Круче «Виллиса»: почему в серию не пошел внедорожник АР-НАТИ

Большой талант
AR
Источник: Wikimedia

Советские внедорожники времен Великой Отечественной часто обвиняют во вторичности. Мол, все они калька с американского Willys. Ну, а что вы скажете про вездеход АР-НАТИ, который вообще-то был круче заокеанской легенды?

«Автомобиль Разведывательный» — это детище конструкторов Александра Андронова и Василия Родионова. Еще до войны они восхищались идеями немецкого внедорожника Tempo 1200. У того была крайне интересная конструкция — два мотора, полный привод, полноуправляемое шасси. Правда, интересные инженерные решения портили маломощные двухтактные моторы и общая хлипкость конструкции.

AR
Источник: Wikimedia
AR
Источник: Wikimedia

Тогда Андронов и Родионов решили сделать свою версию военного вездехода. Начали с самого главного — рамы. Прочный и надежный фундамент машине обеспечивала рама волнообразной формы. Так удалось снизить центр тяжести и освободить место под рессоры. Мотор взяли от «эмки», основательно его доработав. Сцепление и коробка подошли от грузовика ГАЗ-ММ, раздатка от полноприводного седана ГАЗ-61, а тормоза — ГАЗ-11−73.

Все работы были завершены за три месяца, а на сравнительных испытания АР-НАТИ Андронов и Родионова не оставил шансов внедорожнику Р-1 — прототипу, созданному инженерами ГАЗа.

AR
Источник: Wikimedia

Машину даже рекомендовали к серийному производству. Правда, случилось это уже в июле 1941-го. Дальше, как говорится, можно не рассказывать.

Опытные образцы АР-НАТИ были отправлены в Горький в распоряжение ГАЗа. Вскоре одна машина погибла при бомбежке, а на другую газовские специалисты махнули рукой. Им ведь нужно было доводить до ума собственный автомобиль, который станет тем самым ГАЗ-64, который так любят обвинять во вторичности…

Александр Потапов