Колесный трюк: как обманывают на шиномонтаже

Сезонная замена покрышек и ремонт по случаю прокола — простейшая из всех процедур содержания автомобиля. Ежегодно каждый водитель дважды стоит в очереди на «переобувку» — весной и осенью. Казалось бы, что может произойти непредвиденного?

Но недавний сезонный шиномонтаж продемонстрировал, что простая и широко представленная на первый взгляд операция может таить в себе немало подвохов, которые, что по отдельности, что всем скопом, могут существенно усложнить жизнь доверчивого и рассеянного автомобилиста, уверовавшего шиномонтажнику и не проконтролировавшему процесс.

Снятие и установка колес автомобиля
Источник: Freepik

Массовый шиномонтаж — всегда цейтнот, гонка и агония. За этот короткий отрезок апреля и октября «шинка» зарабатывает, как за весь последующий год. Очереди и недовольный люд поднимают общий тонус настроения: быстрей-быстрей. В кутерьме круглосуточного действа многое происходит по воле случая, но частенько в мирный ток процесса вмешивается и желание получить сверхприбыль. Вот лишь парочка примеров, которые происходили и продолжают происходить, когда усталый водитель хочет только одного: домой.

Лишние детали

«Да у вас колесо проколото», — скажет мастер в запачканной робе, демонстрируя длинный саморез. Вроде не спускало, помнится, но с другой стороны — всякое может быть. Надо делать и скорее ехать домой.

Естественно, никакое колесо проколото не было, а саморез — штатный сотрудник местного СТО, уже который раз приносит «копейку» недобросовестным сотрудникам. На шину «наляпают» заплатку, под которой абсолютно целая резина, а чек прирастет на лишнюю тысячу.

Несколько саморезов на столе
Источник: Unsplash

Если попросить продемонстрировать дыру — обязательно продемонстрируют, причем с внутренней стороны. Ведь вкрутить «шалость» в крепкий верхний слой покрышки достаточно сложно, особенно — простой отверткой. Внутренняя часть намного мягче — можно и рукой воткнуть. Забавно, что на предложение собрать колесо и проверить пробой воздухом, начинается ругань. Простой совет в этом случае — читать отзывы, смотреть за работой и не стесняться задавать вопросы. В конце концов — это платная услуга.

Колесо наоборот

Мастера придирчивых и внимательных клиентов не любят — мол, лезут не в свое дело, суют длинный нос куда не надо. За лишний вопрос могут и напакостить: самое простое — поставить направленную шину не той стороной. На дороге машина будет странно себя вести и отказываться ехать прямо. Только опытный водитель поймет, что дело в направлении протектора, а вот начинающий — точно поедет на СТО, где ему, конечно, расскажут в чем истинная причина.

Механик проверяет колесо
Источник: Unsplash

Только вот время будет потеряно, проблему устранят за счет клиента, а «умник», по мнению шиномонтажника, получит хороший урок на будущее. Шиномонтаж — операция простая и конструктива не затрагивающая. Если с машиной после процедуры прошли неожиданные пертурбации — дело исключительно в процедуре. Как бы поздно, темно и грустно не было — надо возвращаться и требовать немедленно переделать. Завтра вас уже никто «не вспомнит». Да и чек, как водится, дать «забудут».

Чужая шина

Покрышка — вещь дорогая, а времена, когда с машин снимают во дворах колеса, возвращаются. Добротный, недавно приобретенный комплект шин — повод быть внимательным во время «переобувки». Поскольку есть шанс получить «подменку» — шину аналогичного размера, но с большим износом вместо своей. Иногда — и пару. Делается это, безусловно, с умыслом, поскольку наверняка уже есть заказчик, которому нужна хорошая покрышка или пара за «недорого». А несколько истерзанных, но еще держащих давление покрышек на шиномонтаже найдется всегда.

Стопка старых покрышек
Источник: Unsplash

Лично довелось сталкиваться с подобным лишь однажды, благо, совершенно случайно и по абсолютно глупой причине полезли смотреть: батюшки святы, а колеса-то разные стоят. Естественно, на СТО извинились, мол, ошибка «по запаре», бывает, немедленно переделаем. Естественно, тут же и шины нашлись — за станком — и переделали. Естественно, в это никто не поверил, потому что годовалый комплект дорогой европейской фирмы, лежащий стопкой, даже издали и с плохим зрением не походил на установленную пару.

«Забытая» балансировка

Балансировка — обязательный процесс при сборке колеса, отказ от которой приведет к повышенному износу деталей подвески, скажется на состоянии несущего кузова и приведет к возрастанию аппетита двигателя внутреннего сгорания. Что там будет происходить со ступичным подшипником — даже представить страшно.

Шиномонтаж Балансировка колес автомобиля
Источник: legion-media.ru

Балансировку обязательно предложат сделать на каждом шиномонтаже — она денег стоит. Но предлагать — не значит сделать. Как правило, балансировочный стенд всегда занят, их не хватает, а водитель вряд ли заметит, если старые грузики на диске не будут заменены на новые. Есть — есть, спасибо, до свидания. Колесо будет бить, иногда почти незаметно, но повышенный износ покрышки — гарантирован. Так что не грех постоять «над душой» и самостоятельно, своими глазами проверить мастера «на забывчивость».

Вода в колесе

Самому надоедливому, въедливому и противному клиенту, который все знает и все умеет, а на каждое движение мастера имеет свой дельный совет, обязательно зальют в колесо стакан воды. Эффект будет сногсшибательный: по ощущениям, кажется, что развалилась вся подвеска, лопнула пружина, отошла в мир иной шаровая и развалился ступичный подшипник. Удары, скрежет, полное непослушание руля и весь перечень невзгод.

Бочка с водой
Источник: Unsplash

Визуально — ничего не видно, надо разбирать. Более того, мастер, что полезет изучать состояние подвески, тоже ничего не поймет. Фокус может быть разгадан, только если опытный механик прокатится сам, а потом догадается спросить про посещение шиномонтажной станции. Вот тогда, заставший девяностые профи поймет, «откуда ноги растут».

Маслице на ступицу

Чтобы колесо легко снималось, надо ежегодно обрабатывать и основу, и посадочную площадку на диске медной смазкой. Тогда и только тогда колесо слетит с площадки, стоит открутить болты. Это отдельная и всегда платная операция, альтернатива — купить нужный состав заранее и привезти с собой на шиномонтаж. Впрочем, есть и антоним медной смазки.

Мастер в автосервисе
Источник: Freepik

Для «особых клиентов» шиномонтажник всегда держит под рукой стакан отработки, которой непременно обольют обратную сторону диска. Даже незначительная доля этой ядерной смеси под воздействием высокой температуры от тормозов приведет к тому, что колесо намертво прикипит к ступице, а его съем займет куда больше сил и времени, чем обычно. Более того, с такой задачей справиться на обочине, одним лишь домкратом и штатным ключом — практически невозможно.

Недокрученные болты

Самое опасное, что может произойти — открутившееся на дороге колесо. Гайки и болты откручиваются не сразу, отлетают, как правило, по очереди, не забывая слизать шпильку в первом случае и раздраконить ступицу — в обоих. Машина постепенно теряет управляемость, начинает рыскать по дороге, а если вовремя не остановиться — произойдет непоправимое. Случается это по единственной причине — болты не дотянули при замене. По уму и по «мануалу», затяжка болтов на каждой марке и модели автомобиля — своя, четко прописанная в инструкции, и тянуть их «мастерком» — пневматическим гайковертом — нельзя. Завернув основную резьбу, нужно «доработать» динамометрическим ключом. Но кто так делает, особенно, когда очередь ждет?

Мастер закручивает болты на колесе
Источник: Freepik

В результате болты в лучшем случае перетянут, да так, что потом придется применять метровый вороток, а в худшем — не докрутят. Описывать последствия не стоит, но единожды попав в подобную ситуацию, получаешь психологическую травму, вынуждающую регулярно проверять затяжку всех болтов на каждом колесе. И так — раз в неделю.

Вывод из всего сказанного выше очень прост: спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Верить, что кто-то чужой проверит и сделает по совести — не стоит. Так делают только для себя и только свои, да и то — не всегда. Бдительность еще никого не сгубила, а вот недотянутые колесные болты — сгубили сотни, если не тысячи. Советские инженеры, написавшие книги по ремонту и обслуживанию автомобилей, в первой строчке черным по белому и с большой буквы рекомендовали: каждая поездка должна начинаться с обхода, проверки машины со всех сторон. Дельный совет, очень актуальный и сегодня.

Александр Потапов