С какой стороны ни подойди, а самая дорогая составная часть автомобиля – это кузов. Перебрать двигатель или трансмиссию, восстановить подвеску и отремонтировать любой другой элемент – гораздо быстрее и дешевле, чем вдохнуть жизнь в потрепанное и повидавшее железо. Кто хоть раз сталкивался - врагу не пожелает, особенно если делать с умом и для себя. Главным врагом автомобильного кузова является «не третье лицо» и не «другой участник дорожного движения», а коррозия. Ржавчина. От нее не спрятаться и не скрыться, а со временем любое транспортное средство этой хвори подвергнется. Сколько человечество ни изобретало, а победить эту вековечную проблему – так и не удалось. Зато можно существенно замедлить – особенно, если знать, откуда все начинается и вовремя применить превентивные меры.
Стоки
Первым рассадником ржи были и, видимо, навсегда останутся водостоки. Еще в шестидесятых, когда на советские дороги в достаточных количествах выехали машины, инженерные составы технических и машиностроительных издательств увещевали начинающего автомобилиста: промой, пробей, не затягивай! Увы, воз и ныне там: абсолютное большинство водителей ограничиваются мойкой внешних кузовных элементов, забывая о самом главном – о стоках.
Вода с лобового стекла должна куда-то уходить. Как, впрочем, и с боковых стекол, ведь резиновый уплотнитель – не герметичен. Куда? Правильно, в недра автомобиля, где инженер заранее продумал водоотведение. Но грязь, земля, палая листва и все-все-все со временем эти самые стоки забивают, способствуя накоплению жидкости и созданию идеальных условий для появления коррозии. Проржавеет – потом только менять и платить баснословные деньги за работу. А всего-то и требовалось, что пробить под напором, а в дверях – прочистить ершиком. Кстати, на дворе весна – самое время озаботится.
Пороги
Кто сталкивался с переваркой порогов, поймет всю грусть этой сложной, долгой и очень дорогой процедуры. Покупая новый комплект, вынужденный участник действа осмотрит миллиметровую сталь, прикинет величину внутренней полости, в которой годами накапливалась вода и грязь, оценит глубину повреждения и будет очень внимателен к порогам: регулярная чистка стоков, заполнения различными составами, начиная от «мовилей» и заканчивая разными импортными снадобьями, возможно, применит даже антигравий при покраске.
Но увы, столько, сколько заводские, новые пороги уже не прослужат, сколько ни крась и ни защищай. Однажды отгнившие пороги открывают «ящик Пандоры», закрыть который можно только одним способом – продав автомобиль. Именно по этой причине однажды все заканчивается вваренным уголком из трехмиллиметровой стали: он тоже подвержен гниению и тоже однажды попросится на замену. Просто времени это процесс займет намного больше.
Колесные арки
Истории «про бобров», которые погрызли железо, обычно относятся именно к аркам. Так уж вышло, что именно этот элемент начинает при разрушении выглядеть особенно прискорбно. Изъеденные коррозией и разваливающиеся на глазах они автоматически превращают любой автомобиль в руину.
Далее по классике: кто виноват и что делать. И там, и тут дискуссии не намечается: во-первых, любые «вторичные окрасы» никогда не сравнятся по качеству с заводом, материалы зачастую используются низкопробные, да и метод их применения далек от инструкции по нанесению. В результате даже мелкая царапинка, перекрашенная в гараже, через пару лет становится рваной ржавой раной. Впрочем, можно обойтись и без ремонтов: мало кто из водителей знает, что локеры, они же подкрылки, не просто так установлены на пластиковые пистоны: инженеры подразумевали, что хотя бы раз в год их будут снимать, промывать нишу арки, а после, применив любой консервант, ставить локер на место. Кто хоть раз так делал? Как результат, грязь накапливает воду, что в свою очередь создает идеальные условия для возникновения коррозии. Шах и мат.
На этом можно переходить к следующему пункту – «что делать». Различные преобразователи, грунтовки, мастики и прочие полимеры не помогут – оставьте эти обманные маневры перекупщикам. Делать для себя – делать хорошо: на любую марку и модель можно приобрести ремонтную вставку, которую следует вварить на место поврежденного элемента, загрунтовать кислотным грунтом, далее акриловым и после покрасить.
Это единственный известный человечеству рецепт, позволяющий продлить срок службы колесных арок на продолжительное время. Стоит дорого, делать долго, лучше заводского точно не будет, так что гораздо эффективнее промыть и «промовилить» арку колеса заранее.
Стаканы
Амортизаторы подвески упираются в специальные площадки, именуемые в народе «стаканами». И представить нечто страшнее, чем гнилые стаканы, и последствия этого «старения металла» достаточно сложно: со временем, на сильной кочке или пропущенной «искусственной неровности», стойка просто пробьет прогнившее железо и гротескно вылезет под капотом или в багажнике. Машина, естественно, завалится на один бок, и продолжить движение уже не выйдет.
Стакан – чертовски дорогая в ремонте штука, поскольку для качественного восстановления придется разобрать половину подкапотного пространства. А некоторые мастера, дающие гарантию, и вовсе снимают двигатель с опор. Саму по себе деталь несложно найти на разборке, где с «беспробежных машин» срезают воистину крепкое железо. Обойдется такая запчасть в 10 000 – 15 000 рублей. Но работа «порадует ценой»: например, на тривиальном Lancer эта операция была оценена в 80 000 рублей.
Чтобы однажды не столкнуться с вынужденным капиталовложением, придется наводить порядок под капотом и держать элемент в чистоте. При первых симптомах «заболевания» - тут же сбрасывать подвеску и подваривать: да, выглядеть будет не эстетично и точно скажется на остаточной цене автомобиля, зато, как говорят в наших широтах, дешево, надежно и практично. Альтернатива описана выше: треть машины за «болячку» - перебор.
Лонжероны и рама
Ключевыми несущими элементами автомобильного кузова являются или рама, или лонжероны, которые некоторые производители периодически называли интегрированной рамой. По своей сути, и то, и другое – силовые элементы конструкции, на которые приходится вся нагрузка, что «переживает» кузов автомобиля на дороге. Следовательно, разводить в них коррозию не уместно хотя бы с точки зрения безопасности.
И рама, и лонжероны варятся, меняются и восстанавливаются. Хотя в случае с классическим рамным устройством – это сложная и дорогая затея, поскольку vin-код автомобиля выбит именно на раме. Проблемы в трех случаях из четырех начинаются после ДТП, но случаются и возрастные болячки: время и влажность в тандеме с дорожными реагентами дело свое делают. Рыжее дело. Со временем, жесткость теряется, металл дряхлеет, а поражение именно этих элементов может констатироваться, как конструктивная гибель автомобиля. Поэтому обработка любыми антикоррозионными составами может только приветствоваться. Лишней точно не будет.
Ниша «запаски»
«Любимое» место первой сквозной дыры в кузове любой машины – ниша запасного колеса. В «тазике» регулярно скапливается вода, а заглядывают туда не часто. А когда заглядывают – обычно не до уборки. Через несколько лет ситуация становится страшной, а потом и фатальной – надо покупать цельный ремонтный кусок и полностью переваривать. Почему так происходит: щели, износ уплотнительной резинки и конденсат в тандеме образуют в нише «запаски» настоящее болото, которое нужно раз в полгода убирать. Но руки у владельца не доходят, а на мойке в такие «недра» не залезают – там убираются только в тех местах, которые на глазах у водителя. Рецепт все тот же: самостоятельно определить банный день и начать уборку в багажнике с ниши запасного колеса.
Низ дверей
Видимая коррозия захватывает нижний кант дверей без всяких аварий и повторных покрасок уже через десять лет эксплуатации машины в городе. Увы, соль и вода там находятся постоянно, промываем этот скрытый от глаз участок мы редко и недостаточно настырно, поэтому краска со временем истирается, что и ведет к появлению ржи.
Но самая-самая причина кроется даже не в лакокрасочном покрытии, а в герметике, который закрывает сварной стык детали: со временем состав дряхлеет, начинает отслаиваться, образуя полости, где и скапливается влага. Если «не обращать внимания», то через несколько лет поможет только замена двери. Но стоит снять герметик, тщательно зачистить и обработать поверхность, после чего нанести «травящий» состав и покрасить, не забыв вернуть новый герметик на место, как та же самая дверь прослужит еще десятилетие. А может и больше – рецепт успеха может повторяться до бесконечности.
Бытует мнение, что старый автомобиль – это обязательно ржавый автомобиль, в комплекте к которому должны идти «болгарка» и сварочный аппарат. Мол, если не заварить, так хоть на чермет разрезать. Однако, возраст к состоянию машину хоть и отношение имеет, но весьма опосредованное: гораздо важнее отношение собственника к его транспортному средству. Да, ржавчину, окисление металла при взаимодействии с кислородом, победить пока никому не удалось, но значительно усложнить ей жизнь, перекрыть тот самый кислород, как в переносном, так и в самом прямом смыслах – вполне посильная задача. Было бы желание.