«Дни Скорости на Льду Байкала – 2024»: итоги

Ежегодный фестиваль автоспорта «Дни скорости на льду Байкала» в двенадцатый раз состоялся в проливе Малое Море озера Байкал в Иркутской области

В XXII-м фестивале автоспорта «Дни скорости на льду Байкала» приняли участие восемь пилотов на шести единицах разной техники, среди которых были как серийные, так и специально подготовленные автомобили. Зафиксированные данные будут переданы в Российскую автомобильную федерацию (РАФ) для рассмотрения на Совете по спорту и последующего утверждения новых национальных рекордов. Информационным партнером выступил проект Авто Mail.ru.

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

Все заезды проводились на природном льду по специально подготовленной и омологированной Российской автомобильной федерацией (РАФ) дорожке длиной 14-15 км, рассчитанной на среднюю скорость 300 км/ч. Рекордные попытки предпринимались на дистанции 1 километр с хода и 1 километр с места по регламентам РАФ и FIA. 

В этом году в регламент фестиваля также вернулась дистанция – 500 метров (с хода и с места). Задача пилота – проехать дистанцию в обе стороны в течение часа. Результат – среднее арифметическое показанной скорости. К заездам допускались как серийные (категория Б), так и специально подготовленные автомобили, соответствующие техническим требованиям РАФ. 

Главным событием фестиваля стала премьера нового электрического спортпрототипа Сарма 2 Evolute. Это уникальный проект, в создании которого принимали участие ведущие российские конструкторы. Прототип был построен с использованием компонентов от отечественных поставщиков, которые проходят испытания в составе российских электромобилей Evolute и будут применяться в серийном производстве этих электромобилей на заводе марки в Липецкой области в ближайшей перспективе.

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

Идейный вдохновитель проекта — многократный рекордсмен России, тележурналист, основатель команды LAV Racing и главный организатор фестиваля «Дни скорости на льду Байкала», Андрей Леонтьев. Разработка, сборка и испытания происходили под руководством Станислава Лыжина, эксперта по постройке картинговых болидов и гоночной техники, который также отвечал за постройку первой версии болида Сарма. Сборка Сарма 2 Evolute осуществлялась в Волгограде силами конструктора Анатолия Шубина и его команды Karkas34.

Сарма 2 Evolute это совершенно новая увеличенная в размерах конструкция с постоянным полным приводом и подвеской, оснащенная двумя батареями и электроприводом. Масса нового «болида» составила всего 750 кг. Аккумулятор спортпрототипа был разработан по индивидуальным чертежам и в кратчайшие сроки специалистами компании «Системы Автономной Энергии» (САЭ). Система способна поддерживать длительные высокие значения силы тока, достигающие 500 А, и отличается высокими показателями надежности, характерными для высоковольтных батарей, которые используются в электробусах и троллейбусах с автономным ходом. 

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

Для удобства эксплуатации и обслуживания в кабину пилота была встроена собственная система мониторинга состояния батареи САЭ Remote, позволяющая отображать такие параметры, как уровень заряда, температура, напряжение и сила тока. Электропривод прототипа был реализован компанией «Приводная техника». Его особенность заключается в том, что он может работать в большом диапазоне нагрузок и тем самым быть применимым на различных классах автомобиля. Также он имеет отличные массогабаритные характеристики и высокую удельную мощность.

В качестве силовой установки используется синхронный электродвигатель с постоянными магнитами, в состав которого входят мотор, редуктор и силовой инвертор. Электропривод EDM-60/120 расположен продольно и обладает номинальной мощностью 60 кВт, а его пиковая мощность достигает 120 кВт. В результате, мотор выдает 14 000 об/мин.

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

В заезде на 1 километр с хода за рулем болида Cарма 2 Evolute выступила Анастасия Нифонтова – известная российская авто и мотогонщица, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, кандидат в мастера спорта по автомобильному спорту.  А также, в заезде на 1 км с места за рулем Сармы 2 Evolute выступал один из создателей прототипа — Станислав Лыжин.

В гонке с ходу на дистанцию в 1 км, Сарма 2 Evolute продемонстрировал максимальную среднюю скорость 186,248 км/ч, что выше чем существующий рекорд 1977 года в классе А VIII 2 (специально подготовленные электромобили массой от 500 до 1000 кг), который держался 47 лет и составлял 161,700 км/ч. Во время заезда были использованы стандартные шипованные шины Ikon Tyres Nordman 8 от российского производителя Ikon Tyres.

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

Evolute i-Jet (B VIII 5) показал отличные результаты в категории серийных электромобилей и на дистанции 500 метров при старте с места под управлением опытной гонщицы Марии Мельниковой набрал максимальную среднюю скорость более 81 км/ч. При старте с ходу на расстояние в 1 километр спортивный кроссовер, за рулем которого находился известный пилот кольцевых гонок Виталий Ларионов, развил среднюю скорость более 221 км/ч., тем самым обновив предыдущий рекорд в 217,970 км/ч.

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

Voyah Passion Long Range (B VIII 5) доказал превосходство в своем классе. В ходе успешной попытки, максимальная средняя скорость электромобиля на дистанции в 1 километр с места составила более 108км/ч. Десятикратному рекордсмену России Максиму Леонову удалось побить существующий рекорд, находившийся на отметке более 106 км/ч. Во время заезда на 500 метров с хода Voyah Passion Long Range под управлением известной российской авто и мотогонщицы Анастасии Нифонтовой показал максимальную среднюю скорость более 183 км/ч, что претендует на обновление национального рекорда для электромобилей.

Jaguar F-Pace (А III 8) под управлением опытнейшего Андрея Леонтьева не с первого раза, но смог продемонстрировать 111,829 км/ч на дистанции 1 км с места и 206,398 км/ч на дистанции 500 метром с хода. По словам пилота, в осуществлении успешной попытки большую роль сыграли зимние шипованные шины Ikon Autograph Ice 9. 

«Дни Скорости на Льду Байкала»
Источник: «Дни Скорости на Льду Байкала»

Audi RS 6 (A I 9) под управлением путешественника, спортсмена и уже ставшего постоянным участником фестиваля «Дни скорости на льду Байкала», Алексея Павлина, смог по-настоящему удивить, выдав на одном из отрезков невероятные 298 км/ч. Однако, учитывая, что в зачет принимается именно средняя скорость заезда (туда-обратно) в итоговый протокол вошли не менее впечатляющие 289,389 км/ч на дистанции 1 км с хода. На дистанции 1 км с места максимальная средняя скорость составила 119,205 км/ч. Оба результата превысили существующие рекорды в своем классе. 

К сожалению, багги Segway Villain SX10WX (В II 5) не смог реализовать весь свой потенциал и из-за фатальных проблем с двигателем досрочно прекратил заезды. Результат единственной успешной попытки на дистанции 1 км с места составил 58,042 км/ч.

Игорь Самойлов