Музей Советского автопрома: где находится и что можно посмотреть

Автомобильный музей находится в городе Иваново и хранит легендарные советские машины. Авто Mail.ru рассказывает подробнее об экспонатах
Парфенова Светлана
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Музей Советского автопрома появился в Иваново не случайно. В 1941 году здесь был создан авторемонтный завод. С 1941 по 1945 год на его территории восстановили для фронта 3769 автомобилей ГАЗ-ММ, ГАЗ-АА и ЗИС-5. Позже завод занимался капитальным ремонтом автомобилей и был партнером ГАЗ, но в 80-х годах дела стали идти плохо. Решение пришло в 1992-м, когда на существующих площадях была создана группа компаний «Риат».

Летом 2014-го руководство новой группы компаний приняло решение о создании музея советских автомобилей — как дань истокам и прошлому. В музее представлены редчайшие экземпляры из частных коллекций, все они были отреставрированы на Ивановском авторемонтном заводе и находятся в рабочем состоянии.

На фото представлены:

  • ГАЗ-67Б — эта полноприводная машина с открытым кузовом представляла собой модернизацию модели ГАЗ-64, вместо дверей здесь вырезы. Годы выпуска: 1943−1953.
  • ГАЗ-69 и ГАЗ-69А — эти автомобили пришли на замену модели ГАЗ-67Б и выпускались в 1952—1972 годах. Модификация ГАЗ-69 — двухдверный восьмиместный кузов, а ГАЗ-69А — четырехдверный пятиместный кузов.
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Универсалы ГАЗ-22-М работали в скорой помощи, пожарной охране, такси, служили эскортом для парковки самолетов в аэропортах. ГАЗ-22 серийно производился с 1962 по 1970 год.

  • ГАЗ-М-21 — «Волга» первой серии — «Со звездой».
  • ГАЗ-21И — «Волга» второй серии — «Акулья пасть».
  • ГАЗ-21Р — «Волга» третьей серии — «Китовый ус».

Все автомобили выкрашены по каталогам завода-изготовителя.

Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Автомобиль ГАЗ-13С получил прозвище «Черный доктор» — это очень редкая «Чайка» в кузове универсал, выпускавшаяся на Рижской автобусной фабрике в 1959—1987 годах. По разным данным, свет увидело от 11 до 20 экземпляров автомобиля. Он служил в качестве скорой помощи для первых лиц государства.

ГАЗ-13 «Чайка» (1959−1981 годы выпуска) — советский автомобиль представительского класса. Модель пришла на смену ГАЗ-12 «ЗИМ». В 1961 году в дополнение к базовому седану был разработан «кабриолет» ГАЗ-13Б. Существовал и «лимузин», имевший перегородку в салоне, — ГАЗ-13А.

Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Производство лимузина ЗИЛ-41047 началось в 1985 году. Автомобиль оснащен двигателем V8 объемом 7,7 литра мощностью 315 л.с. До 100 км/ч ускоряется за 12 секунд, максимальная скорость составляет 190 км/ч. Масса автомобиля — более 3,5 тонн. Колесная база 3880 мм, длина 6339 мм.

ГАЗ-12 «ЗИМ» — шестиместный седан представительского класса. Внешность ЗИМа перекликается с американскими моделями тех лет, зато конструкция являлась новаторской. Например, он стал первым в мире автомобилем, имеющим несущий кузов с тремя рядами сидений. Всего было выпущено 21 500 таких машин.

ГАЗ-3105 «Волга» — один из 55 выпущенных экземпляров. У этого автомобиля постоянный полный привод и блокируемый с помощью пневмопривода с места водителя межосевой дифференциал. Двигатель стоит продольно. Оригинальная механическая пятиступенчатая коробка передач.

Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Серийный выпуск автомобилей «Победа» (ГАЗ М-20) начался в 1946 году. Было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов.

Интересный факт: «Победу»-кабриолет создали из экономии: в СССР не хватало стального качественного проката для штамповки выпуклой крыши и было принято решение на части машин заменять металл брезентом.

Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

ЗИС-110 похож на предвоенный «Паккард», но не копирует его в точности. Впрочем, именно «Паккарды» ЗИС и должен был заменить в Гараже Особого Назначения, ведь до войны высшие руководители страны ездили в основном на них. У автомобиля рядный 8-цилиндровый двигатель объемом 6 литров мощностью 140 л.с. Серийное производство ЗИС-110 началось в 1945-м, а закончилось в 1961-м. Помимо стандартных лимузинов были выпущены бронированные ЗИС-115, санитарные ЗИС-110А и ЗИС-110Б со съемной крышей.

  • «Полуторка» ГАЗ-АА производился в 1932—1938 годах. Прообразом для создания этого грузового автомобиля стал американский Ford Model AA.
  • ГАЗ-ММ — это модернизированный ГАЗ-АА. Годы производства: 1938−1949.
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Полноприводный ГАЗ М-72 «Победа» был сконструирован на базе кузова «Победы» и агрегатов от ГАЗ-69. Правда конструкторам пришлось внести десятки изменений в узлы обеих машин. Говорят, М-72 предназначалась специально для председателей колхозов — по проходимости автомобиль не сильно уступал «козлику», значительно превосходя его по уровню комфорта.

ГАЗ-31013 — «догонялка», созданная специально для КГБ. Этот автомобиль выпускался в 1982—1996 годах. ГАЗ-31013 оборудован 5,5-литровым двигателем V8 мощностью 195 л.с. от ГАЗ-13 «Чайка».

Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

«Классика» в представлении не нуждается. В Музее Советского автопрома выставлены яркие ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-21033.

При входе в музей посетителей встречает Lada Granta, подготовленная к участию в соревнованиях по кольцевым гонкам в классе Супер-продакшн. Под капотом турбированный двигатель мощностью 247 л.с.

Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома
Музей Советского автопрома

Музей Советского автопрома открыт с четверга по воскресенье. Понедельник, вторник, среда — выходные дни.

Кстати, посмотрев экспозицию внутри здания, не забудьте обойти его и посмотреть на автомобили, представленные на улице. Здесь стоит:

  • Автобус ПАЗ-672 (выпускался в 1967—1989 годах),
  • Капотный автобус КАвЗ-651 (выпускался в 1958—1973 годах),
  • «Трехтонка» ЗИС-5 (выпускался в 1933—1958 годах),
  • Пожарная автоцистерна АЦУ-20, созданная на базе ГАЗ-51 (выпускалась в 1946—1975 годах).