать, руки Карла Бенца, Rolls Royce Николая Второго, на котором он так и не поездил, Horch 851 Штирлица, знаменитый «этюд» из «Кавказской пленницы» с микроавтобусом «Старт» и даже Citroen DS из «Фантомаса» — все они ждут посетителей здесь, в Верхней Пышме, небольшом уральском городке в 18 километрах от Екатеринбурга.