Стоит ли накачивать шины азотом

Предложения шиномонтажей звучит заманчиво: вместо воздуха покрышки наполняют азотом, и давление в шинах остается постоянным в течение длительного времени. Но правда ли это?

Заправка всех четырех шин азотом или так называемым «шинным газом» обходится примерно в 1000—1500 рублей. Как обещают, шины после процедуры должны дольше держать давление и их не придется подкачивать долгое время. Считается также, что азот положительно влияет на износ и расход топлива.

Накачать шины азотом
Источник: Freepik

Азот для авиационных или гоночных шин

Азот имеет более низкий коэффициент диффузии, чем кислород, из-за немного более крупных молекул, поэтому и выходит он из шины немного медленнее. Однако испытания показали, что даже после нескольких месяцев разница в давлении в «обычных» и азотных шинах составляет всего несколько сотых бар.

В качестве еще одного аргумента в пользу азотной заправки часто приводят меньшую пожароопасность. Действительно, шины самолетов, автомобилей Формулы-1 или транспортных средств, перевозящих опасные грузы, обычно заполняют азотом, а не воздухом. Это имеет смысл, потому что эти покрышки подвергаются экстремальным нагрузкам и могут начать гореть из-за дефекта или недостаточного давления.

2024 Rolex Australian Formula 1 Grand Prix At The Albert Park Circuit, Melbourne, Victoria On The 21st March 2024
Источник: legion-media.ru / Sipa USA

Преимущество азота в том, что он не воспламеняется и даже подавляет огонь. Кислород, с другой стороны, является основой любого открытого пламени, поэтому он ускоряет возгорание.

Однако это преимущество не распространяется на обычные автомобильные шины. Температурные нагрузки на покрышки, характерные для гонок Формулы-1 и приземляющихся самолетов, никогда не достигаются в условиях обычного дорожного движения.

«Шинный газ» обычно содержит около 90 процентов азота. Для сравнения: сжатый воздух содержит около 78 процентов азота. Азот получают методом сжижения воздуха по методу Линде. «Шинный газ» зачастую не самого высокого качества, а значит, особой разницы с обычным воздухом нет.

Контроль давления в шинах по-прежнему необходим

Если предположить, что потеря давления в неповрежденной шине из-за диффузии в течение 3 месяцев составляет примерно 0,1 бар, становится очевидным, что это не может быть причиной для сокращения регулярных проверок давления в шинах. Другие возможные потери давления, например, из-за утечек и повреждений, играют гораздо большую роль.

Подкачка шин
Источник: Freepik

Однако специфические свойства азота не влияют на потерю давления, поскольку любой газ выходит через отверстие в шине! Таким образом, азотная заправка не освобождает от необходимости регулярно проверять давление.

Специалисты рекомендую проводить проверку давления раз в две недели.

При правильно установленном давлении воздуха исключается быстрый износ резины и увеличенный расход топлива. А потому нет никакого смысла переплачивать за заправку шин азотом — достаточно будет обычного воздушного компрессора.

Более того, утверждение о том, шины с азотом надо реже проверять, опасно, поскольку оно приводит к более небрежному отношению к необходимости контролировать давление в шинах.

Александр Потапов