В настоящее время производственные мощности в Китае позволяют выпускать около 40 миллионов автомобилей в год, но потребители в стране покупают только около 22 миллионов машин в год. Несмотря на это неравенство, правительство Китая продолжает поддерживать рост отрасли.
Проблема избыточных производственных мощностей в Китае ставит крест на планах как известных автопроизводителей, так и тех, кто продвигает новые технологии. При этом производственные линии, построенные для автомобилей с ДВС, выпускают продукцию, которая пользуется все меньшим спросом.
Между тем, автомобили EV и PHEV, которые потенциально могли бы скорректировать это избыточное производство, сталкиваются с собственными трудностями из-за экономических проблем.
В прошлом году 123 бренда предложили как минимум одну электрическую модель в Китае, сообщает The Wall Street Journal. И даже такие компании, как Zhido, которые обанкротились в 2019 году, инвесторы возвращают к жизни. Это подтолкнуло производителей электромобилей к ожесточенной ценовой войне, поскольку они пытаются привлечь на свою сторону покупателей, избалованных выбором.
Неудивительно, что автопроизводители стремятся осваивать новые рынки, что привело к росту экспорта автомобилей из Китая в пять раз в период с 2020 по 2023 год. При этом большая часть из них была экспортирована в Россию.
Китайские автопроизводители также стремятся продавать свои электромобили в других странах, что вызывает обеспокоенность как у западных конкурентов, так и у правительств. В США Белый дом рассматривает возможность повышения тарифов для защиты отечественного производства, в то время как Европейский союз изучает вопрос о субсидировании электромобилей в Китае и может рассмотреть аналогичные меры.
Это неизбежно приводит к вопросу о том, почему Китай субсидирует отрасль, которая и так сталкивается с переизбытком производства. Это связано со стремлением правительства страны поддержать своих автопроизводителей на мировой арене, а также с его усилиями по поддержке экономического роста и сохранению рабочих мест.
Поддержка правительства означает, что даже убыточные производители могут продолжать выпускать больше автомобилей. В 2023 году только четыре из 123 национальных автопроизводителей, выпускающих электромобили, продали более 400 000 машин, что, по общему мнению, является показателем, которого должен достичь автопроизводитель, чтобы выйти на безубыточность в Китае. Этими компаниями являются BYD, Tesla, Aion и Wuling.
Это побудило некоторых китайских чиновников призвать к консолидации автомобильной промышленности. Однако на данный момент в стране по-прежнему преобладает стремление к расширению.