Музей Советского автопрома появился в Иваново не случайно. В 1941 году здесь был создан авторемонтный завод. С 1941 по 1945 год на его территории восстановили для фронта 3769 автомобилей ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА и ЗИС-5. Позже завод занимался капитальным ремонтом автомобилей и был партнером ГАЗ, но в 80-х годах дела стали идти плохо. Решение пришло в 1992-м, когда на существующих площадях была создана группа компаний «Риат».
Летом 2014-го руководство новой группы компаний приняло решение о создании музея советских автомобилей — как дань истокам и прошлому. В музее представлены редчайшие экземпляры из частных коллекций, все они были отреставрированы на Ивановском авторемонтном заводе и находятся в рабочем состоянии.
На фото представлены:
- ГАЗ-67Б — эта полноприводная машина с открытым кузовом представляла собой модернизацию модели ГАЗ-64, вместо дверей здесь вырезы. Годы выпуска: 1943−1953.
- ГАЗ-69 и ГАЗ-69А — эти автомобили пришли на замену модели ГАЗ-67Б и выпускались в 1952—1972 годах. Модификация ГАЗ-69 — двухдверный восьмиместный кузов, а ГАЗ-69А — четырехдверный пятиместный кузов.
Универсалы ГАЗ-22-М работали в скорой помощи, пожарной охране, такси, служили эскортом для парковки самолетов в аэропортах. ГАЗ-22 серийно производился с 1962 по 1970 год.
- ГАЗ-М-21 — «Волга» первой серии — «Со звездой».
- ГАЗ-21И — «Волга» второй серии — «Акулья пасть».
- ГАЗ-21Р — «Волга» третьей серии — «Китовый ус».
Все автомобили выкрашены по каталогам завода-изготовителя.
Автомобиль ГАЗ-13С получил прозвище «Черный доктор» — это очень редкая «Чайка» в кузове универсал, выпускавшаяся на Рижской автобусной фабрике в 1959—1987 годах. По разным данным, свет увидело от 11 до 20 экземпляров автомобиля. Он служил в качестве скорой помощи для первых лиц государства.
ГАЗ-13 «Чайка» (1959−1981 годы выпуска) — советский автомобиль представительского класса. Модель пришла на смену ГАЗ-12 «ЗИМ». В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан «кабриолет» ГАЗ-13Б. Существовал и «лимузин», имевший перегородку в салоне, — ГАЗ-13А.
Производство лимузина ЗИЛ-41047 началось в 1985 году. Автомобиль оснащен двигателем V8 объемом 7,7 литра мощностью 315 л.с. До 100 км/ч ускоряется за 12 секунд, максимальная скорость составляет 190 км/ч. Масса автомобиля — более 3,5 тонн. Колесная база 3880 мм, длина 6339 мм.
ГАЗ-12 «ЗИМ» — шестиместный седан представительского класса. Внешность ЗИМа перекликается с американскими моделями тех лет, зато конструкция являлась новаторской. Например, он стал первым в мире автомобилем, имеющим несущий кузов с тремя рядами сидений. Всего было выпущено 21 500 таких машин.
ГАЗ-3105 «Волга» — один из 55 выпущенных экземпляров. У этого автомобиля постоянный полный привод и блокируемый с помощью пневмопривода с места водителя межосевой дифференциал. Двигатель стоит продольно. Оригинальная механическая пятиступенчатая коробка передач.
Серийный выпуск автомобилей «Победа» (ГАЗ М-20) начался в 1946 году. Было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов.
Интересный факт: «Победу»-кабриолет создали из экономии: в СССР не хватало стального качественного проката для штамповки выпуклой крыши и было принято решение на части машин заменять металл брезентом.
ЗИС-110 похож на предвоенный «Паккард», но не копирует его в точности. Впрочем, именно «Паккарды» ЗИС и должен был заменить в Гараже Особого Назначения, ведь до войны высшие руководители страны ездили в основном на них. У автомобиля рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 6 литров мощностью 140 л.с. Серийное производство ЗИС-110 началось в 1945-м, а закончилось в 1961-м. Помимо стандартных лимузинов были выпущены бронированные ЗИС-115, санитарные ЗИС-110А и ЗИС-110Б со съемной крышей.
- «Полуторка» ГАЗ-АА производился в 1932—1938 годах. Прообразом для создания этого грузового автомобиля стал американский Ford Model AA.
- ГАЗ-ММ — это модернизированный ГАЗ-АА. Годы производства: 1938−1949.
Полноприводный ГАЗ М-72 «Победа» был сконструирован на базе кузова «Победы» и агрегатов от ГАЗ-69. Правда конструкторам пришлось внести десятки изменений в узлы обеих машин. Говорят, М-72 предназначалась специально для председателей колхозов — по проходимости автомобиль не сильно уступал «козлику», значительно превосходя его по уровню комфорта.
ГАЗ-31013 — «догонялка», созданная специально для КГБ. Этот автомобиль выпускался в 1982—1996 годах. ГАЗ-31013 оборудован 5,5-литровым двигателем V8 мощностью 195 л.с. от ГАЗ-13 «Чайка».
«Классика» в представлении не нуждается. В Музее Советского автопрома выставлены яркие ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-21033.
При входе в музей посетителей встречает Lada Granta, подготовленная к участию в соревнованиях по кольцевым гонкам в классе Супер-продакшн. Под капотом турбированный двигатель мощностью 247 л.с.
Музей Советского автопрома открыт с четверга по воскресенье. Понедельник, вторник, среда — выходные дни.
Кстати, посмотрев экспозицию внутри здания, не забудьте обойти его и посмотреть на автомобили, представленные на улице. Здесь стоит:
- Автобус ПАЗ-672 (выпускался в 1967—1989 годах),
- Капотный автобус КАвЗ-651 (выпускался в 1958—1973 годах),
- «Трехтонка» ЗИС-5 (выпускался в 1933—1958 годах),
- Пожарная автоцистерна АЦУ-20, созданная на базе ГАЗ-51 (выпускалась в 1946—1975 годах).