Автозавод «Москвич» ищет еще одного китайского партнера по причине недостаточной загрузки производства. Предприятие может ежегодно выпускать 180 тыс. машин, но в планах на этот год — собрать только 22 тыс. При этом, как в феврале 2024-го заявляли инвесторы автозавода, для выхода на безубыточность необходимо производить хотя бы 40 тыс. автомобилей. Но на такой уровень, как следует из производственного плана, «Москвич» сможет выйти только в 2025 году.
Сейчас российская компания сотрудничает с JAC Motors, собирая «Москвич 3» и «Москвич 3е», которые являются вариациями китайских кроссоверов. Кроме того, в 2025 году автозавод намерен выпускать отечественные электромобили «Атом». Кто из китайских компаний может пойти на сделку?
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков считает, что интересанты будут. Однако, по его словам, в целом зарубежные предприятия не спешат сотрудничать с российским автопромом из-за ряда условий: «Существует не так много китайских компаний, которые будут готовы поработать с нашими компаниями вообще и в частности с “Москвичом”, поскольку работать с предприятием, которое принадлежит государственным органам, причем не просто торговать машинами, а быть технологическим партнером — это довольно сложная задача, но это не значит, что она невыполнима.
Наверняка в Китае найдутся компании, которые будут готовы взаимодействовать. Но партнер должен подходить «Москвичу», чтобы было, что выбрать из его модельной гаммы, и чтобы он был готов сотрудничать технологически. То есть чтобы машина или, может быть, целый модельный ряд подходил под российский рынок. Существует целый комплекс факторов, влияющих на выбор партнера, поэтому это довольно-таки трудоемкий процесс.
Опять же, наш рынок сейчас очень изменился, многие факторы, которые были ключевыми в прошлом, отходят на второй план. На первый план выходит простое взвешивание за и против. Если будет предложен адекватный вариант автомобиля по приемлемой цене, который попадает в нужные ниши и хорошо выглядит, то покупатели будут. Если «Москвич» найдет подходящего партнера, то вполне сможет выпускать и 50 тыс., и 80 тыс., и 100 тыс. автомобилей в год и продавать их".
В прошлом году «Москвич» выпустил 31 тыс. автомобилей, посчитали в аналитическом агентстве «Автостат». При этом из них удалось продать только половину — чуть более 15 тыс. машин. Автомобили, которые завод представляет сейчас, не самые современные и пользуются спросом только с наличием скидок, уверен главный редактор журнала «Движок» Роман Зубко: "Стоит постараться найти какие-то модели, которые были бы более популярны на российском рынке, потому что, судя по последней статистике, завод, конечно, производит немало машин, но продает от силы половину. Иначе как скидками, о которых не так давно было объявлено, народ наш не привлечь.
Видимо, пытаются найти какие-то более современные авто и технологичные производственные решения. Те модели, которые продаются сейчас, по сути, являются переработанными моделями JAC. Видимо, есть такая проблема, как затоваривание складов. Объявляются большие скидки, например, не так давно стало известно, что у дилеров можно получить скидку на машину от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб., тогда они продаются более или менее активно. В основном это не самые современные модели, чуть более актуальным является «Москвич 6», он же Sehol, но примерно за те же деньги на нашем рынке есть модели поинтереснее".
В 2023-м выручка российского автозавода выросла почти на 40%, превысив 59 млрд руб. При этом убыток также увеличился более чем в 3,5 раза, говорится в отчетности компании.
Анна Кулецкая