На поле чудес
Во второй половине 1980-х «Москвич-2141» на фоне других отечественных моделей по конструкции был вполне приличным автомобилем: просторный салон, удобная посадка, неплохая подвеска и хорошая управляемость. Мотор бы ему помощнее!
Главной проблемой «Москвича» было низкое качество изготовления (от покраски до сборки) и комплектующих. Именно этим стоило заняться заводу. Но АЗЛК пошел по иному пути.
В 1997 году представили хэтчбек на базе «Москвича-2141» с удлиненной на 200 мм (до 2780 мм) колесной базой. Эта машина получила пафосное имя «Юрий Долгорукий» и обозначение «Москвич-2141Y2».
![«Москвич-2141Y2» «Юрий Долгорукий» — первый московский опыт удлинения стандартного хэтчбека. «Москвич-2141Y2» «Юрий Долгорукий» — первый московский опыт удлинения стандартного хэтчбека.](https://resizer.mail.ru/p/d03968bf-cc3e-5047-a21f-4814263a5756/AQABkC81MbImpK3gO-r5KMs6ZE9QJsVbnZ_oBxOWnnbDXo74jCWpzeZZ0xktl0Gl2EpI5qVH-jGVNiUxBTKwBdzfkMA.png)
Удлинять «Москвич-2141» попытались еще в конце 1980-х в Югославии, где в те годы активно занимались доработкой советских автомобилей. Но на Балканах удлиненный хэтчбек планировали для медицинской службы. В Москве же строили другие планы.
Один из первых длинных хэтчбеков, который тестировал «За рулем», был окрашен в черный колер и оснащен черными кожаными сиденьями. Такой автомобиль явно предназначался для государственных чиновников, многие из которых тогда еще ездили на «Волгах».
![Под капотом «Юрий Долгорукого» двигатель Renault F3R мощностью 112 л.с. Под капотом «Юрий Долгорукого» двигатель Renault F3R мощностью 112 л.с.](https://resizer.mail.ru/p/cf10625f-dc98-534a-9a45-b624d3f62d21/AQAB4VLBPkCkaB49zx-B5uW4v0XHi0jFkeKF8-eff0GH3awvTcrqc6zaDgocFlLaJTnibqjmAIuTjjZ3ISnYm1v4fAM.png)
На автомобиле стоял французский двигатель Renault F3R рабочим объемом 2 л и мощностью 112 л.с. Предполагали продавать версии и с отечественными моторами. В том числе с уфимским УЗАМ-3317 объемом 1,7 л и мощностью 85 л.с. С этим агрегатом «Москвич» ехал заметно веселее, чем с 1,5-литровым 72-сильным двигателем.
Французский мотор, который вскоре стали ставить и на стандартные модернизированные хэтчбеки «Святогор», был и мощным, и современным, и надежным. Но совсем не дешевым. По сути, при падающем спросе завод продавал машины с дорогим импортным мотором себе в убыток.
Удлиненный хэтчбек запустили в производство в 1998-м уже с измененным дизайном (как у «Святогора») и импортными главным тормозным цилиндром и усилителем. Спрос оказался очень низким. Государственные структуры не стремились менять Волги на разросшиеся в длину «Москвичи». Тем более что удлинение машины и даже импортный мотор не повлияли на качество комплектующих и антикоррозийной обработки.
Но руководство завода, поддерживаемое московскими властями во главе с мэром Юрием Лужковым, все равно пошло по пути создания экзотических модификаций.
Как испортили «сорок второй»
При создании «Москвича-2141» сразу же заложили и седан «Москвич-2142». Многие ждали именно эту машину. Но тогдашний директор АЗЛК Валентин Коломников хотел запустить в производство седан уже с новым московским мотором.
Но цех для выпуска двигателей так и не достроили. А в мир «Москвич-2142» вышел уже при новом руководстве в удлиненной версии «Москвич-2142V3» «Князь Владимир».
![Салон «Москвича» «Юрий Долгорукий» сделали настолько роскошным, насколько смогли. Салон «Москвича» «Юрий Долгорукий» сделали настолько роскошным, насколько смогли.](https://resizer.mail.ru/p/36bceb96-6740-5156-8fe9-77b88c421cb4/AQABIeIX7r1X5VeoH5pgiWTtO_BN_s33UEaNMwZOSBlefHbNI9Q4c9qqcG9mYXDWzKmWsqqHcby8Tojy1eG-zOO-XVg.png)
Формально такой седан можно было купить с уфимскими двигателями мощностью 1,7 и 1,8 л (последний под бензин АИ-80). Упоминали также мотор ВАЗ-2130 рабочим объемом 1,8 л и мощностью 77 л.с.
Помимо двигателя Renault F3R мощностью 112 л.с., предлагали теперь и F7R. Этот французский 2-литровый 16-клапанный агрегат развивал 145 л.с. Но, по отзывам заводских испытателей, мотор, предназначенный для спортивных версий Renault, для тяжелого и длинного седана не очень подходил.
![Разросшийся седан «Москвич-2142V3» «Юрий Долгорукий». Разросшийся седан «Москвич-2142V3» «Юрий Долгорукий».](https://resizer.mail.ru/p/6a7110f1-ed5e-50ec-8ab1-478f7174403c/AQABnQCmR6Ouq6vUIFHMoALSUf_ZiaDo-mHpSefTJqdhU4U_FcINswuaIsuGjyw_f2njW6Rhwl1r8r4GfkNG_rsTyvU.png)
«Князь Владимир» продавался так же плохо, как и «Юрий Долгорукий». Машины предлагали даже милиции. Но и там они энтузиазма не вызвали.
![Удлиненные «Москвичи» предлагали и милиции, но безуспешно. Удлиненные «Москвичи» предлагали и милиции, но безуспешно.](https://resizer.mail.ru/p/e0a9ec10-939a-5499-a636-771e78aa7f12/AQABWN5M4f6p8l0D3nynuLsL4BeTwyHCvt_GXfptjBpwAjLaVudReZKOabQYs51d10fV5pr26pcZL3ooWf0XRe82Wq8.png)
А спрос на основную модель тем временем продолжал снижаться. В первую очередь из-за отвратительного качества. Зато в 1998 году на московском автосалоне МИМС публике с помпой презентовали Москвич-2142R5 по имени «Калита».
![«Москвич-2142R5» «Калита» впервые показали в 1998 году. «Москвич-2142R5» «Калита» впервые показали в 1998 году.](https://resizer.mail.ru/p/88fe5d78-20cd-5e95-9298-dc13acb30a8d/AQABpqQC1srw4fah4jJLYLVdk-6ETTpYBQuLSEtah8FKeA3V8QBNH-iwS0ZUDQwPY9BBdrx0zV3ooOtqtSFucCjpNY4.png)
Машина представляла собой седан «Князь Владимир» с новыми огромными, но выглядевшими кустарными фарами и задними фонарями и массивной решеткой радиатора в стиле Rolls-Royce. Сотрудники завода с сарказмом рассказывали, что весила она около 30 кг.
![Салон выставочного «Калиты». Салон выставочного «Калиты».](https://resizer.mail.ru/p/ca37c3fe-0f2d-5051-a50c-3841f1317b0b/AQABzAKRAWiIXobAUhR7lcoIpZ73qCnnnzMWmd1q4P4e37_jaOBA9P1GBnFmIshaFxOdL9mgl1iVyDWtAm87d1DhfAg.png)
Калиту оснастили 145-сильным двигателем. А еще он прославился тем, что на его базе сделали несколько полноприводных автомобилей «Москвич-2144R5».
Завод задолго до этого провел серьезные доводочные работы по машинам 4×4. Выпускать планировали хэтчбек «Москвич-21416», седан «Москвич-21426» и пикап. Полный привод должны были получить и перспективные автомобили, над которыми работали с конца 1980-х.
![Полноприводный Москвич-2144R5 сделали всего в нескольких экземплярах. Полноприводный Москвич-2144R5 сделали всего в нескольких экземплярах.](https://resizer.mail.ru/p/013b1041-29d2-5a42-b8c8-af092b867ac6/AQABhJHWeEoKj2qzvbRolTcAXZHIBx9gFGS3iEzOMRga0wmAVz7BMsBnYE0b_a7Qe8zolsWmBKAfvVn8HIlWUo6wHso.png)
Но серийное производство полноприводных «Москвичей» так и не запустили. Окончательно проект умер именно под кузовом помпезного длинного седана. Несколько таких машин отправили в правительство Москвы. Но там уже окончательно распробовали иномарки и пересаживаться на аляповатые изделия завода «Москвич» (даже полноприводные) не собирались.
Реалии краха
Завод пробовал не только удлинять, но и укорачивать «Москвич-2141». В 1999 году сделали двухместное купе по имени «Дуэт» с колесной базой 2300 мм — на 280 мм меньше стандартной.
Машину соорудили в двух вариантах: «Москвич-2142SO» со стандартным, как у «Святогора», передком и «Москвич-2142S5» Дуэт II с «лицом» от «Калиты».
![Москвич-2141SO Дуэт (1999 год). Москвич-2141SO Дуэт (1999 год).](https://resizer.mail.ru/p/39eb7674-a523-50f6-97e1-a106926907ec/AQABjYtqEC5exL8bmGF_-SB9KqK2XGRRmzE54X1zFxesRanVepbE4B0ewWJYkjiyncDReAxP5DhB3M2siZzwgWBcGvc.png)
Рекламировали варианты с 77-сильным двигателем ВАЗ-2106 и с французскими моторами, развивающими 112 л.с. и 145 л.с. Укороченных «Москвичей» сделали не более полутора десятков. Большого спроса на них тоже не возникло.
![«Обрезанный» «Калита», он же Дуэт II. «Обрезанный» «Калита», он же Дуэт II.](https://resizer.mail.ru/p/b9c75e86-c6fe-5a9d-8cac-d0b91f584cc8/AQAB3XoPuZgeGTp5j83r7-lVxClmJh-9qPXolvR96RsY-nuHVzniXny_uUSDZl3CFEH4vTX7oh7ebbhSsMjONvk0iPM.png)
В начале 2002 года конвейер завода окончательно встал, площадки сбыта были полны нераспроданными, в том числе и недоукомплектованными автомобилями.
Странные и никому не нужные конструкции ожидаемо не спасли завод, а поспособствовали его банкротству. Но в историю отечественного автопрома эти редкие машины вошли. Пусть и в таком грустном контексте.
Канунников Сергей