Свежие данные о водителях, имеющих максимальную скидку при приобретении полиса ОСАГО, опубликовал РСА. Максимальный дисконт — 54% (коэффициент бонус-малус 0,46) — страховщики предоставляют клиентам, которые в течение последних десяти лет не были виновниками ДТП. В системе учитываются как «тяжелые» ДТП с пострадавшими и погибшими, так и мелкие с ущербом только для «железа». По данным РСА, в России доля таких водителей (от числа всех застрахованных в рамках ОСАГО) по итогам года составила 31,1%. По итогам шести месяцев 2023 года, как сообщал «Ъ», показатель составлял 29,4%.
В Санкт-Петербурге — 43,1%, в Подмосковье — 42%, Ленинградской области — 40,8%, Пермском крае — 40,2%, Новосибирской области — 39%.
Невелика доля аккуратных водителей на Чукотке (11,6%), в Ненецком автономном округе (11,8%), Забайкальском крае (12,6%).
В регионах, где водителей с минимальным КБМ немного, как правило, фиксируется высокая аварийность, объяснили «Ъ» в РСА. Там в автопарке превалируют автомобили старше десяти лет, которые, опять же согласно статистике, чаще попадают в ДТП. «Эти регионы характеризуются относительно большой долей граждан, которые водят вообще без полисов, — говорят в союзе.— Кроме того, там высоки риски мошенничества в рамках ОСАГО: водители порой вовлечены в схемы с фиктивными авариями ради получения выплат». Об этом косвенно свидетельствуют данные о средних выплатах по «автогражданке»: наибольшая — в Ингушетии (162,4 тыс. руб.), Северной Осетии — Алании (145,3 тыс. руб.), Чечне (144,8 тыс. руб.). В Москве и Подмосковье, к примеру, средняя выплата составляет 90,6 тыс. и 87,2 тыс. руб.
Расчеты РСА основываются на данных о регистрации автовладельцев (паспорт предъявляется при оформлении ОСАГО). Иными словами, если водитель зарегистрирован в Москве, в статистике он будет отражен как автомобилист, который преимущественно передвигается по столице, хотя это не всегда верно. Надо иметь в виду, что данные РСА не на 100% коррелируют с уровнем аварийности, замечает в этой связи координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
В подмосковном минтрансе добавили, что проводят в регионе не только «оперативные и долгосрочные мероприятия на дорожной сети», но и меняют «поведенческую модель участников движения с помощью пропаганды соблюдения ПДД».
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказывает, что все больше водителей, попадая в мелкую аварию, предпочитают договориться на месте и расплатиться наличными: если оформлять официально, КБМ снижается «драматически». Поэтому, с точки зрения РСА, аварий становится меньше, а людей с высоким КБМ больше, поясняет господин Шапарин. При этом, обращает внимание он, в 2023 году аварийность, по данным ГИБДД, выросла на 4,5%. Госавтоинспекция, напомним, включает в отчетность только ДТП с погибшими и пострадавшими.
В рейтинге самых аккуратных водителей пока не фигурируют Крым и Севастополь. В РСА «Ъ» напомнили, что, согласно принятому в 2014 году закону, украинские полисы действовали до окончания срока их действия, затем заключались договоры ОСАГО уже с российскими компаниями. Таким образом, в этом году истекает десятилетний срок, который необходим для присвоения клиенту, не попадавшему в аварию, минимального коэффициента бонус-малус. «Поскольку значение КБМ пересчитывается раз в год (1 апреля), представляется справедливым включать Крым и Севастополь в общий рэнкинг начиная со второго полугодия 2025 года», — заявили «Ъ» в РСА.
Иван Буранов