Правительство РФ готово будет оперативно рассмотреть вопрос повышения утилизационного сбора, заявил Денис Мантуров, будучи еще кандидатом на пост первого вице-премьера РФ. Эта мера призвана защитить отечественных автопроизводителей и мотивировать иностранные компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома. Эксперты опасаются, что это может привести к подорожанию машин. Подробности — в материале «Известий».
Предложения об индексации утилизационного сбора на автомобили и спецтехнику направил в правительство комитет Госдумы по промышленности и торговле. Об этом сообщил глава комитета Владимир Гутенев во время рассмотрения кандидатуры Дениса Мантурова, сообщает «Интерфакс».
![Дилер Дилер](https://resizer.mail.ru/p/6e22900d-11c4-5e00-8d86-a658cef4f5db/AQABEWx1OhPDldeLfriuzrO2LbBn9IRgaoKFzpq3niO3qhh6D1Qre-khe3N9u1djLSDpvNe3qk-3a5Ok-TxVs5YD1d4.jpg)
— Нами были направлены предложения по защите отечественных автопроизводителей в условиях демпинга зарубежных компаний в части повышения размера утилизационного сбора на автомобили, сельскохозяйственную и дорожную технику, — сказал Гутенев. Он также отметил, что предложения были сделаны сразу после того, как Михаил Мишустин был утвержден главой правительства.
Денис Мантуров, в свою очередь, пообещал оперативно рассмотреть направленные документы, подчеркнув эффективное взаимодействие с комитетом в период работы на посту вице-премьера главы Минпромторга.
Недостаточно повысили
Утилизационный сбор уже индексировали в августе прошлого года, в среднем тарифы выросли в три раза. Однако этого оказалось недостаточно, считают представители российского автопрома.
«Защитные барьеры на внутреннем рынке на сегодня недостаточны, чтобы стимулировать зарубежных автопроизводителей на переход от импорта готовых автомобилей в РФ к инвестициям в развитие производства в нашей стране», — заявил ранее глава АвтоВАЗа Максим Соколов на заседании экспертного совета при комитете по промышленности и торговле Госдумы. Он привел в пример один из популярных в РФ китайских внедорожников, отметив, что скидка на него составляла 900 тыс. рублей, что в три раза выше среднего размера утильсбора.
![покупка продажа автомобилей подержанные покупка продажа автомобилей подержанные](https://resizer.mail.ru/p/9c206823-a648-52da-b2db-123790623779/AQABps7gv2wgxDuCWZONG1IhiYngQDhrMdQqqAoUCb9A4lGzKr0siXWIh8xtRwVjQSOu54gdVIZgnlkyd0HzgLbaerI.jpg)
По словам Соколова, АвтоВАЗ, численно закрывая более трети российского рынка, финансово контролирует лишь около 9%. Оставшиеся 90% денежных средств «просто вымываются из России за рубеж, туда, где создается добавленная стоимость, где работают иностранные инженеры, рабочие, поставщики компонентов», указал Соколов. Участники заседания экспертного совета идею повышения утильсбора поддержали.
В рамках обсуждения было предложено установить поэтапно растущую шкалу утильсбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.
Позже на заседании в Совете Федерации Максим Соколов озвучил необходимую величину индексации: в этом году утильсбор на автомобили с двигателем объемом от 1 до 2 л должен вырасти с 300 тыс. до 550 тыс. рублей. К 2025 году утильсбор следует увеличить до 660 тыс. рублей, а к 2029 году довести практически до 1 млн рублей, сказал глава АвтоВАЗа.
![Дилер Дилер](https://resizer.mail.ru/p/8873b1ed-1db0-507f-a27e-644189332238/AQABMs2GCxhf5E-5vh39HLNU2MtGxmXbo4iqa-DXOMc5U5fb1GttFShpe9GoORwtPyADmr2BLvW7zeBU8060RcT5qmM.jpg)
По мнению Соколова, такая политика будет мотивировать китайские компании вкладывать деньги в развитие российского автопрома, локализовывать своих поставщиков на территории РФ и создавать партнерские проекты с российскими автопроизводителями.
Скидки есть
Российские дилеры по-прежнему предлагают скидки на автомобили, чтобы оживить продажи.
— Что касается складских объемов, то автомобилей прошлого года выпуска у дилеров сейчас больше, нежели 2024-го. Если говорить в цифрах, то свыше ⅔ машин — это 2023 год. И только одна треть склада сегодня представлена моделями 2024 года, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора АГ «Авилон» по продажам новых автомобилей, официальные франшизы Ренат Тюктеев. По его мнению, привлечение спроса через дисконты не уйдет, снизится их уровень.
![Покупка машины Покупка машины](https://resizer.mail.ru/p/977e3a00-1f7f-5761-b1df-f2225094407a/AQABiHIeCu8FC_fJfU1t6-Q61AHIwpeI9hDP0r6EhM0j1TtYZYF2qYWxG0gyUOsAhmrTtkem8lOlr6RizQ4rp8STZjs.jpg)
Между тем по итогам 2023 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла на 24% в сравнении с 2022-м и почти достигла 3 млн рублей. Дальнейший рост утиля будет иметь негативные последствия для автомобильного рынка, опасаются эксперты.
— Повышение ставок неизбежно приведет к росту цен на автомобили, которые и сейчас уже достаточно высоки. Как следствие, продажи машин если не снизятся, то как минимум темпы их роста ощутимо замедлятся, — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
О замедлении спроса говорит состояние рынка автокредитов, который в апреле сократился в сравнении с мартом на 8%, отмечают аналитики «Автостата».
![Дилерский центр BAIC (X55, X35) Дилерский центр BAIC (X55, X35)](https://resizer.mail.ru/p/2cd2aab1-4d56-5d3f-98ac-5f7d89a8832c/AQABA6-opd1047O_dY9YvWIjlOSbFOjZFY_1WbmRmNjg8q9mrp-V0CE7KwR0vXH7mK170nhSjZoCNfKnShY_pybmitg.jpg)
Распутье для китайцев
Одной из задач повышения утильсбора является развитие локализованного производства автомобилей в России. Однако в современных геополитических условиях возможности в этом направлении носят весьма опосредованный характер, отмечает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
— Сейчас создавать или не создавать собственное автосборочное предприятие в нашей стране в большей степени зависит от желания самих партнеров — прежде всего из Китая. При этом на них серьезное давление оказывают западные страны. На днях США решили сразу в четыре раза, с 25 до 100%, увеличить размер экспортной пошлины на китайские электромобили. По похожему сценарию могут пойти и страны ЕС. В этих условиях всё будет зависеть от позиции, которую займет КНР. Если будет принято решение договариваться с США и ЕС, то про появление в нашей стране новых площадок по выпуску китайских автомобилей можно будет забыть. Если же КНР не станет мириться с такими запретами и решит переключиться на другие рынки, то тогда в Россию как один из самых лакомых кусков мирового автомобильного «пирога» китайские автопроизводители устремятся с еще большим рвением, в том числе и с возможностью выпуска машин на наших производственных площадках, — рассказал «Известиям» Шапарин.
![Покупка машины Покупка машины](https://resizer.mail.ru/p/a6d38616-0ce4-5fc3-a7d6-d340d7a61b5f/AQABwP6lABhiq6ke4OZE_SlOch7h-FcOHjnhtv5VZOOl4QBOskC41IUJMFYEZSOrMn4GseeeWcZRr1KOMYx5EElSUkU.jpg)
Дальнейшая индексация утильсбора может оказаться невыгодной другим российским автозаводам. Итоговый размер «утиля» зависит от уровня локализации — чем она глубже, тем больше субсидии от государства. Уровень локализации у большинства работающих в нашей стране автозаводов невысок.
— Думаю, что повышение «утиля» всё же произойдет, что для покупателей будет ощутимым минусом. Поэтому при определении размере повышения утильбора очень важно найти такой баланс, чтобы с одной стороны, обеспечить защиту отечественных производителей, а с другой — не допустить резкого падения спроса на новые машины, — отметил вице-президент НАС.
Торг утилем красен
Остальные эксперты также считают, что утильсбор будет повышен, но размер индексации будет меньше озвученного Максимом Соколовым.
— Судя по всему, само по себе повышение размера утилизационного сбора — дело практически решенное. Весь вопрос в том, каким будет размер повышения и когда он начнет действовать. Озвученные ранее цифры слишком высокие: они просто убьют большинство недавно запустившихся проектов по производству автомобилей с пока еще низким уровнем локализации. Поэтому, скорее всего, в отношении утильсбора будет своего рода торг, — рассказал «Известиям» партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
![Дилерский центр BAIC (BJ40, U5 Plus) Дилерский центр BAIC (BJ40, U5 Plus)](https://resizer.mail.ru/p/29ebc203-e182-59ef-86b1-fcff449f2c95/AQABDEl6XwpwPuAknX_KxaDU_JWD_-2THsqhx8fE1-ETS3kB4M0YFs_B6CiMySeKuFRfN9zroL5R5NjdSkr6PYSwCQk.jpg)
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что предложения по размеру повышения утильсбора, озвученные главой АвтоВАЗа Максимом Соколовым, вряд ли будут приняты в полном объеме.
— Полагаю, что тут сработал принцип «проси больше — дадут меньше». По моим расчетам, чтобы отечественные производители моделей с мотором объемом до 2 л чувствовали себя более-менее комфортно на фоне зарубежных аналогов, суммарно, с учетом прошлогоднего повышения ставок утильсбора, он должен вырасти на 600−700 тыс. рублей, — считает Кадаков.
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов